выборов – 3, взаимных – 1, КУ – 33%.
Очень спокойный, способный мальчик, старательный, иногда не собран, не
уверен. В классе ребята относятся к нему хорошо, и он - тоже. В семье двое
детей, Антон – старший, заботится о братишке, послушный.
№ 7. Саша К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.
Очень способный мальчик, но учится ниже своих интеллектуальных
возможностей, для него очень много значат оценки, остро переживает неудачи,
бывает рассеян, может быть злобным, редко – агрессивным. Родители педагоги.
Есть старшая сестра.
№ 8. Света К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов – 2, взаимных – 1, КУ – 33%.
Очень хорошо учится, ее можно назвать лидером в учебе, поддерживает
хорошие взаимоотношения со всеми, но обидчива. Любимица в семье, очень
привязана к старшему брату. Послушная, иногда – капризная. Есть любимое
занятие – цветоводство.
№ 9. Костя К.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов – 2, взаимных – 0, КУ – 0%.
У его родителей очень высокие требования к учебе, но сам он особой
активности не проявляет. Знания хорошие. Контактирует в классе практически
со всеми. Дома агрессивен («терроризирует» старшую сестру), признает только
авторитет отца.
№ 10. Илья М.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов – 1, взаимных – 1, КУ – 33%.
Очень сильно заикается, но не переживает из-за этого, только
волнуется при чтении. Не сдержанный, часто разговаривает во время урока.
Коммуникабельный: любит общаться и со взрослыми, и с детьми. В классе чаще
сам идет на контакт, а не дети. Дома послушный, исполнительный, проблем с
воспитанием нет. Авторитет – старшая сестра.
№ 11. Катя Н.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов – 4, взаимных – 2, КУ – 67%.
Ленива в учебе, может учиться лучше, активность и работоспособность
низкие. Часто болеет, занимается дома, небрежна, не старательна. В классе
контактирует со всеми, но больше – с девочками. Дома ей сейчас уделяют
меньше внимания, т. к. есть маленькая сестра. Капризна, больше тянется к
отцу, но редко общается с ним из-за его занятости.
№ 12. Люда О.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов – 1, взаимных – 0, КУ – 0%.
Учится плохо, много пропускает занятий, не воспринимает критику,
обманывает взрослых и детей. В семье 3-е детей, мама не работает, папа
работает вахтовым методом. Для девочки авторитет только папа, у него ищет
защиты и оправдания своим поступкам. Часто скандалит дома, не слушается.
№ 13. Саша П.: социальный статус в классе очень высокий: получено
выборов – 9, взаимных – 3, КУ – 100%.
Очень аккуратный, в меру активный, хорошо учится, имеет художественные
способности. Пользуется популярностью у детей. Особенно любят с ним
общаться девочки, так как он внимателен к ним, уважителен в общении. Дома
послушный, самостоятельный, есть старший брат. Оба мальчика всегда помогают
родителям, для обоих отец – пример для подражания.
№ 14. Оля С.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.
Чрезмерно активная («черт в юбке») на перемене, но не на уроке.
Неряшлива, агрессивна. Общительна, пользуется популярностью среди мальчиков
(очень симпатичная). Единственный ребенок в семье. Папа работает вахтовым
методом. Дома непослушна, капризна.
№ 15. Катя С.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.
Очень неусидчива, учится средне, малоактивна, очень любит ябедничать,
никому не отдает предпочтений («со всеми, но ни с кем»). В семье 3-е детей,
Катя – вторая. Мама не работает – маленький ребенок. Девочке в последнее
время уделяется значительно меньше внимания. Дома послушная, но неохотно
выполняет поручения, ничем не интересуется.
№ 16. Дима У.: социальный статус в классе очень высокий: получено
выборов - 9, взаимных – 2, КУ – 67%.
Серьезный, реалистичный в оценках себя и других, общителен со всеми,
справедливый, пользуется высоким авторитетом в классе. Зачастую разнимает
дерущихся, примиряет ссорящихся, встает на защиту слабых. Дома
самостоятельный, аккуратный, заботливый (по отношению к младшему брату),
ответственный, его в шутку называют «младший глава семьи».
№ 17. Олег Ф.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 5, взаимных – 2, КУ – 67%.
Способный, старательный, может быть обидчив. Заикается. Ребята в
классе к нему относятся хорошо. Избалован (изнежен) родителями.
Единственный ребенок в семье. Родители для него – не авторитет. Капризный,
своевольный.
№ 18. Иван Ш.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%.
Способный, активный, на уроках дает хорошие полные ответы, быстро
справляется с заданиями. Вспыльчив, не сдержан, задира. Дома - непоседа,
быстро делает домашнее задание, допоздна играет на улице с ребятами («домой
не загонишь»), слушается отца, старается брать с него пример. Есть младшая
сестра.
№ 19. Костя Ш.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%.
