на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социальный работник - новая профессия в России

разглядывать, а просто смотреть на него. И хотя никакими писаными правилами

это не возбраняется, вы заметите, что встревожили его.

По тем же законам действует водитель автомобиля - вы сами, кто-то из

ваших близких или просто водитель такси: когда кто-нибудь преграждает вам

путь, обгоняет или "подрезает", это вызывает у вас столь бурную реакцию,

что она может поразить вас самих, хотя объясняется просто - находясь за

рулем, сливаясь с машиной, вы начинаете считать собственностью некоторую

зону уже не вокруг себя, а вокруг автомобиля и соответственно реагировать

на посягательства на нее.

Знание подобных фактов дает возможность использования пространственных

характеристик для сознательной трансформации рисунка общения. Сидя за

столиком кафе напротив собеседника, вы способны дезориентировать его так,

что он сам этого не заметит, путем несложных действий - не прекращая

разговора, вы можете "случайно" отодвинуть от себя свою пачку сигарет,

потом - чашку, лист бумаги и ручку. Сев за столик, вы негласно разделили

его пополам - на "его" и "вашу" территорию, теперь же вы начали

наступление. Многие люди отреагируют на это определенным образом:

отклонятся или "отъедут" со стулом назад, машинально попробуют вернуть

предметы на "вашу" половину, а если это не удастся, уже через несколько

минут начнут нервничать и терять нить разговора, не отдавая себе отчета в

причинах появившегося дискомфорта. В этом случае вы можете продолжать

развлекаться, заботливо спрашивая, что случилось.

При помощи ритуалов можно избегать действительного контакта при

сохранении его видимости. Так средне анекдотический зять широкой улыбкой

встречает приехавшую погостить дорогую тещу. Родитель "работает" интерес к

ребенку: "Как в школе?" - "Нормально" - "Что получил?" - "Ничего". Галочка

поставлена.

В некоторых случаях люди идут на сознательное нарушение ритуалов, что

позволяет резко изменить рисунок общения, сделав его менее стереотипным и

предсказуемым. А от части ритуалов, замещающих действительную жизнь, можно

излечиться при помощи простого вопроса "зачем", о котором уже выше

говорилось. Когда умер мой дед, выяснилось (раньше просто как-то речь об

этом не заходила), что их многолетний союз с бабушкой (рука не поднимается

написать "брак") не был зарегистрирован Отделом Записи Актов Гражданского

Состояния. И тут же выяснилось, что это совершенно не помешало им прожить

вместе яркую счастливую жизнь. Кто-нибудь всерьез полагает, что любовь

становится сильнее при наличии лилового штампа на кусочке бумаги? Впрочем,

я не призываю к нарушению традиций. Если, например, для ваших семейных

отношений ЗАГС необходим или хотя бы помогает - обязательно этим средством

воспользуйтесь.

Игры - межличностное общение, направленное на достижение определенного

результата (выигрыша), обязательно предполагающее наличие скрытого мотива у

одной из сторон. Это самый распространенный способ манипулирования, о

котором речь шла выше и отказаться от которого большинству людей

чрезвычайно трудно. В отличие от игр, близость исключает скрытый мотив,

использование каких-либо масок, предполагая действительную искренность и

открытость отношений - в дружбе, любви.

Такая же открытость отличает деятельность -взаимодействие, предполагающее

преобразование внешней реальности с целью достижения

определенного результата. Это совсем не обязательно только работа;

развлечение, досуг и хобби также могут быть деятельностью, если продуцируют

определенный, пусть и не материальный результат. Конечно, отнюдь не каждый

умеет развлекаться таким образом, но, безусловно, такой досуг приносит

неизмеримо большее удовлетворение.

Выше речь уже шла о сценариях жизни. Одной из основных характеристик

сценариев жизни и поведения является время. Большинством людей время

используется для того, чтобы иметь оправдание бездействия в настоящий

момент. Им свойственно разрывать время, отделяя прошлое и будущее от

настоящего, не понимая, что прошлое - это память и опыт сегодняшнего дня, а

будущее -только его результат

Люди, ориентированные на прошлое, пользуются им для объяснения

причин своих нынешних неудач, для них характерны чувства вины, раскаяния,

жалости к себе. Они ссылаются на "босоногое детство", жалуются на родителей

и на невезение, без устали копаясь в прошлых ошибках и обидах. "Если бы не

они, я бы сейчас был..." Основная идея: "Это так потрясло меня, что я до

сих пор не могу ничего делать".

