на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

час

Составьте предложения со словами с предлогами.

Закреплению изученного материала способствуют следующие упражнения.

1. Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и запишите их в

тетрадь.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Приставки выделите. С 1-2 словами составьте предложения.

Выпишите из текста слова с приставками.

В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая

мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала

птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала

с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать,

летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и

уверяла, что она зверь и зверей любит.

2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от

корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею,

свистеть, копать, грузить, смотреть».

В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи

приставок образуют новые слова.

3. Изложение (2 кл.)

Ручная белка

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были

подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

Изложение (2 кл.)

Три котёнка

Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула

в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три

белых котенка.

Занимательный материал по данной теме.

Вставь предлоги

Слезть . . . крыши

Полезный . . . здоровья

Автобус . . . кондуктора

Отрывок . . . рассказа

Смеяться . . . клоуном

Ах, эти приставки

под придумай сам

подпилить

подстричь

подкатить

Проведенные в данной работе наблюдения приводят нас к выводу, что

программа Л.В.Занкова более эффективна при изучении приставок и предлогов,

что и подтверждает и контрольное исследование работ учащихся.

Результаты исследования диктантов и изложений учащихся

|Система |Количество |Диктант |Изложение |

|обучения | | | |

| | | |кол-во |правил. |кол-во |правил. |

| |классов |уч-ся |слов |выполн.% |написан. |написан. |

| | | | | |слов |% |

|РО |1(2-й |25 |66 |98,0 |134,6 |85,5 |

| |кл.) | | | | | |

|ТО |1(3-й |25 |66 |93,6 |126,6 |72.2 |

| |кл.) | | | | | |

РО - развивающее обучение

по системе Л.В.Занкова

ТО – традиционная система

обучения

Таблица наглядно показывает, что при написании диктанта разница в

уровне грамотности при традиционном и альтернативном обучении составляет

4,6%, а при написании собственного текста этот разрыв достигает уже 13,3%,

поскольку составление текста всегда вызывает большие затруднения. Причина

более низкого уровня грамотности учащихся традиционной системы нам видится

в том самом разрыве понятий при изучении тем «Предлог» и «Приставка».

Поскольку ученики не знакомятся с приставкой, методикой не рекомендуется

проводить диктанты, связанные с правописанием предлогов. Практически работа

ведется с печатным текстом, на базе которого сложнее сформировать

орфографический навык.

Последователи системы развивающего обучения указывают на

положительный эффект списывания с грамматическим заданием, но в учебниках

Поляковой таких заданий (списать, найти предлоги, выделить приставки)

практически нет, большая часть заданий основана на раскрытии скобок, что

снижает умение детей самостоятельно находить ошибкоопасные места.

Недостаток отсутствия текстов для списывания снижается за счет развитой

системы диктантов.

Анализ учебного материала, преподаваемого в начальных классах, навёл

нас на мысль о существующих противоречиях между начальным и средним

звеньями обучения. Так М.Р. Львов и другие методисты предлагают

использовать как метод различения приставки/предлога метод вставки другого

слова или попробовать задать вопрос от предлога к слову(«на дороге» – на

чем? – «на дороге»). Но в среднем звене ученики узнают, что предлог – это

служебная часть речи, к которой и от которой вопрос задать нельзя. И метод

проверки в среднем звене говорит о том, что между предлогом и словом можно

вставить другое слово (чаще прилагательное) или вопрос. Тем более мы не

имеем права говорить: «По синему морю» – По какому? «по синему». Предлог не

имеет никакого отношения к прилагательному. В этом отношении система

Л.В.Занкова более логична и способ постановки вопроса от предлога к

существительному не упоминается, но и здесь не обошлось без недоразумений.

Учебник А.В.Поляковой «Русский язык. 2 класс» гласит, что предлог – это

самостоятельная часть речи. Естественно, в среднем звене ученикам придется

(если учитель слепо будет следовать рекомендациям учебника) переучивать

определение: «Предлог – это служебная часть речи».

Итак, для того, чтобы у детей, в независимости от того, на какой

системе они обучаются, был сформирован развитый навык грамотного письма,

учитель должен не только творчески подходить к обучению, сочетая различные

методы преподавания, но и критически относиться к материалу, предлагаемому

учебником, чтобы в дальнейшем проблема преемственности обучения не стояла

так остро, как на данном этапе развития школы.

