на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные направления и тенденции развития высшего образования

обширное издание, увидевшее свет под названием “Просвещение в ходе перемен”

(1975), в котором был представлен перечень наиболее важных проблем,

связанных с будущим образования.

Доклад Э.Фора стимулировал появление других, в ряду которых особое

место принадлежит докладу Римского клуба, подготовленному в 1979 г.

Д.Боткиным, М.Эльмандирой, М.Малитцем, “Нет пределов обучению” [J. Botkin,

M. Elmandira, M.Malitza. "No limits to learning. Bridging the human gap"].

Авторы доклада предприняли попытку определить роль и место образования в

решении глобальных проблем современности, преодолении разрыва, возникшего

между человеком и созданной им цивилизацией. Предложив свое видение

современного образования (в частности, в докладе было введено понятие

инновационного обучения, важными чертами которого являются партиципация и

антиципация), особое внимание авторы уделили связи образовательной

деятельности с жизнью. Выводы доклада строились с учетом необходимости

ориентации образования на будущие состояния общества, которые в период

обучения подрастающего поколения только складываются. Тем самым был

провозглашен принцип упреждающей подготовки человека к неопределенным

условиям, из которого следует и представление о непрерывном образовании,

призванном обеспечить условия многократного возвращения человека в

образовательную систему по мере того, как он сталкивается с новыми

проблемами. Получает подкрепление представление об обучении через жизнь и

для жизни, в рамках которого роль учебного заведения все заметнее

становится сервисной: оно все более призвано обслуживать и удовлетворять

разнообразные образовательные запросы, т.е. наряду с проведением основного

учебного процесса, который традиционно обеспечивал учащихся нормами и

эталонами культуры, создающими базу для адаптации в социокультурной

практике, оказывать консультационные и сопровождающие услуги.

Сначала 70-х и до конца 80-х гг. было издано свыше 20 докладов,

посвященных анализу состояния образования в отдельных регионах и странах.

Для того, чтобы определить основные направления движения высшей

профессиональной школы, необходим проблемно-ориентированный анализ ее

состоянии и перспектив развития.

В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его

приращения все возрастающими темпами, во всех странах идет реформирование

высшей школы. Вот его основные направления [51]:

непрерывность;

диверсификация;

повышение фундаментальности;

интегрированность;

гуманитаризация;

демократизация;

гуманизация;

интеграция с наукой и производством;

компьютеризация.

Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными

знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке,

соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут

внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление,

социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура

Непрерывность. Этот принцип относится к числу важнейших

методологических принципов познания, обеспечивающих целостность,

системность, последовательность восприятия бытия и, в частности,

формирование устойчивых знаний, навыков, умений в процессе инженерной

подготовки.

Впервые концепция "непрерывного образования" была представлена на

форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом. Эта концепция

вызвала огромный теоретический и практический резонанс . В

70-е гг. появились работы, посвященные исследованию генезиса и содержания

концепции непрерывного образования (Гуммель, 1977; Даве, 1976 и др.).

Одновременно началась реализация этой концепции в ряде стран [52, 53].

В национальном масштабе концепция непрерывного образования

осуществляется во Франции (Закон 1971 г.), Швеции (Закон 1977 г.). В это же

время ее частично использовали в США,

В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования

воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных

начал человека, которому следует создать условия для полного развития его

способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы

жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы,

труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом

непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в

котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных

аспектов человеческой личности и ее деятельности.

По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах

античных авторов. На идее о том, что человек должен учится всегда,

построены нравственные законы в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют

всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории

непрерывного образования образовательного общества явилась глобальная

концепция "единства мира" (“global vision”), согласно которой все

структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и

взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой

преломления всех процессов, происходящих в мире.

