Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодузна де Куртене.
Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения
синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования
слов в прошлом), подходов к словообразованию.
Крушевский Н. В. проводит также мысль о том, что словообразование
представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем
внутри слова).
Значительный вклад внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В
лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию,
создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы.
На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О.
Винокура и В. В. Виноградова.
Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал
принципы синхронного словообразовательного анализа.
В работах Виноградова словообразование формируется как самостоятельная
дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. сформулирована связь словообразования
с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в
русском языке.
С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным
вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской,
Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в
«Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.).
На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс
словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное
отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные
различными переменами в жизни нашего общества.
Термин «словообразование» в лингвистики употребляется в двух
значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как
название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка.
Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две
составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика –
наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строение,
структуре слова.
Предметом словообразования является слово, способы его образования.
Словообразовательная система языка тесно связана с другими его
сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется
в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с
грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова
оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка.
Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как
определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми
грамматическими признаками этой части речи.
Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем
– находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти
способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.
I Морфологический
1. Аффиксация:
- префиксальный способ,
- суффиксальный способ,
- префиксально-суффиксальный способ.
2. Безафиксальный способ;
3. Словосложение;
4. Аббравиация;
II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
Названные способы имеют не тождественную роль в процессе
словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью
которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью:
существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый,
сверхмощный).
Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от
того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем.
Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен
фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей
обстановке.
| |1.2 Особенности формирования у детей|
| |с нарушениями интеллекта |
| |словообразовательных норм русского |
| |языка. |
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с
аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм
развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов,
высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического
речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа
усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается
определенный динамический стереотип при изменении существительных,
прилагательных и других частей речи; и ребенок усваивает, что для выражения
тех или иных мыслей нужно менять грамматические формы слов. Ребенок,
наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные
выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам
[4, с. 70].
Следует отметить черты развития словообразования:
1. Спонтанность. Когда ребенок – субъект деятельности,
самостоятельно познающий мир и язык, как средство познания мира.
Роль взрослого – интенсивный партнер.
2. В речевом развитии ведущим является когнитивное развитие,
создающее основу для формирования семантического звена речи.
Речевой онтогенез представляется не просто как освоение
ребенком арсенала языковых, в частности словообразовательных
средств, а как процесс глубокого освоения систем языка. Побочным
продуктом когнитивного развития являются инновации в
словообразовании – словотворчество.
О. С. Ушакова выделяла 3 основных принципа образования дошкольниками
новых слов:
1. часть слова (осколки) используются как слова («прыг» - прыжок);
2. к корню одного слова прибавляется суффикс другого (пурга + инк =
пургинки);
3. одно слово состоит из двух (ворунишки = врунишки + вор) [5, с. 40-
42].
Основополагающее значение для понимания грамматического строя и
словообразования в частности имеют работы А. Н. Гводева, С. А.
Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.
В исследованиях известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева
собран уникальный фактический материал. По данным ученого, морфологические
элементы начинают выделятся ребенком с сохраненным интеллектом рано (1год,
11 месяцев). Причем сначала усваиваются категории с конкретными значениями
(число, существительное, так как в этом случае разница в значении
ухватывается ребенком), а затем сложные (приставочная форма).
Морфологические элементы умственно отсталый ребенок начинает выделять
гораздо позднее (в зависимости от степени нарушения интеллекта).
Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого
развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс
образования слов в русском языке. В современном словообразовании
господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько
разновидностей. В основе его лежит сочетание различных морфем: кричать –
крик, путь – путник, грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; бежать – в-
бежать, вы-бежать, при-бежать.
За последнее десятилетие русском словообразовании активизируется
морфолого-синтаксический способ. Образование новых лов происходит в
результате сложения слов (двух, трех: лед колоть – ледокол, книги любить -
книголюб).
На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова)
приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит
поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря
мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки
на существительные для номинации предмета и языковые отношения. Наиболее
интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6
месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется
словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах
словообразования.
К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с
нормативными, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к
формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов
словообразования.
В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе
другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого
оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью
аффиксов (окончание, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный
(учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный
(застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирают
словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик,
подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам
правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок),
предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения
(ехал – поехал - выехал).
Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем
дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования
словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В
подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм
словообразования.
Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных
способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности
проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз
упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут
проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного
материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях
играющих.
В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание.
Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное
употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже
единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической
задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно
легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую
форму.
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком
детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет
названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними
совершить.
Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать
услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей
знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем,
прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также
словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических
средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов
малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им
пользоваться.
Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи
суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал -
выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом
этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с
суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы
образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки
(кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель
учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок,
-ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|