p>При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения. Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице.
Классы
Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев. Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев.
1 срез 2 срез 1 срез 2 срез Эксперимент 84 96 16 4 Контрольный 88 96 12 4
Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 % учащихся экспериментального класса и 12 % контрольного классов подменяется передачей содержания прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса способны сделать обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации: ''Федя не смог решить задачу, потому что ему мешали директор и артисты''. При этом 16 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса сделали обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Они отметили стремление автора показать, что ''если хочешь что-то сделать хорошо, нужно чтобы тебе никто не мешал'', ''нужно работать в тишине, чтобы можно было сосредоточиться''. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником, используя принятую раннее шкалу оценивания (см. Приложения 7, 8). Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Чтобы выяснить, произошли ли изменения в умении задавать вопросы к тексту, был взят рассказ Н. Н. Носова ''Телефон''. После двукратного прочтения рассказа учащимся было предложено поставить пять вопросов к тексту. Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей– в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла. Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального класса и 24 % учащихся контрольного класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно– следственных связей. Например:
Какими друзьями были мальчики? Почему друзья купили телефон? Хорошо ли, что мальчики купили телефон? Почему ребятам было не о чем разговаривать?
Каждый из данных вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса часто обращали внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к персонажам. Например:
Кто написал рассказ ''Телефон''? Как относится Н. Н. Носов к описываемым событиям? Каков жанр этого рассказа?
Можно ли назвать этот рассказ веселым, юмористическим? Почему? Как видим, данные вопросы свидетельствуют о внимательном отношении учащихся к тексту произведения. Такие вопросы оценивались в 3 балла. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням в соответствии со следующей шкалой:
12 – 15 баллов – уровень ''идеи''; 9 – 11 баллов – уровень ''героя''; 5 – 8 баллов – констатирующий уровень; менее 5 баллов – фрагментарный уровень. Результаты проделанной работы смотри в приложениях 7, 8.
Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками. Ранее было установлено, что если сумма находится в пределах от 20 до 26 баллов, то ребенок находится на уровне ''идеи''; от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя'';
от 8 до 13 баллов – на констатирующем уровне;
менее 8 баллов – на фрагментарном уровне. (см. Приложения 7, 8). Итак, в результате проведения второго среза можно сделать вывод о том, что 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. При этом 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись с уровня ''героя'' на уровень ''идеи''. Данные учащиеся способны адекватно воспринимать динамику эмоций, увидеть авторскую позицию, их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельной постановке вопросов к произведению учащиеся обращаются к тексту, они способны увидеть основной конфликт произведения, из интересует авторское отношение к персонажам. Наглядно результаты экспериментального обучения в экспериментальном классе и их сравнение с результатами контрольного класса представлены на гистограмме. (см. Приложение 9). Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов доказывает эффективность использования творческого пересказа как средства, повышающего уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Статистическая проверка гипотезы.
В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Проанализировав результаты второго контрольного среза, пришли к выводу, что между экспериментальной и контрольной группой есть разница. Чтобы оценить значимость разностей между двумя выборками воспользуемся U– критерием Манна-Уитни. Рассмотрим две гипотезы: Первая гипотеза: Но –между группами нет различия, т. е. внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами. Вторая гипотеза: Н1 –между группами существуют различия, следовательно данный метод обладает преимуществами.
Уровень значимости примем равным р = 0. 05. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Экспериментальная группа 3 3 2 2 4 3 4 2 2 2 Контрольная группа 3 2 3 2 2 2 4 3 2 2 Продолжение таблицы 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 2 3 3 4 2 3 2 3 2 3 2 4 3 3 3 3 2 2 2 3 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2
Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу, ранжируя их: значения измеряемого признака располагаются в убывающем порядке, а ранги–в возрастающем. При сходстве двух или более значений параметра им приписываются средние значения рангов, ориентируясь на нумерацию в верхней строке таблицы: № п/п
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Параметр 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 Код группы ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' Ранг 3 3 3 3 3 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 Продолжение таблицы 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ' ' ' ' ' r k k k k k k 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 14. 5 Продолжение таблицы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' k k k k k K 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 Продолжение таблицы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 K k k k k k k k k k k 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 Вычислим сумму рангов по каждой группе: SR1 = SR' = 3x4+14. 5х11+37х10 = 12 +159. 5 + 370 = 541. 5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|