судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает
определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми
предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической
культуры.
В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически
никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг
рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие
объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду,
игрушки.
В процессе формирования ребенка происходит не только изменение,
усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В
ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической
деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений
выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и
представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего
разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и
определяющие свойства:
4. Личная направленность.
5. Психологическая структура деятельности.
6. Уровень развития механизмов мышления.
Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память,
«зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.
Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей,
начиная с детского сада:
5. Творческое воображение.
6. Зрительное восприятие и зрительная память.
7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от
изменения цели.
8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.
Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно
– конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под
воздействием окружающей предметной среды и в результате специального
обучения.
Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного
напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских
способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические
знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:
- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.
- Знания свойств материала и элементарной технологии.
- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на
практике.
Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания
цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и
на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных
комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.
Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных
представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о
композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания
необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают
восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных
представлений.
ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить
уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до
начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на
психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было
отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О.,
Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их
ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей:
установить уровень развития дизайнерского мышления.
В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили
выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой
деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях,
понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.
Цель исследования:
Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления,
включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах
технической эстетики, понимание художественных особенностей общности
предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке
предметов, рациональности и гармоничности вещи.
План проведения методик
|Название теста |Цель |
|1. Ассоциативный тест |Выявить знание о цветовых оттенках |
|цветоразличения (по | |
|Башаевой Т.В.) | |
|2. Тест цветоразличия |Выявить знания о насыщенности о цвета, |
|(по Чередняковой Т.В.) |светлоте тона |
|3. Выявление знаний о |Выявить знание детьми геометрических |
|форме, пространственных |фигур, уровень знаний детей о цвете и |
|представлениях (по |форме, умение составлять узор из |
|Падалко А.Е.) |геометрических и растительных элементов |
| |в круге |
|4. Выявление элементов |Выявить элементы технической эстетики, |
|технической эстетики |на которые обращает внимание ребенок |
|5. « Парта будущего» |Выявление способности детей к |
| |дизайнерской деятельности, созданию |
| |воображаемого образа предмета |
| |существующего в нереальных условиях |
|6. Выявление чувства |Выявить понимание художественных |
|стиля «Чайный сервиз» |особенностей общей группы предметов, |
|(Малиновская) |связанных ансамблем |
|7.Дорисуй фигуры |Выявить уровень представлений о |
|(Головина Т.Н.) |симметричности предметов, умения |
| |достраивать фигуры с незаконченным |
| |контуром до целостного образа |
Методика № 1
Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках
Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-
белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому
предмету его цвет.
Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
|Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине |
|Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце |
|Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла |
Результаты исследования занесены в таблицу
Таблица №1
| |Гор|Мор|Вик|Пау|Цып|Сне|Вин|Вин|Кап|Лас|Бан|Све|Кол|Бал|
| |ох |ков|тор|к в|лен|гов|огр|огр|уст|точ|аны|кла|иче|лы |
| | |ь |ия |пау|ок |ик |ад |ад |а |ка | | |ств| |
| | | | |тин| | | | | | | | |о | |
| | | | |е | | | | | | | | |оши| |
| | | | | | | | | | | | | |бок| |
|Лен|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |кр |3 |1 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|Р. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кол|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Л. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ван|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Иль|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Дим|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |кр |1 |2 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сер|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|гей| | | | | | | | | | | | | | |
|У. | | | | | | | | | | | | | | |
|Оля|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|Б. | | | | | | | | | | | | | | |
|Тол|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Нан|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Роз|1 |2 |
|ата| | | | | | | | | | | | | | |
|ша | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Рус|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |0 |3 |
|лан| | | | | | | | | | | | | | |
|З. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кри|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|сти| | | | | | | | | | | | | | |
|на | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ден|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ис | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сла|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ва | | | | | | | | | | | | | | |
|К. | | | | | | | | | | | | | | |
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки
(2)б средний: допустил 1-2 ошибки
(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.
В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о
цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови
и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.
Итак: на среднем уровне –7 детей – 54%
на высоком уровне – 1 человек – 8%
на низком уровне – 5 человек – 38%.
Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов.
Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение,
распознавание цветов.
Методика № 2.
Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)
Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.
Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по
светлоте.
Задание:
1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем
2 цвета – зеленый и красный).
2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые
имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
3. Данные занесены в таблицу:
Таблица №2
| |Красный|Зеленый |Разные |Количест|Баллы |
| | | | |во всех | |
| | | | |ошибок | |
| |Количество ошибок | | |
|Лена Р. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Коля Л. |2 |1 |1 |4 |1 |
|Ваня М. |- |3 |- |3 |1 |
|Илья Т. |2 |4 |- |6 |1 |
|Дима М. |1 |1 |- |- |2 |
|Сергей У. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Оля Б. |1 |2 |- |3 |1 |
|Толя М. |1 |1 |1 |3 |1 |
|Наташа Т. |- |- |- |- |3 |
|Руслан З. |1 |2 |1 |4 |1 |
|Кристина М. |1 |1 |- |2 |2 |
|Денис Т. |- |1 |2 |3 |1 |
|Слава К. |1 |2 |2 |5 |1 |
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не
допустил ошибок при выполнении задания
(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|