на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

вытекать из педагогической теории. Однако вне практического использования,

вне практики методы обучения теряют смысл. Практическая направленность

необходимая существенная сторона методов обучения. В них дана

непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и

научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория

в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы

обучения.

На методы обучения существенное влияние оказывают сложившиеся традиции

преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы

школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает

творческому поиску современных, более эффективных методов.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу

воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое

средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и

внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть

признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых

случаях обязательно будет самым плохим» (33.117(

Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет

видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе

обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения

означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства,

способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в

процессе усвоения материала.

Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности.

Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень

целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать заметного

влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за реальными явлениями

природы будет продуктивным тогда, когда оно будет необходимым звеном в

системе методов обучения, при помощи которых изучается соответствующая

тема.

Очевидным требованием к методам обучения является их доступность. Путь

обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения

учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.

Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и

трудными: легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций

мышления и способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания

учебного материала и формирования новых приемов средств логических

доказательств. Одним из требований является результативность метода

обучения. Всякий способ объяснения учителем и усвоения знаний учащимися

должен давать планируемый или предполагаемый результат.

Сочетание теоретического и практического является необходимым

требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо из

практики; рекомендуя определенные пути обучения школьников. Теоретическое

обоснование должно иметь практическую направленность. Практические

рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.

Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной

и развивающей функций обучения.

Педагогическое содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать

и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в

структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда,

когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов

реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения,

Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое

единство.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием - это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в

процессы усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет

самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая

выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть

использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных

учителей может включать различные приемы. Метод включает приемы, но не

являются совокупностью приемов обучения. Метод обучения всегда подчинен

определенной цели, выполняет поставленную учебную задачу, ведет к усвоению

определенного содержания, приводит к планируемому результату.

В педагогической среде справедливо утвердилось мнение, что учебному

процессу присущ двусторонний характер. В учебном процессе различают

руководящую деятельность учителя и познавательную ученика

Учителю необходимо задуматься над психологическим обоснованием

некоторых общепринятых форм обучения. В распоряжении преподавателя

многообразные методы, каждый метод может быть использован различно: в

структуру любого метода входят обширные комплексы приемов.

«Психологические» особенности присущи каждому учебному методу. Любой

познавательный метод обладает своим «психологическим строем». Метод

изложения характеризуется высокой активностью работы представления,

воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и

риторики.

В школе методу «устного изложения учителя» придается

первостепенное значение. И преподаватель обычно считает этот метод

«легким». Недостаточно подготовленные учителя часто предпочитают им

пользоваться взамен и беседы, и наблюдения. Но в действительности метод

изложения оказывается весьма «трудным», так как для того чтобы учащиеся со

слов учителя получили вполне осмысленные, упорядоченные и прочные знания,

искусство изложения должно быть на большой высоте.

При изложении учителю приходится заботиться не только о точности и

яркости образов-представлений, которыми он обогащает учащихся, не только о

смысловой безупречности обобщающих концепций, не только об эмоциональной

выразительности и художественной отделке речи, но и прилагать особые усилия

к поддержанию внимания, применять различные приемы для облегчения процесса

рассуждения учащихся.

Успешность всех педагогических приемов зависит от особенностей

психических реакций детей на воспитательные воздействия. И именно

«положительные» реакции приводят к наиболее благоприятным результатом.

Психолог С. Л. Рубинштейн в своей книге ,,Основы общей психологии( пишет,

что в структуру процесса учения входит ,,первичное ознакомление с

материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление,

специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в

смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на

практике((52.506(.

С. Л. Рубинштейн четко формирует эту роль ,,внутренних условий, через

которые преломляются все внешние воздействия(. ,,Внешние причины всегда

действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. С таким

пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает

личность как целостная совокупность внутренних условий для закономерностей

психических процессов. Основной нашей ,,психологической( предпосылкой была

уверенность, что активизировать в ходе обучения энергию ученика можно,

опираясь, наряду с умственной деятельностью, на его чувства, на устремления

воли, умственный труд сочетая с моторными действиями. В этих целях

намеченные практические мероприятия необходимо было связать с формами

работы, вызывающими эмоциональный подъем, с личной инициативой учащихся, с

самостоятельностью в работе, с различными приемами коллективного действия.

Существует большое разнообразие методов обучения. Классификация методов

обучения: И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе , М.И.Махмутова,

Е.Я.Голант, Е.И.Перовский известных в истории педагогической мысли и

дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения,

усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые

формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из

определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и

М.Н.Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности

учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания,

полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот

метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся

сообщают готовые знания; при этом учебный материал группируется и

располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена

проблема. Для ее решения преподаватель применяя систему доказательств,

показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по

которому должно идти исследование вопроса. Такой метод можно широко

использовать при чтении проблемных лекций в вузах.

3. Частично поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда

учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом

темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий

подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана

поиска и самостоятельным выводам.

4. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда

учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают

литературу вопроса, известные факты, строят план исследования,

предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют

решение проблемы.

Грузинским педагогом Д.О.Лордкипанидзе была предложена

классификация методов обучения по тем источникам, из которых учащиеся

черпают знания и приобретают навыки. Эта классификация исходит из признания

единства образа, слова и практической деятельности в познании, в частности

в обучении.

Классификация методов обучения по источнику знаний:

| Источник |Методы обучения |

| | |

| Слово учителя |Рассказ, лекция, беседа, |

| |объяснение |

| | |

| Печатное слово |Работа с книгой |

| | |

| Предметы и явления |Демонстрации, |

| действительности и их |наблюдения учащихся, |

| изображения |экскурсии |

| | |

| Практические действия |Практические работы, |

| |лабораторные работы, |

| |упражнения. |

| | |

Но и такая классификация методов не раскрывает их внутренней сущности,

так как не отражает деятельности учащихся в процессе использования этих

источников, а также не показывает психических процессов, которые с этой

деятельностью связаны. Однако, будучи сравнительно простой и удобной для

практического использования, эта классификация получила наиболее широкое

распространение в современной педагогической литературе.

Наиболее распространена в педагогике в настоящее время

классификация Е.Я.Голант, Е.И.Перовский которая подразделяет все методы

обучения на три группы: словесный, наглядные и практические. Основой такого

разделения является характер учебной познавательной деятельности с точки

зрения преимущественного источника получения знаний. Если главным

источником учебной информации в процессе объяснения учителя и усвоения

знаний детьми является слово без опоры на наглядные пособия и практические

работы, то все подобные способы обучения становятся похожими, несмотря на

различные учебные предметы и темы. Возникает группа методов, которые

называются словесными. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.