Способности средние , невнимателен, не сдержан. В классе его считают
выскочкой, игнорируют, но ему мнение класса безразлично, он себя чувствует
хорошо. Один в семье. У мамы повторный брак, отношения с отчимом у мальчика
непростые (иногда находят общий язык, чаще – нет). Мама для него не
авторитет, хотя он довольно близок с ней.
№ 20. Миша С.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%.
Переведен из 1 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо
развита речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в
музыкальную школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто
спорит с родителями.
Вывод:
Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус ребенка в
классе был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в
индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты:
Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, высокая
успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие,
активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость,
серьезность, ответственность.
У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности:
активность, общительность, самостоятельность, старательность,
интеллектуальные способности выше средних, привлекательная внешность, но и
– обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка.
Для «Игнорируемых» характерны следующие качества: средние способности,
замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность,
обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность,
склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий).
Для «Изолированных» характерны такие качества, как непохожесть на
остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже
средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность,
невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность,
ябедничество.
Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его
индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе,
коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п.
У популярных среди сверстников детей отмечаются следующие качества:
высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность,
общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость,
самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические
способности («хорошо рисует»).
Для непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость),
слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень
конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству,
обману и нарушениям дисциплины.
3. По методике «РОП» было продиагностировано 20 супружеских пар из
поселка …х…, из них 18 – с возрастом семьи от 8 до 12 лет и 2
семьи повторного брака с возрастом семьи 1 и 2 года.
В результате проведенной диагностики были получены следующие
результаты:
№ 1. Родители Ани А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.
Для данной супружеской пары наиболее ценностно-значимой являются
хозяйственно-бытовая функция и значимость внешнего облика. По функциям
родительско-воспитательной, социальной активности и эмоционально-
терапевтической получены средние результаты.
Разногласия в семье могут быть вызваны рассогласованностью семейных
ценностей также по этим шкалам (хозяйственно-бытовой и внешней
привлекательности). Возможны разногласия из-за установки мужа на личностную
идентификацию с супругой (ожидание общности интересов, потребностей,
ценностных ориентаций и т.д.).
Что касается степени ролевой адекватности у данной супружеской пары,
то и муж, и жена в целом адекватно оценивают и свои роли в семье, и то, как
относится к своим обязанностям партнер. Возможна разногласия из-за ожиданий
мужа, что жена будет больше времени уделять воспитанию детей, а также
ожиданий жены, что муж больше времени будет уделять хозяйственно-бытовым
делам.
Вывод: Данную супружескую пару можно считать совместимой, уровень
совместимости близок к высокому.
№ 2. Родители Ивана А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок.
Для данной семьи характерна ориентация на выполнение супругами
хозяйственно-бытовой функции. Для жены также большую значимость имеет
привлекательность внешнего облика. Средние показатели по шкалам:
воспитательной, социальной активности и эмоционально-психотерапевтической.
Наблюдается четкая согласованность семейных ценностей. Единственной
причиной разногласий здесь может быть большая для мужа, чем для жены
значимость интимно-сексуальных отношений.
Муж и жена адекватно оценивают свои роли в семье. Причиной возможных
разногласий могут быть лишь установка жены на большую эмоциональную
поддержку со стороны мужа.
Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий.
№ 3. Родители Светы В. В браке состоят 10 лет, в семье двое детей.
Для данной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая
функция и ориентация на внешнюю привлекательность. По остальным шкалам
средние показатели.
Оба супруга показали высокую степень согласованности семейных
ценностей. Единственной причиной разногласий в данной семье может быть
сфера интимно-сексуальных отношений, т. к. муж оценивает эту функцию
семейных отношений более высоко нежели жена, для которой не так значима эта
сторона супружества.
Адекватно оба супруга оценивают и свои роли в семье. Единственным
исключением здесь является функция эмоциональной поддержки: и муж, и жена
ожидают от партнера больше внимания, чем сами оказывают поддержки партнеру.
Вывод: Можно предположить достаточно высокий уровень совместимости
данной пары.
№ 4. Родители Маши З. В браке – 2 года, в семье один ребенок, (семья
повторного брака).
Для данной пары наиболее значимыми являются: хозяйственно-бытовая,
эмоционально-психотерапевтическая и функция социальной активности. Плюс
родительско-воспитательная – для жены.
Согласованность семейных ценностей находится на очень высоком уровне,
что исключает возникновение каких-либо разногласий.
Также оба супруга имеют высокую степень ролевой адекватности.
Единственной причиной разногласий является воспитательная функция, т. к.
притязания супруга на выполнение данной функции не соответствуют ожиданиям
жены.
Вывод: Степень совместимости супругов высокая.
№ 5. Родители Ирины З. В браке – 11 лет, двое детей.
Для данной семейной пары наиболее значимыми являются родительско-
воспитательная, эмоционально-психотерапевти-ческая функции. Плюс для мужа
большое значение имеет внешний облик, для жены – хозяйственно-бытовая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|