на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Типичные ошибки в семейном воспитании

ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать

для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать

критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный

поступок.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в

семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность

воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой

системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит

осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе

займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

Одарённые дети – какие они?

Работы известного психолога Н.С. Лейтеса по изучению психики одаренных

детей занимают видное место в русской педагогике. Многие психоло-

педагогические принципы развития творчества у детей младшего школьного

возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец,

Ю.З. Гильбух.

Ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть

предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве

блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся

умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе

возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств

интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и

утрата некоторых детских возможностей.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период

усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на

нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

умственные достоинства и в будущем.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Следует учитывать и такое обстоятельство: могут измениться интересы и

устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто

затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в

чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая

неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей

в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются возможные причины, по

которым ребёнок с многообещающим умственным стартом может не оправдать

ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что ранние проявления

одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко

не всегда проходит бесследно – она определенным образом сказывается на

формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются – необычность этих

детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Особенности воспитания одарённых детей в семье.

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта,

не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более

счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным

расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в

ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и

гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку

пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление

чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило,

опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову

ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими

способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют

знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе

самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В

дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего

человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к

ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести

запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен,

кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А

ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими

успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления

необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со

временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно

не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то,

чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая

ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,

учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить

родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание

далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат

одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же

уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока

другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит

от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных

учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы

в том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен

возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не

всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику

более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие

намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко

педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок

нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников,

склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет

новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим

ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти

перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все

же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться

и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна,

он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой

недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется

занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему –

ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате

уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся

дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том,

что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под

стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может,

кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним

подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они

вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою

любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним

умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он

обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят

необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу

подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,

дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А

тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает

обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало

дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-

либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут

быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные

интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы,

когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним

подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с

родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они

добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми

утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением,

оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не

было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка

взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается

учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию,

неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка

умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться

своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого

учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так

важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность

взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же

важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей:

“развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе

прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память,

внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя

большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты

учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных

детей в семье.

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз

какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И. Захарова, к

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.