Те, кто, напротив, обращен в будущее, живет обещаниями и несбыточными

планами о будущих свершениях. Заботы и страхи о будущем не дают им ничего

делать в настоящем, сегодняшний день теряет самоценность и превращается

лишь в ожидание дня завтрашнего.

Наконец, существуют люди, отсекающие как прошлое (если в нем не было

ничего значимого для них) так и будущее (потому что оно неясно и

угрожающе). Они живут только сегодняшним днем, стараясь не задумываться о

смысле своих сиюминутных занятий, но пытаясь придать им видимость важности.

По временной ориентации можно выделить шесть типов сценариев.

1. Не раньше чем (или Только когда). Главная идея этого сценария

-"пойду гулять, когда сделаю уроки". Она по сути неизменна на всех этапах

жизни:

"Поженимся, когда встанем на ноги", "Поедем отдыхать, когда скопим

достаточную сумму", "Найду хорошую работу, когда закончу институт

переквалификации", "Займусь собой, когда вырастут дети", "Затянем пояса,

зато наши дети будут жить при коммунизме". Общим во всех этих мыслях

является откладывание жизни и радости на потом. Ссылка на срочные

обстоятельства оправдывает отсутствие реальных дел сегодня.

2. А о последствиях ты подумал? Это оборотная сторона предыдущего

сценария: "сегодня-то повеселимся, а каково будет завтра?" "Ты все пела? -

так пойди же, попляши". "Пора расходиться, завтра рано вставать". Любимая

фраза:

"Ох, не к добру смеемся!", идея - за все приходится платить. Сценарий не

позволяет ухаживать за девушкой (а вдруг дети будут?) или выпить хорошего

вина из-за страха перед мучительным похмельем.

3. Вот всегда так получается (или Почему мне вечно не везет). "Дважды

выходила замуж и - неудачно, значит, и третий брак окажется несчастливым".

Часто это прикрытие нежелания или неспособности предпринимать какие-либо

усилия под предлогом их априорной обреченности на неудачу.

4. Без пяти минут. "Я почти успел на поезд". "Уже дописываю

диссертацию". "Завтра пойду, наконец, к зубному". "Еще один такой контракт

-и меня назначат начальником отдела". "В следующий раз я точно скажу ему

всю правду". "С понедельника брошу курить, а с нового года начну новую

жизнь". Демонстрация твердой решимости как предлог для того, чтобы

отсрочить реальные действия.

5. Только не теперь (или Сейчас не до того). "Ты что, не видишь, сколько у

меня дел?", "Как ты можешь даже думать об этом в такое время?" Основная

мысль - героически дожить до вечера, чтобы с сознанием честно выполненного

долга сказать: "Вот и еще один день прошел, день да ночь - сутки прочь".

6.Потом видно будет... Сценарий с открытым концом, что да возможность

различной его раскрутки, в том числе, при некоторых усилиях, продуктивной.

Обычно страх перед неизвестностью заставляет максимально дол оставаться в

нынешнем состоянии Оправдание консервативность нерешительности и страха

перед изменениями: "Ну, разведусь я с ним, и что ) - одна буду куковать?"

"Уйти-то с этой работы легко, а будет ли новая лучше "Возьмусь за это дело,

а справлюсь ли?" "Скажу ему правду, а как ( отреагирует?" Однако некоторым

людям эту боязнь удается преодолеть -решиться на поступок. Любимым

словечком и лозунгом Высоцкого были "Разберемся".

Около двадцати лет человек спит, четыре года - едет в транспорта столько же

- смотрит телевизор и примерно столько же - ест, больше года читает газеты

и т.д. Иными словами, после всех этих физиологически-цивилизационно-

обязательных занятий, времени у него остается не так мной Очевидно, что в

такой ситуации есть смысл свое время планировать, и учебниках по

менеджменту либо по здоровому образу жизни вы с легкость;

найдете множество рецептов, как это нужно делать. Некоторые из них

масштабах одного рабочего дня или даже недели действительно способен

помочь. Но есть один парадокс, связанный с планированием, о котором редко

пишут в этих учебниках.

Дело в том, что, являясь признанным способом минимизации шанс неудачи,

планирование одновременно является для многих эффективны!

