на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные направления и тенденции развития высшего образования

идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое

“периодически возобновляющееся образование”.

Идея кондуктивности реализуется нами в аспектах: содержательном -

разработка многоуровневых (школа + балакавриат + магистратура) учебных

планов, содержащих различные непрерывные циклы, сквозных программ

подготовки инженеров по циклам (языковому, специальному, химическому);

организационном - создание комплексов или интегрированных структур с единым

центром (деканат-директорат) при постоянстве ведущего преподавательского

состава. Состоявшимся примером такого интегрированного комплекса является

колледж предвузовской подготовки, включенный в структуру факультета

полимеров Казанского государственного технологического университета (табл.

11.).

Колледж в настоящее время насчитывает почти 500 слушателей из 50 школ

города Казани. Отдельным потоком занимаются в нем с момента организации

спец. школы (языковые, химические и др.). Колледж обеспечивает высокое

качество приема, которое является определяющим фактором успеваемости

студентов процессе обучения (табл. 12). При этом меняются параметры приема

(табл. 13).

Диверсификация. Анализ преобразований, происходящих в отечественной

системе высшего образования в последние годы, позволяет выделить два

основных направления этого процесса. Первое определяется ориентацией на

трехступенчатую англо-американскую модель университетского образования;

второе - созданием новых типов учебных заведений, стремящихся заполнить

пустующие ниши в жестко организованной и централизованной системе

образования, основанной на монополии государства [60].

Ныне преобладающим является первое направление. Развитие

университетского образования признается приоритетным. Многие вузы

(технические, педагогические, медицинские и т.д.) преобразовываются в

университеты. Движение в этом направлении выявляет целый ряд противоречий,

в основе которых лежит принципиальное расхождение традиционной советской

внедряемой моделью высшего образования. Для первой характерны массовость,

репродуктивность, слабая ориентация на самообразование, на образование,

ориентация на среднего ученика, авторитарность преподавания, жесткие рамки,

определяющие сроки, специализацию, формы и содержание обучения, отсутствие

дифференциации, единообразие образовательных структур. Для общепринятой в

развитых странах Запада модели высшего образования характерны совсем иные

отличительные признаки: высокая селективность при переходе с низшей ступени

на высшую и большая вариативность при выборе специализации на одной

ступени; гибкая специализация и наличие различных дипломов на одной ступени

обучения, организационная обоснованность ступеней, разнообразие .форм

обучения, широкое развитие различных форм послесреднего (высшего)

образования, соответствующих формально первой ступени высшего образования

[61,62].

Создаются новые типы высших учебных заведений неуниверситетского типа

в ряде развитых стран: двухлетние технологические институты во Франции,

высшие профессиональные школы в Германии, общинные и технические колледжи в

США, различные типы колледжей в Великобритании и т.д.. Это мобильные,

динамично развивающиеся учебные заведения, ориентированные прежде всего на

приоритетное обеспечение своих регионов специалистами. В России также

возникают учебные комплексы и структуры нового типа.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств

осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к

российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности,

стоящие перед отечественным образованием.

Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования

являются следующие:

—реализация новой парадигмы образования, заключающейся в

фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

—значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка

интеллектуального труда;

—повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию

через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;

—свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой

образовательной ситуации;

—возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и

средними специальными учебными заведениями;

—стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

—широкие возможности для последипломного образования;

—возможность интеграции в мировую образовательную систему.

Для России англо-американская модель многоуровневой системы

образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть

скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.

Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального

инженерного образования в единой структуре технического университета для

государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно,

что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной

образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов

образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении

специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных

учреждениях.

В табл. 14 показано распределение учебного времени по циклам на разных

уровнях образования.

Таблица 14

Информационная структура гибких учебных планов подготовки специалистов

в интегрированной системе образования

|Образователь-ные|Объем циклов дисциплин (в отн. ед.)| |

|подразделения |ГиСЭ |ЕН |ОТ |С |ПОИС |ФИС |

|университета | | | | | | |

|Младший колледж |0,22-0,2|0,50-0,|0,25-0,3|--- |--- |--- |

| |5 |55 |0 | | | |

|Бакалавриат |0,22-0,2|0,35-0,|0,20-0,2|0,12-0|--- |--- |

| |5 |40 |5 |,15 | | |

|Инженерная школа|0,15-0,1|0,20-0,|0,20-0,2|0,20-0|0,10 |0,10 |

| |7 |22 |2 |,22 | | |

|Магистериат |0,22-0,2|0,35-0,|0,22-0,2|0,12-0|--- |--- |

| |5 |40 |5 |,15 | | |

|Высшая |0,15-0,1|0,25-0,|0,22-0,2|0,22-0|0,10 |0,10 |

|инженерная школа|7 |30 |5 |,25 | | |

Примечание. ГиСЭ—гуманитарные и социально-экономические дисциплины,

Ен—фундаментальные естественно-научные дисциплины, ОТ—фундаментальные

общетехнические дисциплины, С—специальные дисциплины, ПОИС—дисциплины

предметно-отраслевых инженерных специализаций, ФИС—дисциплины инженерных

специализаций.

