на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика

деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны

выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием

звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В

связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности

определим как учебно-трудовую.

Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса

трудовой деятельности.

Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в

рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации

учебной деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой

деятельности.

Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и

содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту

деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах, действиях и

операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным

результатом изменение самого субъекта.

Сравнение моделей учебной и трудовой деятельности, определение

содержания структурных компонентов позволили определить приоритетное

направление трудовой деятельности в процессе выполнения творческих

проектов.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна

соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили

основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный,

технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится

проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности

человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему

им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества,

какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель -

получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как

социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают

изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и

умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии

изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор

инструментов и оборудования, определение последовательности технологических

операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами

деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также

все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при

разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является

приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На

протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей

деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции,

корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку

работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и

навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает

учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные

технологические операции являются промежуточным результатом деятельности

учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль,

корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические

расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими

работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед

одноклассниками.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного

задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит

в себе большие возможности для развития творческих способностей.

На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено,

что при соответствующей организации учебного процесса в школе развивается

познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется

политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура.

Педагогический анализ специфики творческой деятельности требует

осмысления более широкого понятия "творчество". Общепринятая точка зрения -

творчество как вид человеческой деятельности - отличается новизной и

оригинальностью.

В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что

творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно,

чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент

субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая

созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем,

творческих задач и заданий. Один из важнейших ее признаков - появление в

результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений,

творческих способностей личности.

В основу обучения школьников проектированию должны быть положены

основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и

изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество

школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому

процессу взрослых.

В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить

на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых:

возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация

решения на практике.

Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой

деятельности является обнаружение школьниками технического противоречия,

возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел

технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы,

посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация области

поиска - школьник осознает смысл задачи.

Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе

которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в

результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной

(иногда объективной) новизной.

Большое значение для практики имеют такие существенные психологические

закономерности творческого процесса, как отбрасывание второстепенных

подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий задачи. Это

дает возможность юному рационализатору сконцентрировать свое внимание на

главном объекте деятельности, отказаться от привычных представлений, схем,

установить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным.

В последние годы вопросы эффективности научно-технического творчества

оказались в центре внимания исследователей ввиду острой практической

необходимости. Гигантский рост роли науки в жизни общества, характерный для

последних десятилетий, привел к тому, что интеллектуально-творческая

деятельность оказывает все большее влияние на развитие экономики. В связи с

этим встает комплекс специфических задач: разумного отбора кадров,

организации творческих коллективов, создания необходимой мотивации

рационализаторской деятельности, поиска средств, стимулирующих успешное

протекание творческого процесса, рационального использования современных

возможностей автоматизации умственного труда.

2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельности

учащихся.

2.1.Планирование учителями процесса проектной деятельности.

Для определения оптимальных путей реализации образовательной,

развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и

внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю

необходимо правильно организовывать свою деятельность.

Для решения учебных задач учителем составляется перспективный план

учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную,

логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных

ее тем.

Планирование начинается с изучения действующей программы.

Анализ программы.

Программа по школьному курсу «Технология» была подготовлена научным

коллективом, руководителями которого является Симоненко В.О. и Хотунцев

Ю.А.. Программа была выпущена издательством «Просвещение» в 1996 году.

Вариант I (мальчики)

По этому варианту занимаются учащиеся, которые углубленно изучают основы

техники.

Основная цель этого раздела—формирование знаний, умений и навыков в

области социальной этики, воспитание уважения к личности, заботы в первую

очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и

национальных традиций.

На изучение этого разделка выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал

раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы.

Конечно, изучение культуры человеческих отношений не должно ограничиваться

этим разделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы

образовательной области «Технология» в старших классах.

Вариант II (девочки)

Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной

области «Технология».

Кроме общих задач предмета «Технология» при изучении этого раздела

необходимо решать следующие дополнительные задачи:

. совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном

ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за

жилищем;

. ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства,

народного творчества и ремесел;

. развитие художественной инициативы;

. воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту и на производстве;

. воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

|Принципы |Реализация |

|Научность |Соответствует современному уровню |

| |развития науки и техники, раскрывает |

| |современные технологические процессы |

|Учет возрастных и познавательных |Программа учитывает возрастные |

|возможностей |возможности и особенности учащихся и |

| |построена по принципу от простого – к |

| |сложному, от малого – к большому |

|Системность и последовательность |Эффективное распределение объема учебного|

|изложения |материала по классам. Комплексный подход |

| |к изучению всех блоков материала. Учтены|

| |межпредметные и внутрипредметные связи |

|Воспитывающий характер содержания|В программе заложены основы эстетики, |

| |нормы морали, этикета. Предполагается |

| |экологическое, экономическое воспитание |

|Четкость структуры |Большое число разнообразных по содержанию|

| |разделов программы. Весь материал разбит |

| |на логические блоки |

Методические рекомендации к урокам (IV четверть):

Урок №1

«Творческая деятельность и творческий проект»

Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной.

Раскрыть этапы выполнения проекта

Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению

технического кругозора

Восп.: воспитывать целеустремленность, бережное отношение к вещам, уважение

к товарищам

Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды

деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно

к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты

и просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают

различные виды профессий, жизненный цикл продукции.

На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.