А. С. Макаренко поэтому поводу писал: " Нужно суметь читать по

человеческому лицу, на лице ребенка… по лицу узнавать о некоторых признаках

душевного движения педагогическое мастерство заключается в постановке

голоса и в управлении своим лицом мимика, умение встать, умение сесть - все

это особенно важно для педагога.

Именно педагог зачастую является источником проблем, которые затем

обнаруживаются у ребёнка. Эмпатия способствует сбалансированности

межличностных отношений, она делает поведение человека социально

обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех

видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению

и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как

профессионально-важное качество педагога.

Внутренние миры людей отличаются вследствие многообразия форм

жизнедеятельности людей ( культурной, материальной). 0 несходстве этих

миров все чаще говорит современная наука – история, этнография, социальная

психология и т.п. Вот почему эмпатия как психологическое явление, в котором

отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством

чувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные

обстоятельства, является профессионально значимым свойством для

специалистов психолого-педагогического профиля.

Эмпатия в педагогическом общении стала предметом нашего

экспериментального исследования.

Глава. 2. Методы и организация исследования 2<»L Цели и задачи

исследования.

Учитывая имеющиеся в литературе сведения об особенностях проявления

эмпатической способности у человека и важность обладания ею как

профессионально значимым свойством для специалистов психолого-

педагогического профиля была поставлена следующая цель: изучить особенности

проявления эмпатической способности человека и продиагностировать эм-патию

у педагогов детского сада.

Исходя из этого были сформулированы нижеперечисленные задачи:

1. Подобрать методики для диагностики змпатии.

2. Провести психодиагностическое исследование ( определить наличие

эмпатии).

3. Выявить различия показателей по эмпатиил

4. Определить уровень эмпатии по оценке ее другими людьми ( по методике

Гавриловой).

5.Проверить связь уровня эмпатии по методике Мехрабиана с оценкой другим

человеком

( Посчитать корреляцию).

6. Составить программу по развитию эмпатической способности.

Предложить варианты игр и упражнений тренинга для коррекции и развития

эмпатии.

Характеристика организационных методов обследуемой группы.

В процедуре исследования участвовали 29 испытуемых.

Состав группы по полу был однородным ( все испытуемые женского пола).

различный по возрастным параметрам ( от 20 до 60 лет), средний возраст

испытуемых - 30 лет ( точнее от 35 до 40 лет).

Представитель группы имеют разное образование ( среднее, высшее).

работая в одном педагогическом коллективе детского сада испытуемые занимают

разнообразные должности, учителя, воспитатели, помощники воспитателей,

логопеды, руководители: хореографии, и изостудии дни. музыкальный.

Фитодизайнер, медсестры, психолог, заведующая детским садом.

Контингент испытуемых различный и по стажу работы, в частности, в работе с

детьми.

Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые

методы проведения.

Вначале испытуемые работали по группам ( 1ая – воспитатели, учителя, 2ая -

помошники воспитателей). Выполняли задания экспресс диагностики эмпатии (

им. И. М. Юсупова) было проведено групповым методом. Перед тем как был

предложен опросник каждому предлагался бланк ответов к нему, затем

испытуемым сообщалась подробная инструкция.

После соответствующей инструкции испытуемые, знакомясь с вопросами

опросника, заполняли бланк ответов, проставив плюсы в тех в клеточках,

которые соответствовали предпочитаемым им высказываниям.

На следующем этапе исследования каждому индивидуально предлагалась методика

Гавриловой T7IL " Измерение действенного сочувствия в диад-ном общении,

перед выполнением задания испытуемому сообщалось подробная, точная

инструкция, затем зачитывались вопросы на карточках, которые он раскладывал

под двумя карточками ответов. «Да» , «Нет». В этом задании каждый по

предложенной схеме оценивал эмпатийную способность своего напарника по

работе.

Для изучения индивидуальных особенностей точности идентификации эмоций

знакомства с методами изучения наблюдательности был предложен набор

фотографий ( лица детей, переживающих различные эмоции). Чтобы затем каждую

фотографию назвать одной из эмоций Ответы в определенней порядке

записывались в приготовленном бланке. Время выполнения задания было не

ограниченным.

На следующем этапе после оценки эмоций детей каждому испытуемому

предлагалась анкета для получения дополнительных сведений об особенностях

жизненного пути испытуемого, его поведении характере об условиях воспитания

и обучения, о ближайшем социальном кружении участников испытуемой группы.

Данные анкет нужны были для объективных описаний уровней эмпатичности по

разным разделам теста эмпатических тенденций Мехрабиана.

