базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития
личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой
этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что
требует не только умственного развития детей, не только развития их
творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять
свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,
чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и
политической жизни, личностно-общественного становления, развития
многообразных способностей, центральное место в которых занимает
способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность
участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и
если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат
действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно
средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга
способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы
воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых
форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при
этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и
целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и
сознательно организуемого совершенствования системы общественного
воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без
опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей
развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание
существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного
воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой
природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена
в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса
воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие
воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,
главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны
быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся
образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого
использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное
самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -
всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и
социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление
детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не
подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно
выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -
формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в
решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания -
самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей
деятельности”.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего
человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание
роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,
через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у
ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет
возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит
направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя
в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает
требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя
цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только
организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее
взаимодействия с каждым учеником”.
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного
целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей
методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа
растущего человека в становлении его личности. Достижения современной
науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и
физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в
социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит
действенная выработка программ социального поведения человека, формируется
человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности
носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое
формирование личности не представляет собой пассивного отражения
общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных
отношений, личность формируется через ее активные общественные действия,
сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе
целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно
организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая
его как развитую личность потребность в благе другого.
Методы воспитания
Взаимодействие коллектива и личности
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный
педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в
коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших
закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности,
следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских
черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии,
что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в
социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено
лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно
должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только
обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель
здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и
художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической
работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив
и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого
коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на
русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким
образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на
существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом
людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.
Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению
социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином
объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же
отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и
охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями.
Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и
действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между
учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат
личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива
и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя
представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму
отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и
организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность,
соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и
коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение
учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными
устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а
межличностные отношения характеризуются высокой организованностью,
ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством
духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность
каждой личности.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется
длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии
коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к
предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве
сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.
«Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на
первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли
первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется
группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать
дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует
коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд
первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в
известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной,
организованной работой».
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с
коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной
демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный
стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства
коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и
нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость
коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного
достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы,
ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении
совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена
коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере
проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
. организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом
воспитания и управления своей деятельностью,
. нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда
коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений,
гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,
. стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности
и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и
здоровой целенаправленности своей жизни.
Особенности самовоспитания школьников
Движущие силы и механизм самовоспитания личности.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”,
т.е. гово-рим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс
биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких
качеств и свойств, которые по сво-ему происхождению не связаны с
биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки,
поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформировать-ся лишь
прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об-
щее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие -
“личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например:
ответственность, дос-тоинство, индивидуальность, общественная активность,
твердость взглядов и убежде-ний.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития,
который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.
Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и
главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников”
говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее
внутреннем мире неиз-бежны столкновения, конфликты, периоды спада и
усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих
сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании
личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяю-щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет сле-дующие особенности: воспитанник выбирает цели
жизни, идеалы в соответствии с общест-венными критериями, готовит себя к
жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению
окружающего мира. Между указанными факторами самовос-питания существуют
сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а
увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием
совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и
т.д. и не всегда противоречия мо-гут быть разрешены усилиями самого
воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и
вспомогатель-ные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается
в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит
разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как:
самосознание, увлеченность, на-правленность, умение управлять собой и т.д.
Нравственный идеал и самовоспитание.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль
нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное
мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для
самовоспитания нужен эталон нравственно воспитан-ной личности школьника,
который должен соответствовать следующим показателям:
. трудолюбие;
. творческое отношение к труду;
. высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко,
А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при
системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование
разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и
внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с
учетом имеющихся у него положительных ка-честв и способностей; формирование
объективной самооценки; обучение методике само-стимуляции положительного
поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию
предполагает форми-рование социального эталона личности в учебно-
воспитательной работе школы, организа-цию жизни коллектива на принципах
гуманистической морали и включение каждого уче-ника в процесс своего
нравственного самосовершенствования.
От воспитания к самовоспитанию.
В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится,
что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются
появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие
волевых качеств, ответственно-сти, коллективизма и связано с приучением
ребенка к регулярному и добросовестному вы-полнению учебных заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|