на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социальный работник - новая профессия в России

- чуткость, чувствительность и т. д.

Для психологической проверки соответствия кандидатов социального педогада в

процедуру отбора рекомендуется включать тестовые испытания /психологическое

тестирование/, разбор конкретных ситуаций индивидуальные собеседования со

специалистами социальной сферы и др

Сущность и содержание основных понятий профессиональной пригодности.

ЭМПАТИЯ - умение видеть мир глазами других, понимать его также как

они, воспринимать их поступки с их же позиции, и в то же время способность

сказать другим и своем понимании и дать возможность подтвердить или

опровергнуть эти представления. Умение сострадать другим.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - способность людей показать свое доброжелательное

отношение, уважение и симпатию, готовность поддержать других.

АУТЕНТИЧНОСТЬ- умение быть естественным в отношении способность быть

самим собой в контактах с окружающими.

ИНИЦИАТИВНОСТЬСТЬ – склонность к деятельной позиции в отношениях с

людьми, умение прийти на помощь, стремление браться за какие либо дела.

КОНКРЕТНОСТЬ – отказ от общих рассуждений, умение однозначно

(представители Козероги) отвечать на вопросы.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ- умение говорить и действовать напрямую, иметь четкое

об отношениях других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.

ОТКРЫТОСТЬ - готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним,

уметь говорить о своих мыслях и чувства

Объект (цели) межличностного общения - переживания, мотивы человека,

другими словами, различные личностные образования. Межличностное общение

служит формой получения информации также фактором, сбора, стимуляции

воздействия на настроение человека с целью мобилизации его

ресурсов.Поэтому межличностное общение является одним из ведущих навыков и

умений деятельности социального педагога. К наиболее важным составляющим

межличностного общения относятся:

- навык обращения к другому человеку;

- навык умелого слушания собеседника;

- навык управления своим вниманием ;

- навык самообладания.

Навык умелого слушания собеседника, Умение слушать- это не только уметь

не перебивать, а это — умение сопереживать, вызывать собеседника на

откровенный разговор. Слушать труднее, чем говорить. Вслушиваться в слова

другого еще сложнее. Выработать такой навык можно только проявив волю, а

также осознав, что умение слушать, вслушиваться - это профессиональный

инструмент каждого социального педагога. Поэтому, разбирая этот навык важно

дать некоторые практические советы по выработке навыков умелого слушания

собеседника.

1. Слушая, попытайтесь сосредоточиться на главной мысли говорящего.

2. Мысленно суммируйте сказанное и запоминайте основные моменты,

пытайтесь понять план речи собеседника.

3. Старайтесь сразу же выявить и отделить из сознания элементы нового

ранее вам неиэвестного

4. Боритесь с привычкой строить возражения или контраргументы, если

выступающий кончил говорить.

5. Оценивайте или учитывайте эмоциональное состояние говорящего с точки

зрения того,

как проявляются его эмоции, что за ними скрывается.

6. Не стремитесь давать совет до того, как вас об этом попросят.

7. Помните: большему раскрытию собеседника способствует ваше внимание,

сосредоточенное отражение понимания, повторение ключевых мыслей, выраженных

собеседником, восприятие его идеи и проявление интереса к ней, сведение к

минимуму отвле-кающих факторов.

Навык управления своим вниманием. Он необходим социальному педагогу,

для того, чтобы держать в поле своего внимания одновременно все факторы

работы с людьми. Прежде всего важно сконцентрировать свое внимание.

Концентрация внимания необходима при встрече с людьми; когда нужно заметить

и понять настроение человека, вникнуть в его трудности и проблемы,

сосредоточии внимание на своих советах и рекомендациях. Кроме того, надо

правильно распределить свое внимание. Это помогает одновременно отмечать,

как вас понимают, соглашаются ли с вами,

в то же время надо еще следить за ходом своих рассуждений,

эа временем разговора.

навыке управления своим вниманием важную роль играет переключение

внимания. Социальная работа настолько многообразна, что в течение дня

приходится встречаться с разными! людьми, посещать различные

организации,готовить документы и т.д. В успешной перестройке работы

помогает навык переключения внимания.

