на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

“Памятных книжках земств” и др. [84,c.56].

В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах,

в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской

среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке,

вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в

1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен

подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).

Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник

был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный

фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В.

(1826-1900г.г.) [84,c.115].

Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении

общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В

1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские

народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии

наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию

в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый

вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на

попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе

помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста

[84,c.221].

Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские

игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч

записей детского игрового материала из различных местностей России. Это

позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр

[68,c.27].

Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной

России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением

фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.

Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило,

посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного

русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни

неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не

удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от

бездействия мысли может произойти идиотизм…, - от ненормального состояния

нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается

художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует

мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании

детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в

жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области

духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа

выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или

посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном

инструменте” [65,c.139].

В этих словах заключено философское подтверждение практическим

изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением

музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского

творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный

теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета

Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных

корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому

фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной

России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и

сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный

календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений

детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при

Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по

детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой

комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был

опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и

несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее

многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность

обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н.

в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский

фольклор Сибири” [59,c.12].

В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.

“Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в

обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в

переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное

художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические

произведения, а также произведения изобразительного и декоративно –

прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины,

плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские

сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его

отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько

искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка

сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой

его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в

действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное

начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов,

мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная

жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под

руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная

манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры,

драматизации [18,c.85].

Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой

кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других

институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и

детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители:

Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других

городов [45,c.12].

В нашей области также во многих музыкальных школах преподается

народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности

детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И.,

коллектив “Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.

Имеются попытки создания программ и учебно – методической литературы.

Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного

искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания

дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами

сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора

Ветлугиной Н.А. [19,c.3].

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма

актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в

условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре,

искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих,

созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи

сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в

первую очередь – подрастающему поколению.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора

активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в

музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное

стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое,

надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями

преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый

художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в

воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть

крупнейшую роль” [44,c.16].

1.3. Классификация и терминология детского

музыкального фольклора

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков

велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали

складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из

исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое

значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в

непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное

место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов

систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню

публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,

Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и

познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”

[26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех

жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми

действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова,

звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре

поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования

(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в

классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает

многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой

рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им

к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые

скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или

опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать

сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации

Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

2) песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы

О.И., Науменко Г. [62,c.58].

Все образцы были разделены на III раздела.

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с

природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки,

веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор

– заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К

последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят

собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той

или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических

страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию

окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского

труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.