На завершаемом этапе исследования каждому испытуемому давалась оценка по

умениям проявить свою эмпатическую способность двумя экспертами: заведующей

детского сада и человеком с большим стажем.

Оценка давалась по десятибалльная системе всему коллективу (29чел).

Методы исследования

Тест эмпатических тенденций Мехрабиана. Это методика (опросник) для

измерения эмпатической способности.

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет

важную роль в познании человеком окружающего мира.

При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует

учитывать. что для эмпатии характерно то. что она может возникать и

проявляться с большой силой не только в отношении людей ( животных),

реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях

литературы кино театра живописи, скульптуры.

Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была использована

специальная методика Мехрабиана - тест эмпатических тенденций,

адаптированная и, М Юсуповой. Её цель - овладение методом экспресс--

диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит б

диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным,

старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.

В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить

в какой мере он с ним согласен или не согласен используя вариантов

ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда»,

«Всегда или да».

Каждому варианту ответа соответствует числовое значеиие:0,1,2,3,4,5.

Определив достоверность данных, подсчитав количество ответов определенного

пита на указанные номера утверждений опросника ведется обработка данных,

которая направлена на получение количественных показателей эмпатии и её

уровня.

Единая метрическая униполярная окала интервалов позволяет, пользуясь ключом-

дешифратором получить общую характеристику эмпатии на основании данных,

которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристики

отдельных составляющих эмпатии.

На основании полученных бальных оценок, диагностируется уровень эмпатии по

каждой из составляющих и в целом.

Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В

круге выделяется шесть равных секторов по числу диагностических шкал,

обозначенных римскими цифрами от 1 до 6, соответственно тому порядку, в

каком они перечислении в ключе - дешифраторе.

В площади круга вычерчивается окружность с таким расчетом, чтобы оси

диаграммы

( линии разграничивающие соседние секторы) были разделены на 15 равных

отрезков, каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка в центре

круга. На этой координатной сетки в каждом секторе наносится выделяющаяся (

цветом) очерковая дуга с радиусом, соответствующая числу баллов, полученных

по определенной диагностической шкале в исследованиях.

Очевидно, что чем ближе очерковые дуги расположены к центру круга. тем

ниже уровни составляющих эмпатию. Ступенчатость расположение очерковых дуг

- свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии (

см. приложение I) результаты исследования одного из испытуемых.

Полученные данные при исследовании эмпатии дают возможность сделать

обоснованное психологическое заключение. Поскольку эмпатия является одним

из профессионально-значимых свойств. диагноз уровня её развития может быть

основанием для оценки степени пригодности к профессии психолого-

педагогического профиля, оказание помощи в поддержке личности.

В целях самовоспитания и самокоррекции можно предложить письменный

анализ собственных данных с последующим обсуждением с руководителем

практикума.

Методика Т.П. Гавриловой "Измерение действенного сочувствия в диадном

общении.

Для определения уровня эмпатии использовалась методика диадного

общения, автор которой Гаврилова Т.П.

В основе этой методики - оценка своего партнера по работе в общении с

ним,

Испытуемому предлагался опросив из 32 высказываний о возможных таким

образом, анализируя приведенные результаты, можно сделать вывод, что

выбранные для эксперимента характеристики эмпатии в целой оказались

взаимосвязанными между собой. Это позволяет говорить о верном выборе

средств диагностики и развития эмпатий у педагогов детского сада,» о

соответствии методов целям исследования и характерной группе испытуемых.

Следует отметить. что эмпатия - явление сложное я все эти разнообразные

методики, измеряя уровень этой способности характеризуют с разных сторон

следовательно, нельзя выбрать средств изучения эмпатии и диагностики

ограничить одной-двумя методиками.

1. Для создания полной картины всестороннего изучения этой сложной

многогранной способности, а также и для её развития, на мой взгляд,

необходимо использовать все предложенные методы в комплексе.

Глава 44 Рекомендации и коррекция развития эмпатии.

Среди испытуемых участвовавших в эксперименте были выделены группы людей

у которых обнаружилось расхождение между своей оценкой уровня эмпатии по

Мехрабиана, идентичности эмоций/ и оценкой эмпатической способности другими

людьми / по методике Гаврилова Т.П. и по методу экспертных оценок .