3.4. Работа над предлогом в связи с изучением падежей

В русском языке предлоги уточняют, дополняют, делают более

разнообразными значения косвенных падежей; например, предлоги в, за, на,

под в сочетании с винительным падежом, указывающим направление движения,

точнее устанавливают конечную точку движения по отношению к предмету:

положить в коробку, на коробку, за коробку. Те же предлоги с предложным и

творительным падежами выражают аналогичное положение по отношению к

предмету: лежит в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой. Предлоги

органически связаны с падежной формой и без неё не употребляются. Отдельные

предлоги употребляются с определенным падежом. Большая часть предлогов

требует одного падежа. Родительного падежа требуют: без, близ, вне, для,

до, из, от, ради, у; дательного: к; винительного: про, через (чрез);

творительного: над, перед (пред); предложного: при. Несколько предлогов

употребляются с двумя падежами. С винительным и предложным: в (в деревню, в

деревне), на (на крышу, на крыше), о (об, обо) (ударился о камень, об стол,

рассказывал о поездке, об урожае); с винительным и творительным: между

(между двух стульев, между стульями). Два предлога употребляются с тремя

падежами: с родительным, винительным, творительным – с (упал с лошади,

величиной с лошадь, работал с лошадью.); с винительным, дательным и

предложным: по (вода по колено, по грудь, шёл по бревну, вернулся по

прошествии двух недель). [8,416]

Поскольку между предлогом и падежом существует определенная

взаимосвязь, целесообразно в начальных классах постепенно подводить детей к

пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний, а

также к пониманию зависимости падежной формы от предлога и другого

слова. [8,417]

Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое

– в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого

компонента играет роль показателя грамматической формы этого компонента, а

тем самым – и грамматической формы всего словосочетания. Тесная связь

предлога и падежной формы закрепилась в языке как корреляция: каждый

предлог употребляется, как уже говорилось, с одним или несколькими

определенными падежами. [8,418]

Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного

падежа. Так, родительного падежа требуют предлоги от, до, без, из, у, для,

около.

Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Правописание падежных окончаний

имён существительных в родительном падеже с предлогами.»

Цель: развитие у учащихся осознанного выполнения действий, необходимых для

правильного написания окончаний имен существительных, закрепление

знаний о предлогах, которые определяются с существительными только в

родительном падеже (от, до, из, без, у, для, около).

Ход урока

I Работа со словами из словаря. Запись существительных под диктовку.

Учитель называет существительное в именительном падеже, учащиеся

записывают его в родительном падеже с подходящим по смыслу предлогом.

Например, деревня (до деревни) и др.

- Какого склонения имена существительные?

- Какие окончания у них в родительном падеже?

II Игра «Нужный предлог»

- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с

существительными в родительном падеже

уехал . . . мамы

позвонил . . . города

доехал . . . деревни

пришёл . . . тетради

стоял . . . дороги

посылка . . . друга

стоял . . .

электровоза

С полученными словосочетаниями составьте предложения.

Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное

упражнение по этому вопросу.

Игра «Кто первый достигнет вершины?»

Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных

формах и различные предлоги).

Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги стоящие в

дательном падеже. (Например)

в на

за по

по парку к

по о

по суше

от до

к маме

для

к дороге

к другу

по улице маме

суше парку

алле папы

улице другу

дороге

Тот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными

словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-

приз с предлогами.

в, за

на,по

от,до

для

Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).

При изучении этой темы можно использовать такой занимательный

материал: «Собери букеты».

Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.

сказка улицу

землю

щуку машины

песенку

речку

мышка

про

через

- С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения.

С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед

(пред), с.

Можно в этой теме использовать такой игровой материал.

Игра «Найди нужного жителя»

Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном

падеже и посели в домик.

морем другом мамой

лесом

над перед с судьбой ракета

река

утку

родиной

С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на,

в, о.

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема: Предложный падеж.

Ход урока

Запись под диктовку с комментированием.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки находится музей-квартира

А.С.Пушкина. Здесь в январе 1837 года скончался великий поэт.

- В каком падеже я употребила слово (о) поэте, чтобы спросить вас?

Узнали о ком? – о поэте. (Предложный падеж.) С предлогом О употребляются

существительные только в предложном падеже.

- Прочитайте записанные предложения. Поставьте вопрос к

существительным в предложном падеже. Выделите окончания.

- С какими предлогами они употреблены? Какое значение имеет

предложный падеж? (Находится где? в чём? – в Санкт-Петербурге – место; где?

на чём? – на набережной – место; скончался когда? – в январе – время).

- Почему падеж называется предложный? (Существительные в предложном

падеже употребляются только с предлогом.)

Когда учащиеся изучат все падежи можно для закрепления использовать

упражнения-рифмовки. В процессе работы с таким дети под руководством

учителя выделяют предлоги, а также прослеживают взаимосвязь предлогов и

окончаний существительных

Мы играем, мы читаем

и предлоги изучаем:

к Коле, к Кире, к Оле, к Ире,

к Миле, к Сане, к Юле, к Тане –

приходил приятель Ваня.

у Коли, у Киры, у Оли, у Иры,

у Милы, у Сани, у Юли, у Тани –

есть лыжи, коньки и хорошие сани.

с Колей, с Кирой, с Олей, с Ирой,

с Милой, с Саней, с Юлей, с Таней-

мы играли на баяне.

За Колей, за Кирой, за Олей, за Ирой,

за Милой, за Сашей, за Юлей, за Таней –

зашли их знакомые утром заранее.