Основной для теоретического, а затем и практического развития

концепции непрерывного образования явилось исследование Р.Даве,

определившего принципы непрерывного образования. Он определяет 25

признаков, которые характеризуют непрерывное образование. Эти признаки

можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного

исследования в данной области. Их перечень включает следующие принципы:

1)охват образованием всей жизни человека;

2)понимание образовательной системы как целостной, включающей

дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное

образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

3)включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров

доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм

образования;

4)горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера -

общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные,

культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами;

между различными аспектами развития человека (физическим, моральным,

интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

5)вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования

(дошкольным, школьным, послешкольным), между разными уровнями и предметами

внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми

человеком на отдельных этапах жизненного пути: между различными качествами

развития человека (качествами временного характера, такими как физическое,

моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

6)универсальность и демократичность образования;

7)создание альтернативных структур его получения;

8)увязка общего и профессионального образования;

9)акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

10)акцент на самоуправление;

11)индивидуализация учения;

12)учение в условиях разных поколений в семье, обществе;

13)расширение кругозора;

14)интердисциплинарность знаний, их качества;

15)гибкость и разнообразие содержания, средств обучения;

16)способность к ассимиляции новых достижений науки;

17)совершенствование умений учиться;

18)стимулирование мотивации к учебе;

19)создание соответствующих условий для учебы;

20)реализация творческого и инновационного подходов;

21)облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни;

22)познание и развитие собственной системы ценностей;

23)поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной

жизни путем личного, социального и профессионального развития;

24)развитие воспитывающего и обучающего общества: учиться для того,

чтобы "быть" и "становиться" кем-то;

25)системность принципов образовательного процесса.

Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных

систем образования в мире (США, Япония, Германия, Великобритания, Канада,

страны "третьего мира" и Восточной Европы, включая бывший СССР).

Эффективность системы высшего образования во многом зависит от

моделирования запросов потребителя, ибо информация, недостаточно связанная

с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается

малозначимой “независимо от времени и места предъявления и восприятия: в

системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки”,

следовательно, малопродуктивной. “Вот почему основным принципом

планирования и организации непрерывного образования должен быть принцип

учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и

совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Ибо в свете

требований непрерывного образования ни один уровень обучения, включая и

высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный

от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного

повышения квалификации по данной специальности, должна пересекаться с

горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и

связи между ними” [54].

Существует два органически взаимосвязанных вида творческой

самореализации человека - личностная /самотворчество/ и социально-

творческая /культуро-творчество/ [55]. Система непрерывного образования

является важнейшим социальным фактором подготовки личности к этим видам

творческой самореализации, а, следовательно, преодоления духовно-

нравственного кризиса.

Элементы системы имеют как общие, так и отличительные черты. Все они

решают единую задачу подготовки обучаемых к трудовой и общественной

деятельности на основе типовых учебных планов, решая при этом близкие

проблемы структурирования и отбора учебного материала. Отличительные

признаки очевидны: различные объемы, сроки, уровни обучения. К числу

существенных недостатков системы следует отнести слабое взаимодействие ее

элементов в реализации сквозного учебно-воспитательного процесса.

В.Г. Яновский поднимает вопрос о необходимости сквозного управления

процессом формирования личности [58,59]. Техническое творчество, если оно

является фактором, формирующим владение механизмом переноса технических

знаний с одного уровня на другой и из одной области творческой деятельности

в другую, является целью и условием непрерывного образования.

Ни в школе, ни в вузе нет целенаправленной, системной работы по

развитию творческих способностей учащихся. Творческое мышление учащихся и

студентов, если оно и имеет место, носит спонтанный, неуправляемый

характер, основанный на методе проб и ошибок. Это и понятно, ведь ни в

школьных, ни в вузовских учебных планах не предусмотрена специальная

учебная дисциплину которая была бы направлена на развитие и формирование

творческого мышления личности. Выпускники школ, равно как студенты, не

получают элементарных навыков умственной деятельности по правилам, в

соответствии с методами и приемами творческого мышления.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования

как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает

потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных

находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении .

Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к

своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования,

которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением

возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных

преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в

целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку

специалиста, функционера, к полифункциональ-ной модели, в основе которой -

свободное развитие личности каждого, формирование способности к

саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.