на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Заикание

применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них

головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению

сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля снижает

возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух

магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю

секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан

портативный аппарат “Эхо” (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А.

Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся

через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату

“Кристалл”. Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше

напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой

звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот

факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий

слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных

рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в

практике различные варианты отставленной речи (“белого шума”,

звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в

психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру.

При магнитофонном занятии с последующей беседой логопеда у заикающегося

повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых

занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет

доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для

выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков правильной речи способствует обучающие

магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить

внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность,

выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных

бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов

речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном

со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и

управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не

допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в

своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления

перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь

(говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т.

д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке,

заикающийся вновь оценивает её. После этого логопед анализирует речь

заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет

положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий

итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание

выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае

прослушивается художественное выступление, выучивается текст,

отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а

затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых заикающемуся

предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была

у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему

задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для

описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка

фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность.

В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности

проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в

последующем.

По окончании логопедического курса логопед строит заключительную

беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия.

Используя его логопед советует заикающимся систематически наблюдать за

своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и

навыки.

Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех случаях, когда у

заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей

неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению

заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся:

работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с

заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и

Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от

разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности

необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1 ) сопряженная речь,

отраженная речь,

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, “чтобы путем

систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от

напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а

также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную

артикуляцию”. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей

распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной

речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется

декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по

вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на

данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал

логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность

закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с

окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие

моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень

речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в

том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность

речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к

отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На

протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых

популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время

логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися

дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А.

Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие

связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной

(непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной

ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с

отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении

дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.

Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых

упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от

наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и

включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую,

предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также

постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа

отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс

при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки

организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически

четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих

детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь

детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую

ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она

усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и

соответствующим подбором поделок.

3авершающая речь - дети описывают уже выполненную работу или часть

ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между

деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная

сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на

выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной

речи.

Предваряющая речь - дети рассказывают о том, что они намерены делать.

У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры,

планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое

им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят

несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции,

самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить,

последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять

слова в их точном значении.

3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы

детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и

ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного

усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе

одного из разделов “Программы воспитания и обучения детей в детском саду”.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников

в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп

детского сада по разделам: “Ознакомление с окружающей природой”, “Развитие

речи”, “Развитие элементарных математических представлений”, “Рисование,

лепка, аппликация, конструирование”.

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи,

которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно

усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися

детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми

возможностями детей: использование в начале учебного года материала

предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение

сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам

пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное

место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений

слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая

требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит

из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом,

темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении

навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к

элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам

логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая,

распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление,

построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа.

Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в

первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.