ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать
для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать
критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный
поступок.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в
семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность
воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой
системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит
осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе
займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.
Одарённые дети – какие они?
Работы известного психолога Н.С. Лейтеса по изучению психики одаренных
детей занимают видное место в русской педагогике. Многие психоло-
педагогические принципы развития творчества у детей младшего школьного
возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец,
Ю.З. Гильбух.
Ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть
предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве
блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся
умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе
возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств
интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и
утрата некоторых детских возможностей.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период
усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это
неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на
нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной
черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются
на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,
расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая
умственные достоинства и в будущем.
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не
характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения
предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не
упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.
Следует учитывать и такое обстоятельство: могут измениться интересы и
устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто
затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в
чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая
неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей
в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются возможные причины, по
которым ребёнок с многообещающим умственным стартом может не оправдать
ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что ранние проявления
одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко
не всегда проходит бесследно – она определенным образом сказывается на
формирующихся способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются – необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Особенности воспитания одарённых детей в семье.
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта,
не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более
счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным
расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в
ходе возрастного развития.
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены
семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и
гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку
пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление
чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило,
опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.
При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову
ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими
способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют
знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе
самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В
дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего
человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к
ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести
запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен,
кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А
ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими
успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления
необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со
временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно
не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее
независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.
Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то,
чего они не ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая
ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,
учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить
родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание
далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат
одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же
уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока
другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит
от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных
учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы
в том, что:
а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен
возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;
б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а
некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не
всегда понятной умственной активностью.
Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику
более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие
намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко
педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок
нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников,
склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет
новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим
ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в
тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти
перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все
же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться
и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна,
он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой
недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется
занятиями?
Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему –
ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате
уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся
дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том,
что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под
стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может,
кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним
подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они
вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою
любознательность и творческие порывы.
Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним
умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он
обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят
необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.
У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во
взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу
подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,
дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А
тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает
обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало
дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-
либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут
быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.
Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные
интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы,
когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.
Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним
подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.
Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с
родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они
добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми
утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением,
оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не
было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка
взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается
учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию,
неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка
умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться
своеволием, противопоставлением себя окружающим.
Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого
учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так
важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность
взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же
важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей:
“развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе
прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память,
внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя
большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты
учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).
Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных
детей в семье.
С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз
какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И. Захарова, к
Страницы: 1, 2, 3
|