на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников (на материале трудового обучения)

самостоятельное изучение темы по учебным книгам, специальным текстам,

магнитофонным записям и учебным теле -и радиопрограммам.

К группе наглядных относятся методы обучения с использованием

наглядных пособий. Характер наглядных пособий существенно влияет на

понимание учебного материала, определяет содержание и структуру мысли

ученика. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов

обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является

источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу.

Поэтому наглядные методы- это и беседа, и описание, и рассказ, и

объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Большая опора на чувственные образы, на ощущение и восприятие ученика при

использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру

познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и

это создает хорошую основу для формирования абстракций и понимания

изучаемых теоретических положений.

К практическим методам обучения относятся методы, связанные с

процессом формирования и совершенствования умений и навыков у школьников.

Очевидно, всякий метод обучения связан с практикой. Однако термин

,,практические методы( говорит о том, что основой деятельностью учащихся на

уроке является выполнение практических заданий. К этим методам относятся

письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы,

некоторые виды самостоятельных работ.

Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-

содержательная, источниковая, процессуальная и организационно

управленческая, разработал С. Г. Шаповаленко.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов

обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности.

Наиболее простая классификация методов обучения именуемая

бинарным, была разработана Махмутовым по методам работы учителя и

методам деятельности ученика.

К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа,

описание, объяснение учителем и др., в которых главенствующая роль

принадлежит учителю. Задачи ученика сводятся к тому, чтобы следовать

логике рассуждений учителя, понять излагаемое содержание, запомнить и в

последующем уметь воспроизвести изученный материал. Чем ближе мысль

ученика к системе рассуждений учителя является определяющим фактором.

Возможности самостоятельных рассуждений и мыслей учащихся ограничены.

Главная задача учеников - слушать учителя и понимать его.

Ко второй группе относятся способы учения: упражнения,

самостоятельные, лабораторные, практические и контрольные работы.

Характер познавательной деятельности ученика определяет эффективность

предлагаемого метода. Роль учителя сводится к умелому руководству

учением школьников: подбор материалов, организация учебного занятия,

анализ выполненных заданий и контроль. Успех учения в конечном итоге

зависит от того, как мыслил ученик, как он выполнял задания, насколько

проявлял самостоятельность и активность, насколько использовал

теоретические положения в процессе решения практических заданий. Главным

становится познавательная деятельность ученика, а роль учителя

заключается в умелой организации этой деятельности.

В каждой из тех групп методов отражается взаимодействие педагогов

и учащихся. Каждая из основных групп методов, в свою очередь может быть

подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку

организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной

деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание,

запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при

этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо

включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации

(словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной

передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы:

иллюстрация, демонстрация и др.); методы передачи учебной информации с

помощью практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического

ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты,

трудовые действия и др.).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности по Ю.К.Бабанскому.

Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи

и восприятия учебной информации)

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект)

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления)

Методы самостоятельной работы и работы под руководством

преподавателя (аспект управления учением)

Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной

деятельности, исходя из двух больших групп мотивов, можно подразделить

на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы

стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

|Методы стимулирования и мотивации учения |

|Методы стимулирования |Методы стимулирования |

|и мотивации интереса к |и мотивации долга и |

|учению. |ответственности в учении |

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить

на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников обратной связи

во время учебного процесса - устных, письменных и лабораторных -

практических.

| Методы контроля и самоконтроля в обучении |

| Методы устного | Методы письменного |Методы лабораторно- |

| контроля и | контроля и самокон- |практического |

| самоконтроля | троля |контроля и |

| | |самоконтроля |

| | | |

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно

целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы

деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно

представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие,

осмысление и практическое применение, учтены все основные функции и стороны

методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой. Но эта

классификация не просто механически соединяет известные подходы, а

рассматривает их во взаимосвязи и единстве, при условии оптимального

сочетания. Наконец, предлагаемый поход к классификации методов не исключает

возможности дополнения его частными методами, возникающими в ходе

совершенствования обучения в современной школе.

Таким образом разработка данной проблемы привлекла внимание

многих ученых педагогов-психологов.

Разработан ряд классификаций: И.Я.Лернера,и М.Н.Скаткина,

Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова, Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, который

показал, что в современых условиях совершенствования обучения, усложнения

учебных знаний, увеличение их объема и глубины, порождает все новые формы и

методы обучения детей.

Метод обучения - это форма теоретического и практического

освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и

развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет

методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме

методов обучения.

I.2. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе

начальной школы.

Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать

содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической

последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала,

образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой

речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды

устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В

первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились

отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В

дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали

переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер,

вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает большое значение словесным методом

обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов

и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника,

отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль

подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое

эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является

важным средством формирования научного мировоззрения, поведения,

положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны

удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго

научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической

значимости.

2. Логической последовательности и доказательности, которые

обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному

усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и

выводов.

4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя,

облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала,

вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только

на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему

постепенное усложнение устного изложения материала учителем на

последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к

сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации,

иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности

учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого

раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного

характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих

работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения

материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание

услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание

учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не

дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово,

меткое сравнение.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа.

Рассказ-это монологическое изложение учебного материала, применяемое

для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется

в начальных классах при изложении описательного материала, в котором

преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция

данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая,

воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная.

По целям выделяется несколько видов рассказа:

Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение.

Назначение первого- подготовить учащихся к изучению нового материала,

второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает

отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения

учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения,

используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.