Вероятно, что это расхождение свидетельствует о том, что люди в общении

с другими окружающими людьми«не могут показать на невербальном и вербальном

уровнях понимание чувств и мыслей другого, дать обратную связь столь же

эмоционально заряженную и сформулированную созвучий языку собеседника,

постигнуть эмоциональное состояние другого смысла его сообщения.

Выявлено несколько вариантов такой дисгармонии.

У одних педагогов к которым относятся Мельникова H.B.Федченко Ю.Г. Зырянова

Л.Г. .Меркурьева , Т.В.Михайлова И.В.,, Серегина С.А .Климова Н.В. при

низкой оценке другими наблюдается значительное расхождение между оценкой

своей эмпатической способности, что свидетельствует, вероятно, о сильней,

осознаваемой уверенности в себе, а может быть и о неумении проявлять себя в

акте коммуникации, так чтобы окружающие адекватно воспринимали его.

Другая группа сотрудников, состоящая из людей, которых оценили по

достоинству, дав высокую оценку и сами проявили высокий уровень эмпатии,

либо средний уровень к границе высокого. ( Буруяева Н.А. Нивзева Н.А.

Петунина Н.В. Домашева В.П., Лоретус Е.З.,

Буслаева Р.А.В другу, группу, которая характеризуется сочетанием

среднего уровня эмпатии в оценке другим и невысокого уровня по свое оценке

вошли следующие сотрудники детского сада: Маляр О.Н., А.Р.Ахматова,

А.Р.Дыдрова, Т.В.Сапожникова, Т.В. Стрельникова Н.Я.Андреева, О.В.

Андреева, предположить, что у таких людей надо развивать уровень эмпатии и,

тренируя их через упражнения, игры тренинга индивидуальные задания.

Расхождение между своей оценкой уровня эмпатии, которая оценена невысоко

и высокой оценкой другими может считаться или свидетельствует о том, что

имеет чувство «малоценности» своей личности, что человек в себе не уверен и

считает, что не следовало бы так ярко проявлять своё отношение в акте

коммуникации.

В эту группу вошли следующие сотрудники детского сада: МызниковаВ. И.,

Корнеева Н.В., Иванова Г.Л.,. Галакева В.И., Попова Н.В., Малых О.Д.,

Козырева Н.В.,

Лесина 0.К. С этими людьми необходимо организовать работу в виде

психологического факультета, где в ненавязчивой и занимательной форме

провести цикл занятий по определенной тематике, раскрывающей смысл и

значение эмпатии и её роль появления во взаимопонимании других.

Поэтому очевидной является необходимость работы по развитию эмпатии у

педагогов этого коллектива.

Прежде чем приступить к коррекционной работе. Необходимо было

ознакомиться с рекомендациями специалистов по этому вопросу просмотреть

литературу в этом ключе, подобрать игры и упражнения для развития

эмпатической способности и её тренировки, разработать программу развития

эмпатии.

Итак названные Рудестамом, 6 указаний, способствующих обучению эмпатии:

1. Сосредоточено на вербальных и невербальных сообщениях и формах

эмоциональной экспрессии другого человека.

2.Попытка стадиях обучения эмпатии и использования парафразом

выражения, по значений и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми,

которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется

парафразом.

3. Формулирование ответов на языке, который наиболее созвучен

собеседнику.

4. Использование эмоционального тона, соответствующему типу, взятому

собеседником.

5. Глубокие постижения эмоционального состояния другого, старания

уточнить и расширить смысл его сообщения. Помочь собеседнику выразить

чувства, которые до этого он выразить не мог.

8. Попытки осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо

выражены собеседником , но видимо, подразумевались в сообщении. Попытки

восполнить то, что упущено в сообщении, чтоб была дана просто обратная

связь собеседнику.

Анализируя современные исследования американских ученых, Рудестам выделяет

несколько методов, которые развивают? Эмпатию и могут ускорить развитие

эмпатии - это и методика обмена ролями, используемая в процессе

психодранматического действия, где играя роль другого человека, человек

может взглянуть на себя глазами другого человека и таким образом лучше

понять проблему и конструктивно разрешить межличностные проблемы,

конфликты; это и терапия искусства ( элементы совладения в художественном

творчестве членов группы приводит к ускорению развития эмпатий); это и

тренинги умений - терапия улучшения в заимо- отношений.

Итак программа коррекционной работы по развитие эмпатии должна

начинаться прежде всего с тренировки невербального проявление этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.