на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемное обучение

деятельность учащихся» [2]. Экспериментальные исследования показали, что

существенным компонентом процесса принятия решения является манипулирование

образом ситуации, сложившейся на основе ориентировочно-исследовательской

перцептивной деятельности. Необходимость перевода проблемной ситуации во

внутренний план для процесса принятия решения свидетельствует о

чрезвычайной важности правильного подхода к исследованию принципа

наглядности обучения. Использование наглядности в обучении должно

направлять не только процесс создания образа ситуации, но и процесс

переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей.

Последовательность использования наглядных пособий на уроке должна

направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого материала.

Такой подход к использованию принципа наглядности обучению, когда оно

строится на активном наблюдении и активной умственной деятельности

учащихся, должен обеспечивать эффективное и прочное усвоение знаний.

3. Умение быть внимательным.

Внимательность – важное и неотделимое условие эффективности всех видов

деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и

ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Для

успешной организации учебно-воспитательной работы необходимо, чтобы у

учащихся в должной мере было сформировано умение быть внимательным. Еще

великий русский педагог К.Д.Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении,

писал: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что

только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что научить детей

держать эти двери открытыми очень важно для успеха всего учения.

В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы,

представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие проявления

внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное

(двигательное). Внимание как познавательный процесс по характеру

происхождения и по способам осуществления разделяют на два вида:

непроизвольное внимание и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и

поддерживается независимо от сознательных намерений целей человека.

Произвольное внимание – это сознательно направленное и регулируемое

сосредоточение.

Поскольку в определении понятия «умение» подчеркивается необходимость

сознательного выполнения действий, то, говоря об умении быть внимательным

будем понимать сформированность произвольного внимания. Произвольное

внимание развивается на основе непроизвольного. Умение быть внимательным

формируется, когда в деятельности человек ставит перед собой определенную

задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это интеллектуальное

умение формируется не только посредством воспитания, но и в огромной мере

посредством самовоспитания учащихся. В степени сформированности умения быть

внимательным проявляется активность личности. При произвольном внимании

интересы носят опосредованный характер (это интересы цели, результата

деятельности). Если в целенаправленной деятельности для ребенка интересными

и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не

только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание

говорить о послепроизвольном внимании. Послепроизвольное внимание

характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно

связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность,

высокую производительность всех видов труда. Значение учебной деятельности

особенно велико для формирования произвольного внимания, то есть умения

быть внимательным. Школьный возраст является периодом его активного

становления, некоторые психологи (П.Я.Гальперин и др.) считают, что

невнимательность школьников связанна с неполноценным формированием функций

контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим, задачи

планомерного развития умения быть внимательным ведется как постоянное

целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного

контроля. Интеллектуальное умение быте внимательным характеризуется

различными качественными проявлениями. К ним относятся: устойчивость,

переключение, распределение и объем внимания.

Анализ практики обучения позволяет выделить некоторые типичные

недостатки, которые мешают ученикам внимательно слушать объяснение

учителей. Прежде всего, это слабая концентрация внимания на главном,

нарушение логики изложения, отсутствие хорошо продуманных, четких,

однозначно трактуемых обобщений и выводов. Очень редко используются

художественные, образные приемы, это снижает эмоциональный тонус

объяснения. Вниманию учеников мешает порой неумение учителей обеспечить

хорошую дисциплину на уроке.

Особое значение в целях поддержания внимания учащихся на должном

уровне имеет разнообразие методов обучения: рассказ, беседа,

самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и др. при правильном их

сочетании и чередовании можно активно развивать внимательность как черту

личности.

4. Умение запоминать.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних

воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления

индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы

образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали

бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются,

сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и

деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его

опыта называется памятью. Память – важнейшая, определяющая характеристика

психической жизни личности, обеспечивающая единство и целостность

человеческой личности. Совокупность умений запоминать, сохранять и

воспроизводить различного рода информацию мы будем в дальнейшем называть

интеллектуальным умением запоминать.

