определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их
оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь
помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность
человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности
формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе
создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают
в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с
установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним
из важных условий разработки концепции формирования личности , её
духовного мира.
Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не
всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного ,
профессионального и индивидуально – типологического характера. Только
органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора
может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности
согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного , системного характера
формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго
отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную
систему.
В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение
духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ
общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу ,
связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их
духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как
образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.
Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная
культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной
жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких
компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное
потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся
есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и
трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт
возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной
культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного
мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни
, раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно
активной личности.
« Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии ,
которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР
на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры.
В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный
художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный
редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат
педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии,
политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция
художественного образования как фундамента системы эстетического развития
учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная
концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под
редакцией Е.Квятковского).
Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства
способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его
людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и
легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути
своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира
растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе
изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса.
Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без
искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может
развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного
класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика.
Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем
явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности
художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное
положение в структуре образования , стать точкой роста новой ,
очеловеченной системы образования ».
III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.
Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,
потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка
школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей
стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед
собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся
определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие
творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания
, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития
личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности
учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более
отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает
потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая
развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и
воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога
воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,
навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание
ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат
деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в
котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они
должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в
школе должна быть не имитационной вне личностного участия и
заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,
воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом
говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых
столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы
требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его
личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку
ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет
психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других
,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность
узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень
давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге
судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода
, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких
бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,
став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,
черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты
для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано
около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все
что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его
искренности.
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и
мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –
художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –
захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую
действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие
– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из
неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова
собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-
таки и не удаётся».
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по
биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение
1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных
людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как
полные антиподы совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще
мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то
остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие
психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к
познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной
системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о
двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со
слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и
другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то
прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не
следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть
художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато
небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,
музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-
то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше
работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,
до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,
а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в
постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать
себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и
настойчивость ничем не заменить.
IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе
профессиональной ориентации.
Всестороннее развитие личности , формирование эстетических,
экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у
школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача
педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и
специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в
жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры
невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между
собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя
не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед
природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить
на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое
нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|