на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь

порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него

по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен

магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и

обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего

игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство

календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,

одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,

таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные

образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,

например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но

есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –

егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и

праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких

обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни

про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского

календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям

природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки

далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит

обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и

обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как

к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,

представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,

растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к

улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб

новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,

естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют

быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими

детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать

говорком [62,c.63].

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие

самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,

потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое

событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных

связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь

по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным

миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные

взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в

небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные

эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них

точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В

каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего

рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к

рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,

дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым

словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и

увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются

созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются

звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету

птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

[62,c.68].

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно

представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным

кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,

не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего

естественного и социального окружения” [62,c.72].

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:

драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в

драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и

движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического

действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель –

победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.

В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.

По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и

шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,

имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка

дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями

отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями

[84,c.25].

1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе

воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в

воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского

возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера

мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне

возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения

остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,

призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью

должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького

ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные

песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это

своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев

слова и поэтические образы.

«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов,

весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия

передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели

содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской

эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную

воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,

прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,

его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-

психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы,

игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы

просто сеяли»).

Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую

школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,

считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие

смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный

характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся

детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые

песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.

Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),

которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло,

хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в

хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67,c.47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их

исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы

делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,

начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют

комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе

синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,

народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Особое многообразие красок произведений народной художественной

культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в

характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание

предположить целесообразность использования фольклорного материала в

процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего

школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких

оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху —

превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического

развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных

изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование

этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это

не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие

В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке»,

о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».

Таков и весь фольклор» (32,c.357(.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в

эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в

песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни

дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —

участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических

композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе

школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные

образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем

развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и

увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс

назидательности [44,c.13].

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную

нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и

умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка

физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают

пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра —

в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок

перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,

воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках

изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой,

рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра

превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В

качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.