на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемное обучение

действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных

знаний и жизненного опыта».

Учебные умения предполагают использование ранее полученного опыта,

определенных знаний. Знания и умения – деве неотделимые и функционально

взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качество умений

определяется характером и содержанием знаний о предполагаемом действии.

Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и

самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою

очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему

накапливанию знаний. Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются

в навыки. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения

действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится

действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без

специального упражнения в выполнении какого-нибудь действия. В этих случаях

оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении

действий, только сходных с данным. В месте с тем умение совершенствуется по

мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность

пользования разными навыками для достижения одной ми той же цели в

зависимости от условий действия. При высоком развитии умения действие может

выполняться в разнообразных вариациях, каждая из которых обеспечивает успех

действия в данных конкретных условиях.

Образование умений представляет собой сложный процесс аналитико-

синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в ходе

которого создаются и закрепляются ассоциации между заданием, необходимыми

для его выполнения знаниями и применением знаний на практике. Повторные

действия укрепляют эти ассоциации, а вариации заданий делают их все более

точными. Таким образом формируются черты и признаки умений: гибкость, т.е.

способность рационально действовать в различных ситуациях, стойкость, т.е.

сохранение точности и темпа, несмотря на некоторые побочные влияния,

прочность (умение не утрачивается в тот период, когда оно практически не

применятся), максимальная приближенность к реальным условиям и задачам.

В современной педагогической литературе нет единого подхода к

классификации учебных умений. Некоторые ученые считают, что «умения и

навыки подразделяются на обобщенные (межпредметные) и частные

(специфические для отдельных предметов), интеллектуальные и практические,

учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные,

рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые

другие» [12]. Однако деление умений на виды является в определенной степени

условным, т.к. часто нет резкой границы, различающей их. Поэтому мы решили,

что более точной является следующая классификация, предложенная

Н.А.Лошкаревой [12]. Согласно этой классификации, учебный труд школьников

обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-

информационными и учебно-коммуникативными умениями. Такую же классификацию

дает Ю.К.Бабанский [4]. Мы остановимся подробнее только на учебно-

интеллектуальных умениях.

В своей работе Ю.К.Бабанский выделяет следующие группы

интеллектуальных умений: мотивировать свою деятельность; внимательно

воспринимать информацию; рационально запоминать; логически осмысливать

учебный материал, выделяя в нем главное; решать проблемные познавательные

задачи; самостоятельно выполнять упражнения; осуществлять самоконтроль в

учебно-познавательной деятельности.

Как видим, Бабанский в основу свой классификации положим деятельный

подход. Не отвергая данную классификацию, мы рассмотрим еще один класс

интеллектуальных умений, в основу которого было положено понятие

«интеллект». В данной классификации под интеллектуальными умениями будем

понимать подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий.

Интеллектуальными умениями здесь являются следующие умения:

1) воспринимать,

2) запоминать,

3) быть внимательным,

4) мыслить,

5) обладать интуицией.

Рассмотрим перечисленные группы интеллектуальных умений, включая те,

которые выделяет Ю.К.Бабанский.

1. Мотивация учения.

Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во

многом зависит от наличия положительных мотивов учения.

Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс

«почему?». Задача педагогов состоит в том, чтобы в течение всего периода

школьного обучения создавать самые благоприятные условия для поддержания

этого свойственного человеку любопытства, не гасить его, а дополнять новыми

мотивами, идущими от самого содержания обучения, форм и методов организации

познавательной деятельности, от стиля общения с учениками. Мотивацию надо

специально формировать, развивать, стимулировать и, что особенно важно,

учить школьников «самостимулировать» свои мотивы.

Среди многообразия мотивов учения можно выделить две большие группы:

мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности в

обучении. Мотивы познавательного интереса проявляются в повышенной тяге к

познавательным играм, учебным дискуссиям, спорам и другим методам

стимулирования обучения. Мотивы долга и ответственности связаны прежде

всего с наличием у ученика сознательной учебной дисциплины, стремления

охотно выполнять требования учителей, родителей, уважать общественное

мнение класса.

