составленных по принципу дополнения, рекомендуется соблюдать определенные
пропорции в соотношении основных и дополнительных цветов и оттенков.
Замечено, что зрение человека реагирует на пропорции различных
цветов, исходя из силы цвета и площади,которую он занимает. Практика
показывает,что наиболее приемлемые пропорции составляют 1\4 желтого и 3\4
фиолетового, 2\3 синего и 2\3 оранжевого, 1\2 красного и 1\2 зеленого.
Однако, эти соотношения не являются жесткими для приглушенных или
осветленных тонов. В этих случаях лучше всего придерживаться общего
правила: чем интенсивнее тон цвета, тем меньше должна быть его поверхность.
Наиболее благотворно на нервную систему человека воздействуют желтые,
желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые. серебристо-серые цвета. Красный,
фиолетовый, синий -утомляют зрение и возбуждают. Их применение должно быть
сдержанным и осторожным, в основном для небольших плоскостей и отдельных
предметов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЦВЕТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ:
1. Красный и желтый – действуют приветливо, бодрят, приглашают;
2. Желто-зеленый, коричневый – создают уют;
3. Темные оттенки синего или голубо-зеленого – представительность;
4. Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, пурпурно-красные- торжественность,
праздничность.(71,с.28)
В целом оформление детского помещения должно быть ясным и приветливым, не
перевозбуждающим и не отвлекающим. Интересная способность цвета исправлять
пространственные недостатки помещения. Теплые цвета (желтый, оранжевый,
красный) приближаются к зрителю, выступая вперед. Помещение кажется меньше
размером. Помещение, окрашенное в холодные цвета (голубой, светло-зеленый,
фиолетовый) зрительно становятся более просторными, так как эти цвета как
бы отступают назад.
В рабочем классе должна преобладать деловая атмосфера, ярких цветов следует
избегать. Рекомендуются такие цветовые сочетания:
-охра(светлая) – серовато-синий, коричневый;
-светло-серый - красновато-коричневый, коричневый;
-желтовато-зеленый (светлый) – зеленовато-синий, желто-коричневый.
Эстетико-педагогическая организация физической среды школьного
пространства включает наличие необходимых нормальных санитарно-
гигиенических качеств (освещенность, температурный режим, шумоподавление и
так далее) формирующую цветовую звуковую организацию, соответствующую
целенаправленности учебного помещения и возрастным особенностям
занимающимся в нем детей.
Предметная среда включает в себя эстетико-педагогическую направленность
природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-
демонстрационного материала и комплекса предметов благоустройства.
Эргономическая сторона заключается в создании оптимальных, удобных
для учебной деятельности условий. Эстетическая сторона необходима для
активизации творческих процессов и осуществления эстетического воспитания
детей.
Данные условия предполагают соответствующее возрастным,
физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям младших
школьников, цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное,
озеленяющее оформление, включенное в единый интерьер учебного процесса.
Проблемы создания объективных условий, способствующих активизации той
или иной физической, психологической, интеллектуальной деятельности, стоит
значительно шире, и истоки ее лежат в теории дизайна и эргономики
исследуемой К.И. Лазаревым, В.Я Петрущик, С.П. Ильиным, Л.Н. Безмоздиной и
другими.
Обеспечение положительного воздействия на организм человека некоторых
эргономических факторов находится в зависимости от эстетической организации
среды. В данной области дизайна Ю.С. Лапиным были поставлены задачи:
-обеспечение композиционной целостности предметной среды;
-выражение в форме назначения предмета и его взаимосвязь с человеком;
-использование выразительности средств конструкции и интерьеров,
оборудование, выбор цвета и фактуры поверхности;
-использование объемно-пространственного решения предметной среды,
графических элементов, визуальных коммуникаций;
-привлечение художественных элементов и декора при создании композиционных
акцентов.
Данные задачи определены целями создания эстетической организации
среды:
-достижение экспрессивных и образных характеристик среды, то есть придание
ей определенной эмоциональной направленности, соответствующей роду
выполняемой деятельности.
-выявление стилевых возможностей интерьера и направляющих его предметных
элементов.
Таким образом, учебно-дидактические условия характеризуются
следующими эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность,
функциональность, выразительность, цельность, мобильность, гармоничность
интерьерной организации физической и предметной школьной среды.
Следовательно эстетический и педагогические аспекты включены во все
группы условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать
предложенную систему условий, способствующих развитию творческого мышления
младших школьников - эстетико-педагогическими условиями.
|Совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого |
|мышления у младших школьников |
|1. |
|Учебно-дизайнерские |
|Эргономические | |Эстетические |
|2.Социально-эмоционал|
|ьные |
|Эстетическое | |Эстетические |
|отношение к | |межличностные |
|деятельности | |отношения |
|3. |
|Эвристико-дидактическ|
|ие |
|Эвристическое | |Эстетическое |
|содержание | |содержание продуктов|
|учебно-воспитательног| |деятельности |
|о процесса | | |
|4. |
|Индивидуально-творчес|
|кие |
|Физиологические, | |Гармония |
|психологические и | |эстетических, |
|интеллектуальные | |морально-этических, |
|особенности ребенка | |интеллектуальных, |
| | |профессиональных |
| | |качеств педагога, |
| | |эстетический внешний|
| | |облик, наличие |
| | |творческого мышления|
ГЛАВА II .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТРУДА.
.1.2Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного
творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует
воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность
закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках
трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность
находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя
творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области
художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное
конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие
возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в
процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности,
умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе,
проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.
В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается
пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить
от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее,
формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.
Несколько слов о истории художественного конструирования.
Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с
начала 30-х годов. На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу
которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более
качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же
изделиями, выпускаемыми другими фирмами.
В литературе различают два вида конструирования: техническое и
художественное.
Техническое конструирование создает предмет в его материальной и
функциональной основе.
Художественное конструирование наполняет предмет общественным
содержанием, удобством, гармонией, красотой.(65,с.45)
Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в
энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической
литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий
"дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме.
Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на
формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.
Дизайн объединяет 2 аспекта:
-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных
требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую
целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.
-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в
художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность
эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую
ассоциативность.(38,с.10)
На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через
организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе
формирования у них элементов графической грамоты и технических
представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных
конструкторских задач.
Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что
художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас
предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.
С этой целью можно использовать элементы художественного
конструирования, которые предполагают в предмете:
-единство цвета и формы;
-сочетание материала и формы;
-соответствие формы назначению;
-пропорциональность различных форм в композиции.
Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или
дизайнерскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового
обучения всвязи с эстетическим воспитанием учащихся.
Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать,
чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в
преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к
художественно – творческой деятельности.
Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева
Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина
Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы,
эстетики быта, общественных и трудовых отношений.
Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе
деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают
изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются
в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное
оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция ,
необычная цветовая отделка, подвижность предметов.
Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования
предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и
красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических
и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета
и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных
требований можно назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет
судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|