Память как психический процесс разделяют на отдельные виды в

соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,

память делят на двигательную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения (в связи с его ролью и

местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и

оперативную.

Согласно определению интеллектуальных умений, под формированием умения

запоминать будем понимать развитие произвольной образной или словесно-

логической памяти, которая должна быть долговременной или оперативной.

Образная память – это память на представления, картины природы и

жизни, а также на звуки, знаки, вкусы. Для усиленного обучения геометрии (и

многим другим наукам) особенно важно развитие у учащихся памяти на

представления.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не

существуют без языка, поэтому память на них называется не просто

логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в

различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на

передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального

словесного оформления.

Умение запоминать словесно-логические формы – специфически

человеческое умение в отличие от умения запоминать образы, которые в своих

простейших вариантах может быть сформировано и у животных. Опираясь на

развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей

по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов

памяти. Умение запоминать словесно-логические формы принадлежит к ведущим

интеллектуальным умениям, необходимым для усвоения знаний учащимися в

процессе обучения.

Запоминание и воспроизведение, в которых присутствует специальная цель

что-то запомнить или припомнить, называется произвольной памятью. Говорить

о формировании умения запоминать можно лишь тогда, когда происходит

развитие произвольной памяти.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала

после многократного повторения и воспроизведения. Понятием «оперативная

память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно

осуществляемые человеком действия, операции. Когда человек выполняет какое-

либо действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям,

кусками. При этом человек удерживает «в уме» некоторые промежуточные

результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к

конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

Аналогичное явление наблюдается при чтении, списывании, вообще при

выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала,

которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка

начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так

называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность

выполнения той или иной деятельности.

Кроме видов памяти выделяют и ее основные процессы. При этом в

качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые

памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание

(закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление) и сохранение

материала. Кратко охарактеризуем соответствующие умения.

Умение запоминать (в узком смысле, как часть общего учебно-

интеллектуального умения запоминать) можно определить как умение закреплять

новое знание путем связывания его с приобретенным ранее.

Умение воспроизводить информацию – это умение актуализировать

закрепленное ранее знание путем извлечения его из долговременной памяти и

перевода в оперативную.

Уже в подростковом возрасте память должна стать объектом не только

воспитания, но и самовоспитания. Самовоспитание памяти достигает

значительных успехов тогда, когда оно основывается на знании

закономерностей ее формирования. Основой развития смысловой памяти является

содержательная познавательная активность личности.

5. Умение обладать интуицией.

«Интуиция (лат. Intuitio – созерцание, видение, пристальное

всматривание) – термин, означающий то же самое, что и непосредственное

созерцание, знание, полученное в ходе практического и духовного освоения

объекта, наглядное представление» [17]. Интуиция хотя и отличается от

умения мыслить дискурсивно (то есть логически выводить одно понятие из

другого), но не противопоставлена ему. Созерцание предмета посредством

органов чувств (то, что иногда называют чувственной интуицией) не дает нам

ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с

помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. Под последней Декарт понимает

высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи

рассуждения, доказательства становятся ясной истинность того или иного

положения, идеи (например, если две величины равны третьей, то они равны и

между собой).

Научное познание не сводится к одному логическому, понятийному

мышлению; в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная

интуиция. Каким бы путем не было получено то или иное положение, его

достоверность доказывается практической проверкой. Например, истинность

многих аксиом математики и правил логики интуитивно усматриваются не в силу

их врожденного характера, а потому, что, миллиарды раз проверяясь на

практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

6. Умение осуществлять самоконтроль в учении.

Известно, что без текущего и итогового контроля невозможно объективно

оценить реальную эффективность учебного труда. Не проверив степени усвоения

материала, точности решаемой задачи, грамотности написания сочинения, не

выработав привычку всегда проверять свои действия, невозможно гарантировать

из правильность.

Между тем, изучение степени развития у учащихся навыка самоконтроля

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.