на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены

только утончённо-эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом.

Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь

сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело

словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на

космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на

музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и

доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём

на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые ,

глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное

существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат

голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна

гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте.

Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен

способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для

умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку ,

чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во

внимание , что это не насекомое , а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития

делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного

состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства

патриотизма, любви к природе, людям , Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках,

с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным

истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным

поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше

действительных вещей , утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию

в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство.

У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого

сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело

, да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная

воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или

зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника

. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не

пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же

собственное малодушие , трусость и лень.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету

, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .

Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней

свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство.

Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём «я»

приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный

результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана

Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство –

нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая

волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни –

законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся

более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в

быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое

впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с

окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение

, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время

разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое

правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего

противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль

понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться

хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те

же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек

всегда найдёт в другом хорошие качества.

Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека

пищи , чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков

, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как

сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической

точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде

всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как

общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная,

природоохранительная и общение.

4.3 Эстетическая культура.

«Для человека одних знаний

мало. Необходимо воспитывать ,

самые чувства людей, их души. Одно из главных

человеческих чувств, отличающее его от зверя и

приближающее его к небу, - эстетическое чувство

…совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем

эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит

её; религия без эстетики не трогает души; война, не

облагороженная эстетическим чувством, превращает

рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает

уродливые формы и превращает свободу в распущенность.

Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она

прикасается».

К.С.Станиславский

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована

изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного

проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание –

обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства

индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества

должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей

эстетизации различных сфер жизни

общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной

деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих

способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей

совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.

Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и

развивать творчески – эстетические задатки , неразрывно связанные с

изначальными трудовыми навыками.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов

Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона , которые

подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего

деятельно-эмоциональное восприятие.

В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского

отмечается , что фундаментом эстетического воспитания школьников должно

стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в

течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это

должно происходить по разному, и в смысле содержательных акцентов и в

организационном плане , с учётом логики самого предмета и возрастных

особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как

часть системы эстетического воспитания , начинающегося ещё в детском саду ,

в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к

вступлению во взрослую жизнь.

Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей

основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс

эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически

обособившиеся виды искусства , а целостный курс общеэстетического развития.

Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения

( шестилетку) , после чего он трансформируется в преподавание отдельных

художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима , т.к. лишь

специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно

руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения

интереса с необходимыми профессиональными приёмами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается

на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира.

Второй этап – 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его

возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения

человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к

художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно

сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап – 10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в

юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных

мировоззренческих проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных

ориентиров , идеалов , своей индивидуальности , что в итоге поможет более

правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый

предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру

как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными

практическими занятиями по выбору – дизайном , изобразительным искусством,

музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д.

Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для

желающих испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих

кружках , студиях по свободному выбору. В результате в старших классах

выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к

тому или иному виду искусства. В свою очередь , предоставленная возможность

углублять знания , способности , умения в понравившемся виде искусства в

дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся

может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в

процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического

воспитания , библиотекарь или приглашенные специалисты.

4.4. Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие

общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными

творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что

социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и

неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность ,

жесткая дисциплина , рутинный режим ,в результате чего резко подавляется

собственно творческая способность.

В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все ,

так и я» ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную

активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно

можно рассматривать как творческую способность , помноженную на

интеллектуальную активность.

В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по

научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у

детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация

имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо

делать. Итак , чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.