на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает

определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми

предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической

культуры.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически

никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг

рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие

объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду,

игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение,

усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В

ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической

деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений

выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и

представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего

разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и

определяющие свойства:

4. Личная направленность.

5. Психологическая структура деятельности.

6. Уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память,

«зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей,

начиная с детского сада:

5. Творческое воображение.

6. Зрительное восприятие и зрительная память.

7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от

изменения цели.

8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.

Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно

– конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под

воздействием окружающей предметной среды и в результате специального

обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного

напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских

способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические

знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.

- Знания свойств материала и элементарной технологии.

- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на

практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания

цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и

на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных

комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных

представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о

композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания

необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают

восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных

представлений.

ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО

МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у

младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить

уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до

начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на

психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было

отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О.,

Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их

ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей:

установить уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили

выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой

деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях,

понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления,

включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах

технической эстетики, понимание художественных особенностей общности

предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке

предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик

|Название теста |Цель |

|1. Ассоциативный тест |Выявить знание о цветовых оттенках |

|цветоразличения (по | |

|Башаевой Т.В.) | |

|2. Тест цветоразличия |Выявить знания о насыщенности о цвета, |

|(по Чередняковой Т.В.) |светлоте тона |

|3. Выявление знаний о |Выявить знание детьми геометрических |

|форме, пространственных |фигур, уровень знаний детей о цвете и |

|представлениях (по |форме, умение составлять узор из |

|Падалко А.Е.) |геометрических и растительных элементов |

| |в круге |

|4. Выявление элементов |Выявить элементы технической эстетики, |

|технической эстетики |на которые обращает внимание ребенок |

|5. « Парта будущего» |Выявление способности детей к |

| |дизайнерской деятельности, созданию |

| |воображаемого образа предмета |

| |существующего в нереальных условиях |

|6. Выявление чувства |Выявить понимание художественных |

|стиля «Чайный сервиз» |особенностей общей группы предметов, |

|(Малиновская) |связанных ансамблем |

|7.Дорисуй фигуры |Выявить уровень представлений о |

|(Головина Т.Н.) |симметричности предметов, умения |

| |достраивать фигуры с незаконченным |

| |контуром до целостного образа |

Методика № 1

Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-

белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому

предмету его цвет.

Проводится индивидуально.

Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета

|Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине |

|Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце |

|Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла |

Результаты исследования занесены в таблицу

Таблица №1

| |Гор|Мор|Вик|Пау|Цып|Сне|Вин|Вин|Кап|Лас|Бан|Све|Кол|Бал|

| |ох |ков|тор|к в|лен|гов|огр|огр|уст|точ|аны|кла|иче|лы |

| | |ь |ия |пау|ок |ик |ад |ад |а |ка | | |ств| |

| | | | |тин| | | | | | | | |о | |

| | | | |е | | | | | | | | |оши| |

| | | | | | | | | | | | | |бок| |

|Лен|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |кр |3 |1 |

|а | | | | | | | | | | | | | | |

|Р. | | | | | | | | | | | | | | |

|Кол|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |

|я | | | | | | | | | | | | | | |

|Л. | | | | | | | | | | | | | | |

|Ван|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |

|я | | | | | | | | | | | | | | |

|М. | | | | | | | | | | | | | | |

|Иль|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |

|я | | | | | | | | | | | | | | |

|Т. | | | | | | | | | | | | | | |

|Дим|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |кр |1 |2 |

|а | | | | | | | | | | | | | | |

|М. | | | | | | | | | | | | | | |

|Сер|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |

|гей| | | | | | | | | | | | | | |

|У. | | | | | | | | | | | | | | |

|Оля|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |

|Б. | | | | | | | | | | | | | | |

|Тол|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |

|я | | | | | | | | | | | | | | |

|М. | | | | | | | | | | | | | | |

|Нан|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Роз|1 |2 |

|ата| | | | | | | | | | | | | | |

|ша | | | | | | | | | | | | | | |

|Т. | | | | | | | | | | | | | | |

|Рус|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |0 |3 |

|лан| | | | | | | | | | | | | | |

|З. | | | | | | | | | | | | | | |

|Кри|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |

|сти| | | | | | | | | | | | | | |

|на | | | | | | | | | | | | | | |

|М. | | | | | | | | | | | | | | |

|Ден|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |

|ис | | | | | | | | | | | | | | |

|Т. | | | | | | | | | | | | | | |

|Сла|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |

|ва | | | | | | | | | | | | | | |

|К. | | | | | | | | | | | | | | |

Количественный анализ:

(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки

(2)б средний: допустил 1-2 ошибки

(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.

В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о

цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови

и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.

Итак: на среднем уровне –7 детей – 54%

на высоком уровне – 1 человек – 8%

на низком уровне – 5 человек – 38%.

Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов.

Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение,

распознавание цветов.

Методика № 2.

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по

светлоте.

Задание:

1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем

2 цвета – зеленый и красный).

2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые

имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

3. Данные занесены в таблицу:

Таблица №2

| |Красный|Зеленый |Разные |Количест|Баллы |

| | | | |во всех | |

| | | | |ошибок | |

| |Количество ошибок | | |

|Лена Р. |1 |3 |1 |5 |1 |

|Коля Л. |2 |1 |1 |4 |1 |

|Ваня М. |- |3 |- |3 |1 |

|Илья Т. |2 |4 |- |6 |1 |

|Дима М. |1 |1 |- |- |2 |

|Сергей У. |1 |3 |1 |5 |1 |

|Оля Б. |1 |2 |- |3 |1 |

|Толя М. |1 |1 |1 |3 |1 |

|Наташа Т. |- |- |- |- |3 |

|Руслан З. |1 |2 |1 |4 |1 |

|Кристина М. |1 |1 |- |2 |2 |

|Денис Т. |- |1 |2 |3 |1 |

|Слава К. |1 |2 |2 |5 |1 |

Количественный анализ:

(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не

допустил ошибок при выполнении задания

(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.