Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его
друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами …
(детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за
стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за
ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди
достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат,
слонят, щенят и т. д.
Проанализировав ответы детей, пришли к выводу, что дети ориентируются
в суффиксах, работают с интересом и желанием. Все это свидетельствует о
верном наборе обучающего материала. Мы заметили, что с умением использовать
тот или иной суффикс при словообразование нарастает частота его
использования в речи. В ходе формирующего эксперимента было проведено 20
игр. Из них 13 проведены экспериментатором и описаны в данной работе.
Остальные 7 проведены воспитателем и дефектологом по предложенной нами
методике. Игры проводились с детьми всей группы, но большое внимание
уделялось детям, входивших в экспериментальную группу, особенно тем,
которые отсутствовали при проведении игры экспериментатором.
Под влиянием дидактической игры умственно отсталых дети приобретают не
только знания и умения, у них развивается способность чувствовать
правильность той или иной формы.
Сравнения полученных результатов с результатами констатирующего
эксперимента доказывает положительную обучающую роль дидактических игры, ее
эффективность.
Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Некоторые
игры повторялись 3 – 4 раза, что способствовало лучшему закреплению
словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
первого года обучения.
Применение различных видов дидактических игр помогло сделать работу
более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень
познавательной активности детей.
| |2.3 Определение эффективности |
| |использования серии дидактических |
| |игр как средства совершенствования |
| |словообразовательных умений у детей|
| |с нарушениями интеллекта первого |
| |года обучения. |
Для выявления динамики развития суффиксального способа
словообразования был проведен контрольный эксперимент в марте 2003 года.
Он включал в себя следующие задания:
1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
2. образование относительных прилагательных от существительных;
3. образование глаголов от звукоподражательный слов.
Как и в констатирующем эксперименте, так и в контрольном эксперименте
мы использовали методику исследования, предложенную З. А. Репиной.
Задание 1.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать уменьшительно-
ласкательных формы существительных с помощью суффиксов.
1 серия: -чик, -ик.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов.
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, предлагается рассмотреть каждую в
отдельности, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на карточках? Как ты
скажешь про большие предметы и как про меленькие?»
2 серия:–ок.
Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей.
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены
животные и их детеныши и дается задание: «Скажи, кто нарисован на
картинках? Как ты скажешь про большого животного и про его детеныша?»
3 серия: –чк, -ек.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на
картинках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»
Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,
неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
Полученные результаты выявили существенное повышение уровня
сформированности словообразования с помощью суффиксов –чик, -ик, -чк, ек,
-ок у детей экспериментальной группы. Все дети работали с желанием и
интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые дети не
допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной
работы.
Задание 2.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать относительные
прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
1 серия: –ан, -ян.
Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей.
Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей
и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего
он сделан? Значит, какой он?»
2 серия: –ов.
Материал: 10 картинок с изображением вещей и предметов.
Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением
вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из
чего он сделан? Значит, какой он?»
Все ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,
неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
По результатам второго задания, было видно, что уровень знаний детей
значительно повысился. Дети старались достичь высокого результата, работали
с желанием и интересом. Ошибок практически не было.
Задание 3.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать глаголы от
звукоподражательных слов.
Материалы: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кашка.
Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание:
«Скажи «Кря-кря-кря!», кто это? (уточка) Что она делает? (крякает)»
Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,
неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 5 баллов.
Задание это вызвало трудности у многих детей, но все же некоторые дети
дали показательные результаты в лучшую сторону.
Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, можно
сделать вывод о том, что уровень развития словообразования у детей
экспериментальной группы возрос (приложение 4).
Дети приобрели необходимые умения образования существительных и
прилагательных суффиксальным способом, а вот образование глаголов вызвало
трудности у детей. Но не все дети используют свои словообразовательные
умения в практической деятельности.
Использование дидактических игр, при обучении детей с нарушениями
интеллекта словообразованию, является необходимым. Так как в игре знания
детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и
навыки, в том числе и словообразовательные.
Заключение.
Таким образом, результаты экспериментального исследования по
формированию словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта
первого года обучения в области существительных, глаголов и прилагательных
подтверждает гипотезу относительно того, что именно дидактические игры
являются наиболее эффективным средством развития и совершенствования
словообразовательных умений детей.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности
навыков образования глаголов от звукоподражательных слов, существительных и
прилагательных с помощью суффиксов, усвоению речевых норм и правил,
совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его.
Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях.
Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической
и целенаправленной работе.
Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни
ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность.
Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное
обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все
больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.
Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр
эффективно помогли нам сформировать у детей с нарушениями интеллекта
словообразовательные умения при изменении существительных и прилагательных.
Проведенная нами работа помогла своевременно выявить и исправить
грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Так как у детей с нарушениями интеллекта кратковременная память,
следовательно, и впредь необходима систематическая и целенаправленная
работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в
частности.
Библиография.
1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи детей //
Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.
2. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. –
1995. - №7 – с. 40.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с.
4. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988.
- №7 – с. 70.
5. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное
воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.
6. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М.: «Просвещение»,
1967. – 200с.
7. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение»,
1991. – 160с.
8. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное
воспитание. – 1987. - №7 – с. 45.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение»,
1961. – 540с.
10. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное
воспитание. – 1998. - №1 – с.26.
11. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996
– №9 – с. 40
12. Новоторцева Н. Развитие речи детей – Ярославль: «Академия», 1996. –
240с.
13. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение»,
1982. – 103с.
14. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с.
20.
15. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное
воспитание. – 1988 - №4 – с. 33.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.:
«Академия», 1998 - 433с.
17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. –
240с.
18. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института
Психотерапии», 2001 – 300с.
19. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников:
некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 –
с. 32.
Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. -
№1- с. 35.
Приложение 3.
Констатирующий эксперимент.
Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
1 серия: -чик, -ик.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 1
2 серия: -ок.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 1
3 серия: -чк, -ек.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 2 Образование относительных прилагательных от существительных
1 серия: -ан, -ян.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 2
2 серия: -ов.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 3 Образование глаголов от звукоподражательных слов.
|№п/п |Список детей |Лягушка |Утка |Кошка |Свинья |Петух |Общее кол-во |
| | |(квакает) |(крякает) |(мяукает) |(хрюкает) |(кукарекает ) |баллов |
|1 |Саша А. | | | | | | |
|2 |Никита Б. | | | | | | |
|3 |Миша Г. | | | | | | |
|4 |Дима З. | | | | | | |
|5 |Женя М. | | | | | | |
|6 |Лиля А. | | | | | | |
|7 |Андрей Т. | | | | | | |
|8 |Юра П. | | | | | | |
|9 |Надя Т. | | | | | | |
|10 |Егор Н. | | | | | | |
|Верно – 1 балл | Высокий |
| |уровень – 7 – 10 баллов |
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Приложение 4.
Контрольный эксперимент.
Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
1 серия: -чик, -ик.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 1
2 серия: -ок.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 1
3 серия: -чк, -ек.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 2 Образование относительных прилагательных от существительных
1 серия: -ан, -ян.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 2
2 серия: -ов.
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Задание № 3 Образование глаголов от звукоподражательных слов.
|№п/п |Список детей |Лягушка |Утка |Кошка |Свинья |Петух |Общее кол-во |
| | |(квакает) |(крякает) |(мяукает) |(хрюкает) |(кукарекает ) |баллов |
|1 |Саша А. | | | | | | |
|2 |Никита Б. | | | | | | |
|3 |Миша Г. | | | | | | |
|4 |Дима З. | | | | | | |
|5 |Женя М. | | | | | | |
|6 |Лиля А. | | | | | | |
|7 |Андрей Т. | | | | | | |
|8 |Юра П. | | | | | | |
|9 |Надя Т. | | | | | | |
|10 |Егор Н. | | | | | | |
|Верно – 1 балл | Высокий |
| |уровень – 7 – 10 баллов |
|Неверно – 0 баллов | Средний уровень|
| |– 4 – 6 баллов |
| | Низкий уровень –|
| |0 – 3 баллов |
Приложение 5.
Общее количество баллов.
|№п/п |Список |Констатирующий эксперимент |Контрольный эксперимент |
| |детей | | |
|1 |Саша А. |27 |41 |
|2 |Никита Б. |36 |53 |
|3 |Миша Г. |35 |47 |
|4 |Дима З. |22 |36 |
|5 |Женя М. |23 |26 |
|6 |Лиля А. |17 |26 |
|7 |Андрей Т. |32 |43 |
|8 |Юра П. |1 |2 |
|9 |Надя Т. |8 |16 |
|10 |Егор Н. |32 |44 |
. Высокий уровень 35 – 55 баллов
. Средний уровень 21 – 34 баллов
. Низкий уровень 0 – 20 баллов
Приложение 7.
[pic]
[pic]
Приложение 7.
[pic]
[pic]
Приложение 7.
[pic]
[pic]
Приложение 7.
[pic]
[pic]
Приложение 7.
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|