на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом)
p>При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения.

Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице.

    Классы

Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев.

Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев.

    1 срез
    2 срез
    1 срез
    2 срез
    Эксперимент
    84
    96
    16
    4
    Контрольный
    88
    96
    12
    4

Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 % учащихся экспериментального класса и 12 % контрольного классов подменяется передачей содержания прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса способны сделать обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации: ''Федя не смог решить задачу, потому что ему мешали директор и артисты''. При этом 16 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса сделали обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Они отметили стремление автора показать, что ''если хочешь что-то сделать хорошо, нужно чтобы тебе никто не мешал'', ''нужно работать в тишине, чтобы можно было сосредоточиться''. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником, используя принятую раннее шкалу оценивания (см. Приложения 7, 8).

Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Чтобы выяснить, произошли ли изменения в умении задавать вопросы к тексту, был взят рассказ Н. Н. Носова ''Телефон''. После двукратного прочтения рассказа учащимся было предложено поставить пять вопросов к тексту.

Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей– в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла. Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального класса и 24 % учащихся контрольного класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно– следственных связей. Например:

    Какими друзьями были мальчики?
    Почему друзья купили телефон?
    Хорошо ли, что мальчики купили телефон?
    Почему ребятам было не о чем разговаривать?

Каждый из данных вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса часто обращали внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к персонажам. Например:

    Кто написал рассказ ''Телефон''?
    Как относится Н. Н. Носов к описываемым событиям?
    Каков жанр этого рассказа?

Можно ли назвать этот рассказ веселым, юмористическим? Почему? Как видим, данные вопросы свидетельствуют о внимательном отношении учащихся к тексту произведения. Такие вопросы оценивались в 3 балла.

Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням в соответствии со следующей шкалой:

    12 – 15 баллов – уровень ''идеи'';
    9 – 11 баллов – уровень ''героя'';
    5 – 8 баллов – констатирующий уровень;
    менее 5 баллов – фрагментарный уровень.
    Результаты проделанной работы смотри в приложениях 7, 8.

Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками. Ранее было установлено, что если сумма находится в пределах от 20 до 26 баллов, то ребенок находится на уровне ''идеи''; от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя'';

    от 8 до 13 баллов – на констатирующем уровне;

менее 8 баллов – на фрагментарном уровне. (см. Приложения 7, 8). Итак, в результате проведения второго среза можно сделать вывод о том, что 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. При этом 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись с уровня ''героя'' на уровень ''идеи''. Данные учащиеся способны адекватно воспринимать динамику эмоций, увидеть авторскую позицию, их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельной постановке вопросов к произведению учащиеся обращаются к тексту, они способны увидеть основной конфликт произведения, из интересует авторское отношение к персонажам. Наглядно результаты экспериментального обучения в экспериментальном классе и их сравнение с результатами контрольного класса представлены на гистограмме. (см. Приложение 9).

Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов доказывает эффективность использования творческого пересказа как средства, повышающего уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

    Статистическая проверка гипотезы.

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Проанализировав результаты второго контрольного среза, пришли к выводу, что между экспериментальной и контрольной группой есть разница. Чтобы оценить значимость разностей между двумя выборками воспользуемся U– критерием Манна-Уитни. Рассмотрим две гипотезы:

Первая гипотеза: Но –между группами нет различия, т. е. внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами.

Вторая гипотеза: Н1 –между группами существуют различия, следовательно данный метод обладает преимуществами.

    Уровень значимости примем равным р = 0. 05.
    № п/п
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    Экспериментальная группа
    3
    3
    2
    2
    4
    3
    4
    2
    2
    2
    Контрольная группа
    3
    2
    3
    2
    2
    2
    4
    3
    2
    2
    Продолжение таблицы
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    2
    3
    3
    4
    2
    3
    2
    3
    2
    3
    2
    4
    3
    3
    3
    3
    2
    2
    2
    3
    3
    2
    2
    2
    3
    2
    2
    2
    2
    2

Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу, ранжируя их: значения измеряемого признака располагаются в убывающем порядке, а ранги–в возрастающем. При сходстве двух или более значений параметра им приписываются средние значения рангов, ориентируясь на нумерацию в верхней строке таблицы: № п/п

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    Параметр
    4
    4
    4
    4
    4
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    Код группы
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    Ранг
    3
    3
    3
    3
    3
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    Продолжение таблицы
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    '
    '
    '
    '
    '
    r
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    14. 5
    Продолжение таблицы:
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    32
    33
    34
    35
    36
    37
    38
    39
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    '
    k
    k
    k
    k
    k
    K
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    Продолжение таблицы:
    40
    41
    42
    43
    44
    45
    46
    47
    48
    49
    50
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    K
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    k
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    37
    Вычислим сумму рангов по каждой группе:
    SR1 = SR' = 3x4+14. 5х11+37х10 = 12 +159. 5 + 370 = 541. 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.