деятельности.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в
этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому
своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в
движении, только в развитии.
По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по
спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного
уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития
способностей более высокого уровня [71,c251].
Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей:
репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития
способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением,
усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по
предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором
уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [71,c252].
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих
областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-
то одной области.
Специальные способности - это способности к определенной
деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких
результатов.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого
общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным
процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое
время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств,
и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие
музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в
это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт,
обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года,
Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже
проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у
Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [71,c257].
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш
отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных
определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его,
пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его
мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще
индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-
третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в
постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой
на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только
благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и
художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя
и развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375].
Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно
начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит
творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и
сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство
проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет
положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность
находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что
Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не
находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой
развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь
реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то
становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию
новых умений и навыков[63,c.389].
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального
научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и
закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без
соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие
способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем
быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в
деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами
(они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального
развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их
количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их
компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для
успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.
А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха
можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо
приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с
помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.
воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы
голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная
чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной
высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат
оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид
демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей,
имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения
развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения
музыкальной деятельности.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения
Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают
формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(
музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную
память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение
(воссоздающее и творческое) [44,c.30].
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость
развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно
этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием
ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора
Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его
творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали
музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они
интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя
собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось
[74,c.155].
В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет
опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры
дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно
находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства
относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство
высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если
плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут
с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни,
игры, пляски [74,c.235].
В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение
“Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в
“Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и
взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и
поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость
ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет:
“Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости,
вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной
старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].
В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает
развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую
музыку и литературу.
Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.
Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась
со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми
[81,c.3].
Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного
фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на
иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в
городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не
под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни –
романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы
искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко
используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится
предметом разработки и научного исследования [81,c.5].
Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим
знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на
большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].
Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок
должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу
для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески
поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и
многоголосном вариантах [83,c.275].
В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими
идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки,
пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического
развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей
в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей
творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].
Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в
процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая
художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и
полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством
[65,c.251].
В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и
описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим
подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось
значительно больше записей.
Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора,
а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.
Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий
тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”,
“Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|