на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

Наиболее велик он в первые 3 года, затем следует период некоторой

стабилизации семейного влияния. Очередной его «пик» приходится на окончание

дошкольного возраста, затем приблизительно до подросткового кризиса это

влияние как будто ослабевает и вновь становится значимым вплоть до

отделения от родительской семьи и образования собственной.

Семья традиционно рассматривалась как важнейший институт

социализации в ряде концепций. Роль семьи как института социализации,

естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,

которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов,

малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость

женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой

(Кон, 1989, с.26).

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия,

осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование

черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает влияние на

формирование у ребенка образа Я.

Образец отношений мужчины и женщины для подрастающего человека – это

отношения его отца и матери. И этот образец долгое время во многих своих

деталях оказывается уникальным, несопоставимым по степени влияния с другими

возможными отношениями вне дома и семьи.

Зарождение самосознания и самооценки также во многом предопределено

семьей. Ребенок, внезапно лишившийся любви родителей (вследствие распада

семьи или внутрисемейных конфликтов), испытывает тревогу, неуверенность в

ценности собственного Я; а это нередко порождает враждебность и недоверие

ко всем людям. Для такого ребенка велик риск в будущем испытать немалые

трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками, в создании

своей семьи; не исключена и прямая «трансляция» родительских конфликтов в

собственную семью.

Социализация личности представляет собой процесс формирования

личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком

социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в

собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему

поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или

группе.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным

психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера

общества в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность»,

которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение

в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но

постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости

и непрерывности своего Я, несмотря на то, что идут многие процессы

изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд

стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого

возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже

достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы

общества, в котором человек живет.

Эриксон выделяет всего 8 стадий развития личности от младенчества до

старости. В возрасте 3 – 5 лет, на 3 стадии, ребенок уже убежден, что он

личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения

миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое

закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е.

формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми

посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память,

мышление и др. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют

внимание играм ребенка, то это отрицательно влияет на его развитие,

способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок, исчерпав свои

возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную

среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности,

передает технологический эгос культуры.Если ребенок успешно овладевает

знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но

неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей

неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него

убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть

трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за

плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю

его жизнь.

Родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить

полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической

травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители

излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге

дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений,

попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным

надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В

результате становятся нерешительными, безынициативным, боязливым,

неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая

разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок

привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно

выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии

правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В

коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только

не себя.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной

отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или

мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что

родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства

доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем

откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то

другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению

неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово

наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что

страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность,

приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых

лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать

многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются

недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые

страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на

невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно,

ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый

класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие

в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи.

Рассматривая семью как контекст психо-социального развития детей,

следует учитывать меняющийся в период обучения в начальной школе характер

взаимодействий «родители – ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое

недовольство действиями родителей, они теперь не будут добиваться своего

хныканьем, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей

стороны и родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к

самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят

учебные навыки и достижения ребенка.

В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и

более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою

важность. По мнению современных ученых, единственно важная цель действий

родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей.

Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в

развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения

дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям,

ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое

неповиновение. У родителей, напоминающих своим детям о возможных

последствиях их действий для других детей (ориентированная на других

индукция), дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают

интернализованными моральными нормами.

Таким образом, семья – один из самых важных факторов социализации

детей. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные

ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры, с одной

стороны, служат моделями поведения, - а с другой стороны, поощряют или

наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности

позволяют детям овладеть широким спектром социальных норм и правил.

Семья предопределяет развитие у ребенка самооценки и самосознания,

формирование образа Я, дает первые представления об отношениях мужчины и

женщины.

Согласно психосоциальной концепции личности, разработанной

психологом Эриксоном, у ребенка с первых дней жизни формируется групповая

идентичность, а затем эгоидентичность. В возрасте 3 – 5 лет ребенок

осознает себя личностью, в младшем школьном возрасте эгос культуры ребенку

передает школа. Если обучение проходит успешно, у ребенка формируется

уверенность в себе, компетентность. Неудачи в школе приводят к неверию в

свои силы, чувству неполноценности. Если в этот период ребенок не находит

поддержки в семье, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей:

безнадзорность, бесконтрольность, при которой дети предоставлены сами себе;

гиперопека, основанная на запретах и формирующая у детей неуверенность в

себе, или воспитание по типу «кумира» семьи, лишающее ребенка возможности

адекватно оценивать себя и других; воспитание по типу Золушки, т. е. в

обстановке эмоциональной отверженности; «жесткое воспитание», где ребенок

живет в постоянном страхе; и воспитание в условиях повышенной моральной

ответственности, где на ребенка возлагаются недетские заботы или

честолюбивые надежды взрослых. Неправильное воспитание уродует характер

ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с

окружающими.

На протяжении среднего детства у большинства детей развивается

чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их

родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так,

что ребенок, не хватающий с неба звезд в каком-либо виде деятельности,

например в учебе, может проявить себя в другой области – в искусстве,

музыке, спорте. Это также способствует повышению его самоуважения.

Одним из наиболее важных условий развития самоуважения являются

семейные отношения. Также поддержка и понимание со стороны семьи (близких,

родителей), обладание оптимистичным и неунывающим характером помогают детям

успешно преодолевать жизненные трудности, стрессовые ситуации, а кроме

того, - пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

1.4. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.