на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

составленных по принципу дополнения, рекомендуется соблюдать определенные

пропорции в соотношении основных и дополнительных цветов и оттенков.

Замечено, что зрение человека реагирует на пропорции различных

цветов, исходя из силы цвета и площади,которую он занимает. Практика

показывает,что наиболее приемлемые пропорции составляют 1\4 желтого и 3\4

фиолетового, 2\3 синего и 2\3 оранжевого, 1\2 красного и 1\2 зеленого.

Однако, эти соотношения не являются жесткими для приглушенных или

осветленных тонов. В этих случаях лучше всего придерживаться общего

правила: чем интенсивнее тон цвета, тем меньше должна быть его поверхность.

Наиболее благотворно на нервную систему человека воздействуют желтые,

желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые. серебристо-серые цвета. Красный,

фиолетовый, синий -утомляют зрение и возбуждают. Их применение должно быть

сдержанным и осторожным, в основном для небольших плоскостей и отдельных

предметов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЦВЕТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ:

1. Красный и желтый – действуют приветливо, бодрят, приглашают;

2. Желто-зеленый, коричневый – создают уют;

3. Темные оттенки синего или голубо-зеленого – представительность;

4. Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, пурпурно-красные- торжественность,

праздничность.(71,с.28)

В целом оформление детского помещения должно быть ясным и приветливым, не

перевозбуждающим и не отвлекающим. Интересная способность цвета исправлять

пространственные недостатки помещения. Теплые цвета (желтый, оранжевый,

красный) приближаются к зрителю, выступая вперед. Помещение кажется меньше

размером. Помещение, окрашенное в холодные цвета (голубой, светло-зеленый,

фиолетовый) зрительно становятся более просторными, так как эти цвета как

бы отступают назад.

В рабочем классе должна преобладать деловая атмосфера, ярких цветов следует

избегать. Рекомендуются такие цветовые сочетания:

-охра(светлая) – серовато-синий, коричневый;

-светло-серый - красновато-коричневый, коричневый;

-желтовато-зеленый (светлый) – зеленовато-синий, желто-коричневый.

Эстетико-педагогическая организация физической среды школьного

пространства включает наличие необходимых нормальных санитарно-

гигиенических качеств (освещенность, температурный режим, шумоподавление и

так далее) формирующую цветовую звуковую организацию, соответствующую

целенаправленности учебного помещения и возрастным особенностям

занимающимся в нем детей.

Предметная среда включает в себя эстетико-педагогическую направленность

природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-

демонстрационного материала и комплекса предметов благоустройства.

Эргономическая сторона заключается в создании оптимальных, удобных

для учебной деятельности условий. Эстетическая сторона необходима для

активизации творческих процессов и осуществления эстетического воспитания

детей.

Данные условия предполагают соответствующее возрастным,

физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям младших

школьников, цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное,

озеленяющее оформление, включенное в единый интерьер учебного процесса.

Проблемы создания объективных условий, способствующих активизации той

или иной физической, психологической, интеллектуальной деятельности, стоит

значительно шире, и истоки ее лежат в теории дизайна и эргономики

исследуемой К.И. Лазаревым, В.Я Петрущик, С.П. Ильиным, Л.Н. Безмоздиной и

другими.

Обеспечение положительного воздействия на организм человека некоторых

эргономических факторов находится в зависимости от эстетической организации

среды. В данной области дизайна Ю.С. Лапиным были поставлены задачи:

-обеспечение композиционной целостности предметной среды;

-выражение в форме назначения предмета и его взаимосвязь с человеком;

-использование выразительности средств конструкции и интерьеров,

оборудование, выбор цвета и фактуры поверхности;

-использование объемно-пространственного решения предметной среды,

графических элементов, визуальных коммуникаций;

-привлечение художественных элементов и декора при создании композиционных

акцентов.

Данные задачи определены целями создания эстетической организации

среды:

-достижение экспрессивных и образных характеристик среды, то есть придание

ей определенной эмоциональной направленности, соответствующей роду

выполняемой деятельности.

-выявление стилевых возможностей интерьера и направляющих его предметных

элементов.

Таким образом, учебно-дидактические условия характеризуются

следующими эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность,

функциональность, выразительность, цельность, мобильность, гармоничность

интерьерной организации физической и предметной школьной среды.

Следовательно эстетический и педагогические аспекты включены во все

группы условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать

предложенную систему условий, способствующих развитию творческого мышления

младших школьников - эстетико-педагогическими условиями.

|Совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого |

|мышления у младших школьников |

|1. |

|Учебно-дизайнерские |

|Эргономические | |Эстетические |

|2.Социально-эмоционал|

|ьные |

|Эстетическое | |Эстетические |

|отношение к | |межличностные |

|деятельности | |отношения |

|3. |

|Эвристико-дидактическ|

|ие |

|Эвристическое | |Эстетическое |

|содержание | |содержание продуктов|

|учебно-воспитательног| |деятельности |

|о процесса | | |

|4. |

|Индивидуально-творчес|

|кие |

|Физиологические, | |Гармония |

|психологические и | |эстетических, |

|интеллектуальные | |морально-этических, |

|особенности ребенка | |интеллектуальных, |

| | |профессиональных |

| | |качеств педагога, |

| | |эстетический внешний|

| | |облик, наличие |

| | |творческого мышления|

ГЛАВА II .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-

КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТРУДА.

.1.2Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках

трудового обучения.

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного

творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует

воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность

закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках

трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность

находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя

творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области

художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное

конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие

возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в

процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности,

умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе,

проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается

пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить

от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее,

формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.

Несколько слов о истории художественного конструирования.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с

начала 30-х годов. На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу

которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более

качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же

изделиями, выпускаемыми другими фирмами.

В литературе различают два вида конструирования: техническое и

художественное.

Техническое конструирование создает предмет в его материальной и

функциональной основе.

Художественное конструирование наполняет предмет общественным

содержанием, удобством, гармонией, красотой.(65,с.45)

Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в

энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической

литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий

"дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме.

Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на

формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайн объединяет 2 аспекта:

-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных

требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую

целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.

-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в

художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность

эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую

ассоциативность.(38,с.10)

На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через

организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе

формирования у них элементов графической грамоты и технических

представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных

конструкторских задач.

Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что

художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас

предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного

конструирования, которые предполагают в предмете:

-единство цвета и формы;

-сочетание материала и формы;

-соответствие формы назначению;

-пропорциональность различных форм в композиции.

Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или

дизайнерскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового

обучения всвязи с эстетическим воспитанием учащихся.

Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать,

чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в

преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к

художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева

Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина

Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы,

эстетики быта, общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе

деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают

изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются

в этих изменениях. Также они предпочитают художественно – образное

оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция ,

необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования

предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и

красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических

и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета

и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных

требований можно назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет

судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.