на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

деятельности.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в

этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому

своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в

движении, только в развитии.

По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по

спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного

уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития

способностей более высокого уровня [71,c251].

Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей:

репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития

способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением,

усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по

предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором

уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [71,c252].

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих

областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-

то одной области.

Специальные способности - это способности к определенной

деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких

результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого

общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным

процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое

время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств,

и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие

музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в

это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт,

обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года,

Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже

проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у

Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [71,c257].

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш

отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных

определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его,

пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его

мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются

индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от

другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще

индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к

успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-

третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или

умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в

постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой

на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только

благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями

такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и

художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя

и развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375].

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно

начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит

творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и

сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство

проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет

положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство

удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность

находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей

ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что

Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не

находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой

развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь

реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то

становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию

новых умений и навыков[63,c.389].

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию

означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную

потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального

научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и

закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без

соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие

способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем

быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального

настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в

деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами

(они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального

развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их

количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их

компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для

успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха

можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо

приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно

рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с

помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.

воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы

голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная

чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной

высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение

происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат

оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид

демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей,

имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения

развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения

музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения

Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают

формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(

музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную

память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение

(воссоздающее и творческое) [44,c.30].

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость

развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно

этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием

ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора

Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его

творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали

музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они

интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя

собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось

[74,c.155].

В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет

опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры

дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно

находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства

относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство

высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если

плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут

с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни,

игры, пляски [74,c.235].

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение

“Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в

“Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и

взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и

поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость

ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет:

“Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости,

вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной

старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает

развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую

музыку и литературу.

Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.

Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась

со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми

[81,c.3].

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного

фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на

иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в

городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не

под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни –

романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы

искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко

используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится

предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим

знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на

большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок

должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу

для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески

поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и

многоголосном вариантах [83,c.275].

В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими

идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки,

пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического

развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей

в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей

творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в

процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая

художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и

полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством

[65,c.251].

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и

описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим

подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось

значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора,

а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.

Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий

тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”,

“Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.