Навык самообладания. В социальной работе часто возникают ситуации,

требующие выдержки и самообладания. Поэтому важно, чтобы социальный педагог

всегда умел владеть собой, быть спокойным, тактичным и вежливым,

воздерживаться, от повышенного тона,раздражительности, уметь скрыть или

напротив, продемонстрировать, эмоциональное состояние в процессе общения.

Каждый человек, общаясь, действует в соответствии с определенными

поведенческими схемами. Попытка найти самый общий алгоритм поведения была

предпринята Эриком Берном - создателем ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА. В соответствии

с ним, каждый наш поступок продиктован логикой одного из трех состояний

сознания (состояний Я): Родителя, Взрослого или Ребенка.

Родитель - это живущая в нас система стереотипов, впитанных в детстве и

воспитанных социумом, это комплекс традиций, предрассудков и норм

поведения. Девиз Родителя - "полагается".

Взрослый - присущая в той или иной мере каждому способность к

самостоятельному и непредвзятому принятию решений, объективному восприятию

и взвешенному анализу ситуации. Лозунг Взрослого - "разумно".

Ребенок - область спонтанности, фантазии, творчества и эмоций. Ребенок

руководствуется словом "хочу".

Эти три состояния - не три человека, живущие в каждом из нас, как иногда

пишут. Если бы это было так, можно было бы смело ставить такому человеку

диагноз шизофрении. Но это всего лишь три связанные между собой

характеристики одной личности, и все три необходимы для ее полноценности.

Без Родителя человек был бы вынужден многие стереотипные ходы обдумывать

каждый раз заново, тогда как может их делать автоматически. Взрослый - это

возможность трезвой оценки, а одновременно контроля за действиями Родителя

и Ребенка. Ребенок - источник многих радостей и чувств, постоянного

ощущения новизны и поиска. Если одно из этих состояний развито значительно

сильнее других, подавляет их, возможны значительные отклонения.

Контаминация - заражение одного эго-состояния другим, проникновение одного

в другое. Контаминация Взрослого Родителем дает представление о структуре

предрассудка (Усвоенные убеждения, типа "Черные хуже белых" и

"Советское - значит отличное." Противоречащая этим убеждениям реальность

отвергается при помощи любых аргументов типа "Этого не может быть, потому

что не может быть никогда"). Контаминация Взрослого Ребенком - структура

иллюзий (это, например, наша вера в Деда Мороза, а также наши ложные страхи

- идущая из детства боязнь темноты и т.д.)

Когда же все три эго-состояния контаминированы, включая взаимопроникновения

Родителя и Ребенка, это шизофрения.

Кроме того, Ребенок в зависимости от того, насколько жестко его

контролировали, может быть Спонтанным, а может быть Приспособившимся, а

Родитель - Заботливым или Контролирующим. Тогда, фантазер - это

контаминация Взрослого Спонтанным Ребенком, а Угодник - Ребенком

Приспособившимся и т.д. (см. рис.)

Так же как различные процессы для их описания нуждаются в единицах

измерения, единицей межличностного общения можно считать простой обмен

репликами (стимул и реакция) - трансакцию.

При ровно протекающем общении, нормальных отношениях между людьми, стимул

вызывает вполне адекватную и естественную реакцию. В этом случае трансакции

(Взрослый-Взрослый или Родитель-Ребенок) являются дополнительными (рис. 1 и

2). Пока трансакции дополнительны, общение будет протекать гладко,

независимо от того, перемывают ли собеседники косточки отбившимся от рук

детям (Родитель-Родитель), работают над решением важной задачи (Взрослый-

Взрослый) или играют в крестики-нолики (Ребенок-Ребенок).

Когда вы приходите в школу к разгневанной поведением вашего чада классной

руководительнице, вы заранее можете быть уверены, что она будет говорить с

позиции Родителя. В этом случае (если, конечно, вы не хотите усугублять

бессмысленный спор, а, напротив, пришли, чтобы нормализовать ситуацию) у

вас есть две возможности ведения диалога: либо занять позицию Родителя

("Тяжело Вам приходится, Марья Петровна с этими оболтусами") и

солидаризоваться с достойной дамой, либо - позицию Ребенка ("Просто не

знаю, как с ним справиться") и дать ей поделиться с вами мудростью. В обоих

случаях она останется удовлетворена, а репрессии против ребенка будут, как

минимум, ослаблены.

