на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном

изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других

методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в

учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Глава II. Опытно – педагогическая работа на уроках трудового обучения

с использованием словесных методов в 3 классе (на примере работы бумаги с

картоном)

II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения

Государственный стандарт начального образования общеобразовательной

школы Республики Казахстан и учебных программ, разработанных на его основе

решением Коллегии Министерства образовании от 26.06.95г., №3/2 был одобрен

как проект и после всеобщего обсуждения, рекомендован решением коллегии от

18.07.96г., №8/1/5 к последовательному внедрению в школы начиная с 1998/99

учебного года.

Стандарт вместе с учебными программами и учебниками, учебно-

методическими комплексами внедряется в 1-4 классы школ 1998 года.

Демократизация всей сферы жизни в том числе и сферы образования

условиях суверенного государства является мощным импульсом для выхода школ

из кризисного состояние. Принятие Конституции Республики Казахстан, Закон

,,Об образовании( -гарантия этого.

Предлагаемую же ,,Концепцию содержания образования начальной ступени

общеобразовательной школы( целесообразно принять как одно из тактический

решений непосредственной реализации стратегического направления

реформирования начальной ступени системы непрерывного образования.

Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования

определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования

но и,

в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в

становлении и развитии личности ребенка.

В связи с этим основной функцией начальной ступени является

формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной

готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим

миром.

Трудовое обучение- обязательное условие и составная часть обучения,

воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной

школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной

деятельности учащихся.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе

формирования трудовой деятельности.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное,

эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;

- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;

- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки

различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с

простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов

технического мышления;

- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков

планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля

оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.

Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной

традиции, декоративно-прикладного ремесла казахского народа. Изучив выше

сказанные блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.

Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов)

учитывает соблюдение правил безопасности труда с учеником техники работы с

доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой.

Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для

примера рассмотрим несколько фрагментов урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В 3 классе (1-4)

Тема урока: Работа с бумагой и картоном.

Аппликация казахского орнамента.

Цель: Закрепление, расширение, обобщение знаний

и умений

обработка бумаги и тонкого картона.

развитие творческой фантазии детей.

воспитание у детей умения работать, в

коллективе, личной ответственности за труд

в коллективе.

Формирование представлений о правильных

и безопасных способах трудовых действий

Материал и цветной картон, цветная бархатная бумага,

инструменты: клей, ножницы, карандаш, линейка, кисть

для клея.

ПЛАН УРОКА:

1. Организация детского коллектива.

2. Повторение пройденного.

3. Сообщение темы урока.

4. Анализ объекта труда и планирование деятельности.

5. Практическая деятельность детей.

6. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

7. Уборка рабочего места.

ХОД УРОКА:

Учитель:

Ученики:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

Сегодня, на уроке ручного труда мы будем

заниматься аппликацией.

Вы уже знаете, что аппликация-это вид

изобразительной техники, который

основана наложении, приклеивании

различных деталей на материал, принятом

за фон.

Ребята, что такое ,,аппликация?( Это наклеива

ние различных

деталей на

какой-то фон.

Правильно!

Аппликация относится к широко

распространенному художественному

творчеству- декоративно-прикладному

искусству.

Еще с давних времен человек стремился

сделать свое жилище, одежду не только

удобными, но и красивыми. Каждому

народу присущ свой орнамент. Так как

люди жили и живут в разных условиях

и их окружает различный удивительный

мир природы. А увиденное помогает

человеку в создании своих местных,

национальных орнаментов для украше-

ния всевозможных изделий.

- Ребята, как вы думаете, что повлияло

на создание орнамента у казахского

народа, где жили казахи? В

степях.

Верно. И в бескрайних казахстанских

степях паслись огромные стада жи-

вотных. А кто знает, какие животные Бараны, ло-

пасутся в степях? шади,

верблюды

Правильно! И мотивом для составления

узоров послужили ветвистые рога

баранов. А многочисленные стада

верблюдов оставляли на земле свои

следы и казахский народ воплотил

из национальный орнамент - туш-

табан (верблюжий след). Им

украшались различные изделия

народных ремесел. Его использовали

в резьбе по дереву, вышивке, в художест-

венной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях,

ведя скотоводческое хозяйство

казахский народ создал орнамент

,,родничок - кайнар (.

В казахском орнаменте присутствуют

сочные тона, такие как красный, ко-

ричневый, бордовый, синий, черный.

Используя их и элементы казахского

орнамента, мы составили свой

орнамент.

Сегодня мы будем составлять орна-

мент из геометрических фигур.

- Какие вы знаете геометрические Квадрат, прямо-

фигуры?

угольник, тре-

угольник.

Правильно! Вот трегольники мы

и применим в своем орнаменте.

Для работы нам нужны:

клей, ножницы, лист цветной

бумаги -фон и лист другого

цвета для треугольников, каран-

даши, угольник.

Проверьте все ли у вас на месте. Все.

Хорошо. Посмотрите, на доске висят

несколько орнаментов народа

Казахстана. Вы выберите себе один

из них. Выбрали? Хорошо. Да.

Перед тем как начнете работать

давайте вспомним технику безо-

пасности работы с ножницами, и

клеем (ребята называют правила

работы с ножницами и клеем).

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можете начать работу.

Будьте внимательны и аккуратно

обращайтесь с клеем, чтобы не

намазать.

(ребята самостоятельно работают

25-30 мин ).

Хожу по классу и слежу за работой Я закончил.

учащихся.(После работы с ножница- Я выполнил.

ми - физминутка.)

Я вижу, что почти все закончили.

Серик и Наташа тоже уже закан-

чивают.

Молодцы, ребята! У всех получи-

лись красивые орнаменты. Я ду-

маю нашим бабушкам бы пон-

равились эти оригинальные аппли-

кации.

Вот посмотрите как аккуратно

выполнила Раушан. Молодец!

Эту работу я возьму на выставку.

(Выставление оценок).

Ребята какой орнамент мы сегодня Орнамент

выполнили?

казахского

народа.

Правильно! А в какой форме? В форме

Хорошо. А теперь каждый

аппликации.

Уберите свои рабочие места а

дежурные пройдите и соберите

рабочие папки и клей.

Все готово? Молодцы!

Сегодня все отлично поработали.

Урок окончен.

Встали.

Можете идти на перемену.

Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя

три основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.

Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике

трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение,

рассказ, беседа, инструктаж.

Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При

подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее

место; при планировании - как составить чертеж и определить

последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со

свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми

действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.

Инструктаж можно рассматривать и как метод обучения, и как совокупность

словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод

обучения понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку

практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и

заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки

конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил

выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж

включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной

работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает

в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и

оценку работы учащихся.

Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он

должен быть четким,

лаконичным и сочетать в себе точные

технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть

построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом

случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и

производства и постепенно переходит к обобщениям; во втором- знакомит

учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами;

в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их

возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него

элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с

построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в

начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися

знания, систематизирует представления и понятия детей об известных

объектах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учителя на

уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.