Зная состояние мотивов ученика, педагог может своевременно подсказать

ему, над устранением каких недостатков следует настойчиво поработать в

ближайшее время. Ведь многие ученики вообще не задумываются над этой

проблемой, и бывает достаточно обратить их внимание на это, как они

невольно начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых элементарных

его формах. Другим школьникам приходится подсказывать и доступные приемы

самовоспитания мотивов учения. Третьи нуждаются еще в более тщательном и

систематическом контроле за ходом самовоспитания, в оказании им текущей

помощи. Педагоги должны учить школьников понимать субъективную значимость

учения – что может дать изучение этого предмета для развития его

склонностей, способностей, для профессиональной ориентированности

подведения вплотную для овладения интересующей профессией. Учителя должны

помогать ученику осознать, что дает учение для подготовки к общению в

пульсирующей среде, в трудовом коллективе. Все это вырабатывает у

школьников рефлекс сомомотивации, самостимулирования. В учебных делах в

качестве источников стимулирования обычно выступают, конечно, чувства

долга, ответственности и сознательной дисциплины. Самовоспитание учебной

дисциплины и волевой собранности связанно также и с выработкой

«помехоустойчивости»; умения заставлять себя вновь и вновь браться за

выполнение «неподдающегося» решения задачи. Не менее важное значение имеет

четкое предъявление требований со стороны учителей, единство таких

требований, ясная мотивировка выставляемых оценок.

Серьезного внимания заслуживает разумная система поощрения. Похвала

ответа, похвальная запись в дневнике и на экране успеваемости – все это

способствует зарождению общественно ценных мотивов, которые играют особо

важную роль в учебной мотивации вообще.

Самое главное для учителя – это необходимость добиваться перевода

внешнего стимулирования в самостимулирование у учеников внутренней

мотивации. И здесь особенно важное значение имеет умелое слияние

целеполагания и мотивации ученика. Продумывая задачи своей деятельности

дома и на уроке, школьник, особенно старший, тем самым уже мотивирует свою

деятельность. Школьники активнее занимаются самовоспитанием мотивов, если

видят, что этот процесс интересует учителей, родителей, ученический актив,

когда их поддерживают при возникающих затруднениях.

Итак, видим, что конкретно предполагает процесс самостоятельного

стимулирования учения:

- осознание учениками учения как общественного долга;

- оценку теоретической и практической значимости предмета и изучаемого

вопроса;

- оценку субъективной значимости учения вообще и данного предмета для

развития своих способностей, профессиональных устремлений или, наоборот,

для целенаправленного устранения причин, мешающих сполна опираться на

свои реальные учебные возможности;

- стремление приобретать не только наиболее интересные, яркие,

увлекательные, занимательные знания, а осваивать все содержание

образования;

- развитие умений подчиняться самоприказу, волевому стимулированию

образования;

- настойчивое преодоление учебных затруднений;

- стремление понять, осознать, пережить, оценить, полезность для себя

выполнения требования учителей, родителей, классного коллектива;

- сознательное подавление чувства страха перед предстоящими ответами,

классной работой или зачетом.

2. Умение воспринимать.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или

явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе

восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в

целостные образы вещей и событий. Восприятие отражает предмет в целом, в

совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме ощущений,

а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с

присущими ее особенностями.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия

раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное

смысловое значение. Умение воспринимать у человека теснейшим образом

связанно с мышлением, с пониманием сущности предмета. Умение сознательно

воспринять предмет – это значит умение мысленно назвать его, т.е. отнести

воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в

слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем

сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.

Умение воспринимать – это умение организовывать динамический поиск

наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Восприятие – активный

процесс, в ходе которого человек производит множество действий для того,

что бы сформировать адекватный образ предмета.

Многократные психолого-педагогические эксперименты показали, что мы не

можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие – это

система перцептивных действий, и овладение ими требует специального

обучения и практики.

Наиболее важной формой умения воспринимать является умение наблюдать.

Наблюдение можно охарактеризовать как преднамеренное, планомерное

восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие

выступает как самостоятельная деятельность. Мы часто не различаем

определенные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении

музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин.

Умению наблюдать можно и нужно учиться.

Известный голландский ученый М.Миннарт говорил: «От вас самих зависит

прозрение – вам стоит лишь дотронутся до своих глаз магическим жезлом под

названием «знай, на что смотреть»». Действительно, успех наблюдения в

значительной степени определяется постановкой задачи. Наблюдателю необходим

«компас», указывающий направление наблюдения. Таким «компасом» и является

задача, поставленная перед наблюдателем, план наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет

предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем

богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие.

Эти закономерности наблюдения должен учитывать учитель, организуя

деятельность учащихся.

Формирование умения наблюдать у учащихся помогает обеспечить более

эффективное усвоение новых знаний при применении принципа наглядности

обучения. Очевидно, процесс обучения не должен строиться лишь по принципу,

когда учащиеся принимают информацию, которую сообщает на уроке учитель;

«процесс обучения должен быть организован как активная мыслительная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.