педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,
психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,
математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и
педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности
психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений
психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при
разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе
обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая
изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты
характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных
социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития
человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая
естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение
условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех
изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и
связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и
воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,
которая получила название теории управления. Возникнув в системе
общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла
наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.
При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы
управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;
воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной
спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике
недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не
пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и
данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и
выявления границ их применения.
Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без
глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на
базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как
неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,
внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного
беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь
упорного, каждодневного труда.
Принципы педагогики, и ее функции
Непременным условием выделения и функционирования любой науки является
наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)
педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она
исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и
обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида
(онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных
изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении
человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность
отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые
передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и
телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления
и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние психического
здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на
умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания
родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от
простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также
потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть
развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –
развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и
сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,
общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают
формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под
влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно
заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть
определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые
качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов
формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит
определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,
ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,
где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и
ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,
человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру –
к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже
система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её
собственный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся
также образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону
воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных
ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных
умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали,
поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих
сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание
образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают
среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование.
Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт
общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику
определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.
Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у
школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы,
дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и
профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть
самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на
производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является
планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку
нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется
государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по
изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое
обучение, которое осуществляется в определённой организации под
руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём
выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и
руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный
процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение
научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике,
развитие творческих способностей, формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню ра-
вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании
ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания,
непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со
взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются,
неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно
связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их
характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и
именно на этой основе отличать его от других категорий.
Предмет и задачи педагогики
Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного
знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло,
искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства
«вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное
и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально
педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в
образовании (См. закон «Об образовании»).
Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе
все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика»
(антропос –человек).
Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС).
Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики.
(Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все
проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько вперед, отметим, что
элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения,
содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|