на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика

становится сформированная способность человека испытать радость от процесса

и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с

действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой

технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с

проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием

экономических, экологических и социальных последствий преобразования

предметного мира.

Задачи проектирования.

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему

интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в

конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию

творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе

выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения

(которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от

половозрастных и индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное

исполнение следующих умственных и практических действий:

1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера

взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к

представлению выполненной работы или ее частей;

2. планирования конечного результата и представления его в вербальной

форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим

развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с

ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом

времени, сил, средств;

4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования;

5. внесение коррективов в ранее принятые решения;

6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа

проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о

помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);

7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических

рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

9. составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических,

экономических), представления их в вербальной форме;

10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и

качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

11. оценивания проектов, выполненных другими;

12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры

публичной защиты проектов;

13. конструирования представлений о профессиональной проектной

деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в

результате, готовом изделии;

14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию»

(«знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на

рынке.

Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и

сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов

проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими

факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-

материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики,

специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских

(политехническая, профориентационная и воспитательная направленность,

соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого

отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного

многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за

основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических,

экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических

требований. Характерными признаками творческих проектов являются:

творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения.

В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное

отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При

подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект

содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении

года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений

на конкретном объекте (проекте).

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его

творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо

учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки,

возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их

общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная

ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по

удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов

школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и

интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе

комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные

условия работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации

учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность

реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты

выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного,

творческого коллектива.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и

изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для

работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации,

бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных

видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых

продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства,

благоустройства усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с

реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов

деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как

невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников

наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном

расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она

предназначена для формирования для формулирования школьником

ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта,

т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать,

предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные

потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть

восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное,

интересен;

2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или

кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на

массового или единичного потребителя;

3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику

реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в

процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых

изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер

жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом),

необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих

предметов потребления и услуг.

Основными критериями выбора проектов являются:

- оригинальность, доступность, надежность;

- техническое совершенство;

- эстетические достоинства;

- безопасность;

- соответствие общественным потребностям;

- удобства эксплуатации;

- технологичность;

- материалоемкость;

- стоимость и т. д.

|Сфера деятельности|Примерные направления творческих проектов |

|Школа |Оформление классных уголков, изготовление инструментов |

| |и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования |

| |для кабинетов, изготовление действующих моделей и |

| |макетов |

|Индустрия |Заказы предприятий, организаций, фирм. |

|Досуг |Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление|

| |инвентарного материала для подвижных и логических игр; |

| |изготовление сувениров. |

|Дом |Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; |

| |изготовление книжных, туалетных полок, подставок под |

| |телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; |

| |изготовление специальных инструментов и приспосаблений |

| |для садово-огородных работ; изготовление рабочих |

| |инструментов и приспосаблений для обработки различных |

| |материалов; дизайн рабочего уголка. |

Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены,

декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки,

украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка,

гравировка, эмаль).

Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении

творческих проектов

Значительные изменения, происходящие в современном обществе,

максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В

последнее десятилетие в центре внимания психолого-педагогической науки

находится изучение особенностей и возможностей человека, условий

целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала.

Понятие проектной деятельности направлено на достижение единой цели

образования - личностного развития школьника.

Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность - мотив

- цель - задача - действия - операции.

К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один

мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов, образующих мотивацию

данной деятельности.

Потребность есть состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо

или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются какими-

либо потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и

процесс преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий

деятельность по удовлетворению этой потребности.

Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов,

необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи учения и труда, то есть

целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа

одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.