Различный функциональный характер деятельности инженеров (проектной,

технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой ,

контролирующей) требует соответствующих умений и знаний и акцента на

определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин,

не ущемляя и не обедняя при этом фундаментальной подготовки.

Михелькевич и Бекренев разделили все инженерные функции на две группы

Первая группа включает в себя функции, обеспечивающие рациональное

использование и эффективное функционирование техники и прогрессивных

технологий. Вторая группа — функции, обеспечивающие создание новой техники,

разработку высоких технологий, анализ и синтез сложных технических систем,

автоматизацию расчетов и проектирования. В современных условиях в основу

подготовки специалистов для инженерного инновационного процесса положена

идея от замысла до инженерного проектирования, конструирования и реализации

разработки у потребителя [61,62] (рис.7).

Целесообразность функционально ориентированной двухступенчатой

подготовки инженерных кадров подтверждается опытом вузов Западной Европы

(Великобритании, Германии, Франции). Так, ряд английских университетов и

технических институтов, реагируя на потребности промышленности в

специалистах разного уровня, в конце восьмидесятых годов ввели

дифференцированную подготовку инженеров второго и более высокого по уровню

академических знаний первого класса. В ряде университетов и высших школ ФРГ

также ведется дифференцированная подготовка специалистов двух

квалификационных ступеней по программам различного содержания и

длительности обучения.

Таблица 15.

Диверсификация уровней профессионального инженерного образования.

| |Образование |

|Страна |Среднее |Высшее |

| | |1-й уровень |2-й уровень |3-й уровень |

|Великобритания | |Техник |Техник-инжен|Инженер |

| | |Engineering |ер |Chartered |

| | |Technicians |Technician |Engineers |

| | | |Engineers | |

|Франция |Техник |Техник выс-шей|Инженер |Инженер с |

| | |квали-фикации | |углублен-ной|

| | | | |под-готовкой|

|ФРГ | |Дипломи-рованн|Инженер I |Инженер II |

| | |ый специалист | | |

|Россия (СамГТУ) |Техник |Младший |Инженер |Инженер |

| | |инженер | |высшей |

| | | | |квалифи-каци|

| | | | |и |

[pic]

Рис. 7. Инженерные функции на различных стадиях “жизненного цикла “ изделия

Гибкие учебные планы, с одной стороны, должны обеспечивать строгое

соблюдение государственных образовательных стандартов базового и полного

высшего образования, а также требований квалификационных характеристик

специалистов к их профессиональной, гуманитарной, социально-экономической и

фундаментальной подготовки, их согласование на всех уровнях и ступенях

образования, с другой стороны — создавать условия реализации возможностей

для студента изменять «траекторию» своего образовательного маршрута.

Таким образом, интеграция многоуровневого высшего технического (по

направлениям) и профессионального инженерного образования (по

специальностям) в единой структуре является оптимальной стратегией

становления и развития технических университетов России.

В.А.Кузнецова приводит сравнительную характеристику многоступенчатой

системы с распространненой прежде в России (табл.16.)

Таблица 16

Сравнительная характеристика различных систем образования

|Характер |Многоступенча-тая|Моноуровневая |Многоуровневая |

|критериев |система |система |система |

|Для |Экономия средств.|Централизован-ное|Возможность |

|государства|Быстрое |управление |за-полнения |

| |удов-летворение |образовательной |социаль-ных ниш |

| |гос-заказа на |системой. |специа-листами |

| |специ-алистов |Пла-новость |соответ-ствующего |

| | |выпуска |уровня. Быстрое |

| | |специалистов. |реагиро-вание на |

| | |Реализация |запросы государства |

| | |гос-заказа с | |

| | |шагом в 5 лет | |

|Для |Быстрое |Высокий |Высокий культур-ный |

|общества |повы-шение |куль-турный |общеобразова-тельный|

| |профес-сиональног|уровень |уровень на-селения. |

| |о уровня |населения. |Формиро-вание |

| |населе-ния (через|Ста-бильность |мобильных членов |

| |быс-трую |обра-зовательной |общества. Получение |

| |подгото-вку |сис-темы. |необхо-димых |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.