братом, к морю – к дому).Обучение правописанию предлогов, как уже
отмечалось, включает выработку у учащихся навыка раздельного написания
предлогов и навыка графически правильного их написания. [27,286]
В методической литературе указан ряд приемов, которые рекомендуются
использовать для ознакомления учащихся с предлогом как с отдельным словом:
подсчёт количества слов в предложении с акцентированием внимания учащихся
на предлоге; выяснение начальной формы слова, употребленного в предложении
с предлогом; вставка слова между предлогом и существительным и некоторые
другие.
Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе
одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать
предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и
помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его
произношения. [27,286]
Следовательно, в практике обучения нужно было создать такие условия,
чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С
этой целью каждый «новый» предлог, который встречается в тексте букваря или
в упражнении, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное
полотно. К концу букварного периода на наборном полотне окажутся карточки с
предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для,
о, об. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во
время упражнений, особенно когда нужно записать предложение, в котором
написание предлога расходится с произношением. Таблица используется и для
составления устных предложений с тем или иным предлогом. Чтобы облегчить
первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором
полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а,
предлоги с буквой о. [27,286]
|на, за |а |над |
|во, со, |о |по, о |
|про, до | |об |
Знакомство с предлогами целесообразно начать с наблюдения предлогов в
предложении, тексте. Например в предложении «Люблю смотреть на синее море»
дети видят, что предлог «на» напечатан отдельно, как и другие слова.
Ставится вопрос: «Люблю смотреть на что? – на море. Море какое? – синее».
Нужно не забывать, что любой материал лучше усваивается детьми, если
он преподносится в игровой форме. Вот здесь можно использовать такое
занимательное стихотворение:
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «ПО»?
Что значит – «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» – предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Приведем фрагмент урока по теме «Предлоги».
Цель: познакомить детей с понятием «предлог»; выучить правило о раздельном
написании предлогов, выяснить назначение предлогов в речи
Ход урока.
Подготовительные упражнения
Учитель: Составьте предложение по картинке (Птичка сидит на ветке). Ответы
детей. Учитель открывает заранее записанное предложение.
Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении?
4слова.
Учитель: Найдите слова, которые обозначают действия.
сидит
Объяснение нового материала
Учитель: Какое слово из этого предложения мы не отнесли ни к какой группе?
на
Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень
важное. Запишите это предложение, выделив предлог .
Предложение записывается в тетради
Учитель: Предлоги очень часто встречаются в нашем языке. Составьте
предложения по картинкам и выделите предлог.
Устная работа с картинками, составляются предложения типа:
Мальчик идет в школу.
На клумбе цветут розы.
Девочка сидит за столом.
Лодка плывет по морю.
2 предложения записать в тетради.
Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему?
Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся
отдельно.
Чтение правила в учебниках.
Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке?
к, на, от и т.д.
Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами?
Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами?
Учитель рассказывает сказку.
Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что
один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на
задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили
существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что
между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми
словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с
бывшими соседями.
Предлоги стали отдельными словами.
Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с
другими словами он всегда пишется раздельно.
Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.
Затем читается правило на стр.96 (Р.я. 1кл. М.Л. Закожурникова и
др.)
На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение
метод дидактических игр. Главное назначение данного метода – стимулировать
познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем
действительности.
Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические,
игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др.
Вот пример одной из сказок.
В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова
были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то
поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова,
обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак
предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало
на какой-то вопрос. И лишь на маленькой безымянной улице жили маленькие
слова: «в», «на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что
обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними
смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать».
Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово
«на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что
ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И
тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все
замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и
помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться
предлогами, а улица – Предлоговая.
Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных
иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе».
Детям предлагается ответить на вопросы к сказке:
- О какой новой части речи мы узнали из сказки? (О предлогах)
- Что такое предлог? (Это слово)
- Для чего служит предлог в предложении? (Для связи),)Чтобы
помогать)
- Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно)
Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать следующий
прием работы: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у
(предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика).
Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие
слова дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от
предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из
них составить предложения.
Вторая ступень работы – конструктивная: школьники сами вводят
предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения:
птичка – клеткой (над)
птичка – клетке (в)
птичка – клеткой (под)
птичка – клеткой (за)
мальчик вышел – леса (из)
мальчик вошел – лес (в)
Для закрепления материала целенаправленно использовать такие
упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть
предлоги на свои места.
Я утра лесу гуляю
росы я весь промок
Но зато теперь я знаю
березку и мох,
малину, ежевику,
ежа и ежиху,
которой ежат
Все иголочки дрожат
В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал:
Я колобок, колобок
амбару метен
сусекам скребен,
сметане мешен,
печку сажен
окошке стужен,
Я дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
А тебя, зайца,
Не хитро уйти.
Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые
предлоги. Прочитайте, что получилось.
голову
плечи
НАДЕВАЕТ
ноги
пальто
ведра
лейки
ПОЛИВАЕТ
шланга
цветы
лото
лапту
мяч ИГРАЕТ
гитаре
скрипке
пластинке
В дальнейшем, когда школьники будут учиться различать предлоги и
приставки, понимание функций предлогов поможет им. Пока они не изучат
состава слова и приставок, целесообразно больше работать с предлогами в
готовом тексте.
Можно использовать в работе и другой дидактический материал.
1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)
в
под
за
над
у
С полученными словами составьте предложения и запишите их.
подчеркните предлоги.
2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с
двумя, одним). Придумайте свои предложения.
на от
у к
с в
дом
перед от
без за
под
девочка
стол
Придуманные предложения записываем в тетрадь.
Можно немного усложнять задания.
3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите
сами.
Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.
Таким образом к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут
знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других.
3.2. Особенности работы над приставкой
Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить
школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения,
т.е. научить их мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у
младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, на наш взгляд,
прежде всего тем, что при обучении родному языку используются в основном
репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|