По Коле, по Кире, по Оле, по Ире,

по Миле, по Сане, по Юле, по Тане –

скучала подружка их верная – Маня.

Для Коли, для Киры, для Оли, для Иры,

для Милы, для Сани, для Юли, для Тани –

купили сегодня красивые ткани.

На Коле, на Кире, на Оле, на Ире,

на Миле, на Сане, на Юле, на Тане…

Придумать попробуйте что-нибудь сами.

Работа с рифмами облегчает запоминание графического образа предлогов.

Рифмовки заучиваются наизусть.

Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов,

которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения

полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги,

употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать

склонять имена существительные с предлогами.

Как бы ни были элементарны те сведения о грамматическом строении

языка, которые даются в начальных классах, они должны быть начатками

подлинно научных знаний. Чтобы этот фундамент был прочным, нужно стараться

преподнести знания в более интересных, особенных, занимательных формах.

Заключение

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить

школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения,

научить учащихся мыслить. В ходе своего исследования мы пришли к следующему

выводу: чтобы процесс усвоения материала по теме «Приставки и Предлоги»

был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к

использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая

возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства

наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу по предлогам

и приставкам нужно проводить не только на уроках русского языка, но и на

уроках чтения.

В своей работе мы рассмотрели предлоги и приставки с лингвистической

точки зрения. Нами были рассмотрены и психолого-педагогические основы

изучения предлогов и приставок. Мы раскрыли, какую роль играют такие

психологические процессы, как анализ и синтез в формировании у учащихся

представлений о предлогах и приставках, и дали характеристику принципу

наглядности как одному из важнейших дидактических принципов в системе

обучения младших школьников.

В основной части нашей работы мы показали этапы работы над

приставками и предлогами в начальной школе. Здесь приведены наиболее

эффективные на наш взгляд, приемы работы: формирование представлений о

предлоге у первоклассников, особенности работы над приставкой,

сравнительное изучение предлога и приставки по системе Л.В.Занкова, работа

над предлогами в связи с изучением падежей. Приведены различные виды

упражнений, которые способствуют успешному освоению темы.

При формировании этих умений мы опирались на принцип наглядности,

учитывали психологические, возрастные и индивидуальные особенности

учеников, поэтому большинство приёмов основывалось на игровых и

занимательных моментах.

В данной работе мы использовали опыт работы многих учителей, а также

наш собственный опыт.

Библиография

1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка.

–М., 1974.

2. Блягоз З.У. Двуязычие и культура речи. –Майкоп, 1977

3. Блягоз З.У. Адыгейско-русское двуязычие. –Майкоп, 1982

4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных.

–М., 1995.

5. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

6. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.

7. Высотский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.

–Л., 1935

8. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.

9. Елкина А.И., Климова Е.Г. Сборник статей для изложения в начальных

классах. –М., 1964

10. Жинкин М.Н. Механизмы речи. –М.,1958.

11. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.

Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.

12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. –М., 1973.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.

14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка в начальных классах. –М., 2000.

15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.

16. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М.,

1990.

17. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И.,

Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.

18. Основы методики начального обучения русскому языку. // Под ред.

И.С.Рождественского. –М., 1965.

19. Охитина Л.Г. Психологические основы урока. В помощь учителю. –М.,

1977.

20. Никольская И.А., Тигранова Л.И. Гимнастика ума. –М., 1997.

21. Никольская И.А. Азбука рассуждений. –М., 1996.

22. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. –М., 1965.

23. Поздняков И.С. Методика преподавания русского языка. –М., 1955.

24. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М.,

1996.

25. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М.,

1993.

26. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Моловицкий Л.Я., Фодоров А.К. Современный

русский язык. –М., 1978.

27. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в

начальных классах. –М., 1979.

28. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Под ред. Т.А.Ладыженской. –М.,

1990.

29. Рубцов Н.Г. Словосочетания в русском языке. –А., 1996.

30. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема работы с приставками в

начальной школе// Начальная школа – 1999- №7

31. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под

ред. М.С.Соловейчика. –М., 1993

32. Современный русский язык / Под ред. Д.Э.Розенталя. –М.,1976. чII.

33. Талызина Э.Д., Габай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии

творческого мышления младших школьников// Вопросы психологии. –1986.

-№1.

34. Талызина И.Ф. Педагогическая психология. –М. –1998.

35. Ушаков В.С. Школьные психологи советуют// Начальная школа –1996- №8

36. Ушаков В.С. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных

классах. –М., 1974

37. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.

Сборн.Сочин. В 6 томах. –М.-Л., 1949.

38. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. –М., 1984.

39. Швебель М. Развитие познавательных процессов // Перспективы. –1986.-

№1.

40. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка.

–Майкоп, 1993

41. Шхапацева М.Х. Изучение словосочетания в адыгейской школе. –Майкоп,

1976

42. Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся. –Майкоп, 1995

43. Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного

материала на уроках русского языка// Начальная школа –1997. -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.