В том же случае, если векторы стимула и реакции не параллельны

- Давай разберемся, почему ты не подготовился.

- Честно говоря, просто поленился.

- У меня нога болела, и я не мог выучить.

- Никакого телевизора сегодня, оболтус.

- Ты не знаешь, где мой вишневый галстук?

- Когда ты научишься не разбрасывать вещи?

В некоторых случаях прекращение коммуникации может давать положительный

эффект. Вы, например, хотите, чтобы ваш подчиненный начал, наконец,

принимать самостоятельные и ответственные решения, а он по-прежнему

постоянно приходит к вам за указаниями по каждой мелочи. В один прекрасный

момент вы перестаете откликаться на глас его вопиющего Ребенка с позиции

Родителя и встречаете его Взрослым. Коммуникация пресекается. Повторение

этого в течение нескольких раз может заставить его "повзрослеть".

В том случае, если стимул содержит скрытый мотив, трансакции выглядят

сложнее. Именно скрытые трансакции показывают механизм манипулирования

человеком. Создавая второй, завуалированный, но главный пласт общения, они

являются основой игр, которым с таким воодушевлением предаются люди.

- Может быть, дон Румата, мы ненадолго покинем гостей, и я покажу вам мои

ируканские ковры?

- Я всегда мечтал посмотреть ваши ируканские ковры, дона Окана.

- Замечательные погоды стоят.

- Вы мне тоже симпатичны.

(в этом случае отвечающий(ая) не собирается играть

в игры и реагирует открыто)

Иногда скрытые трансакции могут быть использованы с позитивными целями,

например, чтобы высказать собеседнику не совсем приятную информации в

необидной или не директивной форме.

- Когда вы планировали ответить на письмо нашего милого партнера?

(Имеется в виду "Вы что же, до сих пор, черт возьми, не ответили на это

письмо?")

- Ответ уже практически готов, я перепечатаю его набело и буквально

через полчаса покажу вам ("Ой, как неудобно-то получилось, совсем забыл о

нем, но сейчас же исправлюсь").

Под игрой в трансактном анализе понимается серия скрытых дополнительных

трансакций, внешне выглядящих вполне невинно, но содержащих подтекст,

ловушку, которая должна привести к определенному скрытому результату

(выигрышу). Карлсон, симулирующий болезнь и просящий Малыша быть ему

"родной матерью" на самом деле имеет очень ясную цель -банку варенья.

Классические, наиболее "популярные" игры собраны и проанализированы Берном.

Среди них такие как "Если бы не ты", "Посмотри, как я стараюсь", "Дорогая",

"Подумайте, какой ужас!", "Почему бы вам не...", "А ну-ка, подеритесь", "Я

только пытаюсь помочь вам" и другие.

Очень часто люди играют в игры, не отдавая в этом отчета самим себе, просто

привыкнув именно к такому способу общения как ведущему. Такие игры

составляют едва ли не основное содержание межличностных связей многих людей

и представляют собой маленькие манипуляции одного человека другим. Мы

манипулируем из состояний Родителя и Ребенка, и никогда - из состояния

Взрослого. Манипулирование отличается от игры именно тем, что представляет

собой не одноразовую акцию, а систему, своего рода - стиль жизни и даже

мировоззрение.

О том, как оно складывается, речь шла в главе "социализация". Манипулятор -

продукт современной школы, не только образовательных.

Существуют люди, которых называют коммуникабельными. Им легче

установить контакт с человеком, им проще приобретать знакомых, они

комфортно чувствуют себя в компании, свободно общаются. Далеко не все из

них осознают тот факт, что успешно используют для этого определенные приемы

аттракции -искусства расположить к себе собеседника.

Выше уже говорилось, что восприятие человека надолго программируется

тем, насколько успешно он проводит первые минуты, а иногда и секунды

общения. Существуют очень простые ходы, почти в любой ситуации позволяющие

облегчить эти первые минуты. Среди них улыбка, имя собеседника и комплимент

ему. Улыбка - универсальный мимический сигнал, во всех культурах трактуемый

одинаково и почти одинаково обезоруживающий любого собеседника, позитивно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.