на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодузна де Куртене.

Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения

синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования

слов в прошлом), подходов к словообразованию.

Крушевский Н. В. проводит также мысль о том, что словообразование

представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем

внутри слова).

Значительный вклад внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В

лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию,

создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы.

На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О.

Винокура и В. В. Виноградова.

Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал

принципы синхронного словообразовательного анализа.

В работах Виноградова словообразование формируется как самостоятельная

дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. сформулирована связь словообразования

с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в

русском языке.

С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным

вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской,

Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в

«Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.).

На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс

словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное

отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные

различными переменами в жизни нашего общества.

Термин «словообразование» в лингвистики употребляется в двух

значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как

название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка.

Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две

составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика –

наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строение,

структуре слова.

Предметом словообразования является слово, способы его образования.

Словообразовательная система языка тесно связана с другими его

сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется

в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с

грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова

оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка.

Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как

определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми

грамматическими признаками этой части речи.

Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем

– находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти

способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.

I Морфологический

1. Аффиксация:

- префиксальный способ,

- суффиксальный способ,

- префиксально-суффиксальный способ.

2. Безафиксальный способ;

3. Словосложение;

4. Аббравиация;

II Морфолого-синтаксический;

III Лексико-семантический;

IV Лексико-синтаксический.

Названные способы имеют не тождественную роль в процессе

словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью

которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью:

существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый,

сверхмощный).

Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от

того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем.

Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен

фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей

обстановке.

| |1.2 Особенности формирования у детей|

| |с нарушениями интеллекта |

| |словообразовательных норм русского |

| |языка. |

Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с

аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм

развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов,

высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического

речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа

усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается

определенный динамический стереотип при изменении существительных,

прилагательных и других частей речи; и ребенок усваивает, что для выражения

тех или иных мыслей нужно менять грамматические формы слов. Ребенок,

наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные

выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам

[4, с. 70].

Следует отметить черты развития словообразования:

1. Спонтанность. Когда ребенок – субъект деятельности,

самостоятельно познающий мир и язык, как средство познания мира.

Роль взрослого – интенсивный партнер.

2. В речевом развитии ведущим является когнитивное развитие,

создающее основу для формирования семантического звена речи.

Речевой онтогенез представляется не просто как освоение

ребенком арсенала языковых, в частности словообразовательных

средств, а как процесс глубокого освоения систем языка. Побочным

продуктом когнитивного развития являются инновации в

словообразовании – словотворчество.

О. С. Ушакова выделяла 3 основных принципа образования дошкольниками

новых слов:

1. часть слова (осколки) используются как слова («прыг» - прыжок);

2. к корню одного слова прибавляется суффикс другого (пурга + инк =

пургинки);

3. одно слово состоит из двух (ворунишки = врунишки + вор) [5, с. 40-

42].

Основополагающее значение для понимания грамматического строя и

словообразования в частности имеют работы А. Н. Гводева, С. А.

Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

В исследованиях известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева

собран уникальный фактический материал. По данным ученого, морфологические

элементы начинают выделятся ребенком с сохраненным интеллектом рано (1год,

11 месяцев). Причем сначала усваиваются категории с конкретными значениями

(число, существительное, так как в этом случае разница в значении

ухватывается ребенком), а затем сложные (приставочная форма).

Морфологические элементы умственно отсталый ребенок начинает выделять

гораздо позднее (в зависимости от степени нарушения интеллекта).

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого

развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс

образования слов в русском языке. В современном словообразовании

господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько

разновидностей. В основе его лежит сочетание различных морфем: кричать –

крик, путь – путник, грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; бежать – в-

бежать, вы-бежать, при-бежать.

За последнее десятилетие русском словообразовании активизируется

морфолого-синтаксический способ. Образование новых лов происходит в

результате сложения слов (двух, трех: лед колоть – ледокол, книги любить -

книголюб).

На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова)

приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит

поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря

мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки

на существительные для номинации предмета и языковые отношения. Наиболее

интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6

месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется

словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах

словообразования.

К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с

нормативными, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к

формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов

словообразования.

В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе

другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого

оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью

аффиксов (окончание, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный

(учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный

(застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирают

словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик,

подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам

правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок),

предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения

(ехал – поехал - выехал).

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем

дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования

словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В

подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм

словообразования.

Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных

способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности

проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз

упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут

проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного

материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях

играющих.

В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное

употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже

единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической

задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно

легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую

форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком

детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.

Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет

названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними

совершить.

Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать

услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей

знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем,

прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также

словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических

средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов

малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им

пользоваться.

Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи

суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал -

выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом

этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с

суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы

образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки

(кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель

учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок,

-ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.