на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.

Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость

супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т.

к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается

структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т.

Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по

качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении

супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и

характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей

наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те

свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать

других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их

поведение.

Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным

фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают

жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные

семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и

самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности

ребенка в кругу сверстников.

Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких

качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и

склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На

популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в

школе, спортивные достижения и т. д.

Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие

какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности

в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно

робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше

страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность

особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой

ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети

интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства

защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.

Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей,

которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для

других людей (ориентированная на другого индукция).

Глава II

2.1. Для практической проверки заявленной выше гипотезы и выполнения

поставленных задач были выбраны и использованы следующие методы

исследования:

1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.

2. Беседы с учителем, родителями и детьми.

В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса)

выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его

поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.

Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи,

количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней

обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об

увлечениях вне школы и т. п.

Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении

социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что

выбирать одноклассников следует из числа друзей.

Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти

год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями.

Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам

пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы

пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3.

Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».

Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.

3. Комплекс методик:

а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры

взаимоотношений в группе» (Д. Морено);

б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и

ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М.

Трапезниковой).

Методика «РОП» определяет: 1) представления супругов о значимости в

семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены,

родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов,

хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки,

внешней привлекательности партнеров; 2) представления супругов о желаемом

распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.

Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в

группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей

в группе, персональное положение каждого члена группы в системе

межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ),

коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.

В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была

принята следующая шкала социометрических статусов:

I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;

II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;

III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;

IV группа – «изолированные» - 0 выборов.

Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV

группы – неблагоприятный статус.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных

статусных категорий является показателем или уровнем благополучия

взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в

благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как

высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в

группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.

В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс

изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной

категории.

Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и

взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько

сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему

взаимностью.

[pic]

где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;

n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.

Для группы коэффициент удовлетворенности:

[pic]

где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;

N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.

2.2. По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 1

«а» класса …..нской средней школы в возрасте 7 – 8 лет в количестве 20

человек. (Приложения 1, 2 ).

В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены

следующие результаты:

Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего

сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9,

минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во

взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.

Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во

взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20

первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное

количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е. не

имеют взаимных выборов ( Рис.1).

КУ

100%

0% 0 %

2 5 7 6

Первоклассники

Рис. 1. Соотношение статуса и взаимности выборов.

По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных

социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе

характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности»

(процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен

15 %.

Все учащиеся 1 «а» класса получили следующие социальные статусы

(Приложение 1):

I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,

№ 13 Саша П.,

№ 16 Дима У.

II группа – «Предпочитаемые»: № 1 Аня А.,

№ 2 Иван А.,

№ 6 Антон К.,

№ 11 Катя Н.,

№ 14 Оля С.,

№ 17 Олег Ф.,

№ 18 Иван Ш.

III группа – «Игнорируемые»: № 3 Света В.,

№ 7 Саша К.,

№ 8 Света К.,

№ 9 Костя К.,

№ 10 Илья М.,

№ 12 Люда О.,

№ 20 Миша С.

IV группа – «Изолированные»: № 4 Маша З.,

№ 15 Катя С.,

№ 19 Костя Ш.

Таким образом, благоприятный социальный статус («звезды» и

«предпочитаемые») в классе имеют 10 человек, неблагоприятный

(«игнорируемые» и «изолированные») – тоже 10. Причем, в классе равное

количество как «звезд», так и «изолированных» (3 и 3 соответственно), как

«предпочитаемых», так и «игнорируемых» (7 и 7), что наглядно показывает

рис.2.

Социальный

I II III IV

статус

Рис.2. Распределение социальных статусов в группе.

В результате социометрического исследования, а также наблюдения и

беседы, были получены данные, позволяющие составить краткую характеристику

на каждого учащегося:

№ 1. Аня А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено

выборов – 5, взаимных – 1, КУ – 33%.

Активная, непоседа, неусидчива, общительна, хорошо учится, хорошо

ладит с детьми. Родители ее балуют. Единственный ребенок в семье, часто

остается дома одна. Дома – послушная, самостоятельная, любит животных.

№ 2. Иван А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено

выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.

В классе - негласный лидер, в начале учебного года негативно относился

к сверстникам, вспыльчив, обидчив. Самооценка и работоспособность высокие,

хорошо учится, мотивирован на получение высоких оценок. Единственный

ребенок в семье, слушается отца, помогает в делах по дому (отцу в

основном).

№ 3. Света В.: социальный статус в классе довольно низкий: получено

выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.

Очень тихая, замкнутая девочка, молчаливая, сама на контакт не идет,

на уроках отвечать стесняется, учится средне. В семье две девочки, Света –

младшая. Дома – спокойная, послушная, очень привязана к маме и старшей

сестре.

№ 4. Маша З.: социальный статус в классе очень низкий: получено

выборов – 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Причиной непопулярности может быть

низкий уровень конформности (непохожа на остальных), особенности внешности

(очень крупная, полная, не симпатичная).

Девочка очень непохожа на остальных детей, неуклюжая, рассеянная, не

старательная. На уроках дает полные ответы, не боится высказывать свою

точку зрения. В классе с ней никто не дружит, она ко всем относится хорошо.

Часто болеет. Мама уделяет ей много внимания, очень тщательно занимается

дома. Избалованная, в семье единственный ребенок. Повторный брак у мамы, с

отчимом у девочки очень хорошие отношения.

№ 5. Ирина З.: социальный статус в классе очень высокий: получено

выборов – 7, взаимных – 3, КУ – 100%.

У девочки очень высокий авторитет в классе, она - лидер, пример для

всех. Спокойная уравновешенная, дружелюбная, умная, работоспособная, имеет

адекватную самооценку, переживает за учебу, хорошо контактирует со всеми

детьми. Дома – не спокойна, часто нервничает, помогает маме, любит

заниматься с младшим братом.

№ 6. Антон К.: социальный статус в классе довольно высокий: получено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.