на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Заикание

органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни

исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию

органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового

субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними

системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие

рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство,

расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной

деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М.

Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В.

П. Баранова, 1963, и мн. др.).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у

заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает,

что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из

100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и

экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются

вазоневротиками. Grender объективно показал изменение нейровегетативной

реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается

расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во

время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно

заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога,

мнительность, общая напряженность, склонность к дрожению, потливости,

покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна:

вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны,

ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все

эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве

приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным

самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и

постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое

время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и

настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как

улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для

разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась

тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную

формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются

рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с

нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при

организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970).

Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное

левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по

отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко

выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шиловского.

Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с

соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой

и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие

недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в

межполушарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для

раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе

коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.

Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало,

что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.

Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня

автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но

различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как

только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение

составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные

акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют

произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную

задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей

инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны

явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с

помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-

психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный

характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,

замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и

оборонительно агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций

психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на

какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи

заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой

деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и

не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит

сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что

заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего

коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения

говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает

включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь

произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и

энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,

завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать

основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних

случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое

является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга,

нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого

авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся

результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально

возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство

речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и

дисгармоничного развития личности.

В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе

органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие

объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения

физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Причины заикания

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд,

испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание

неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул,

что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не

окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные

психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни,

подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей

речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в

неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как

суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания

выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию

организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);

косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при

переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность

экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А.

Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие

“почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые этиологические факторы

могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать

его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и

соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции

центральной нервной системы);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи,

энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной

нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее

особая подверженность психическим травмам);

наследственная отягощенность (заикание развивается на почве

врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по

наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо

обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к

заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием

многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;

постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические

нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в

соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к

речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга ; большие полушария

головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же

возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного

мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и

поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее

созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более

выраженную неустойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,

познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием

общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение

слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на

почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием

среды и

степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми

и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне

разрешается заиканием;

недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных

движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий

достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы

вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические,

психические и социальные.

Анатомо - физиологические причины: физические заболевания с

энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые,

нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при

которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.