на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Чтение художественных произведений в начальной школе - (диплом)
p>SR2 = SRk = 3 x 1 + 14. 5х7 + 37 х 17 = 3 + 101. 5 +629 = 733. 5 SR1 + SR2 = 1275

Проверка: сумма рангов определяется по формуле и сравнивается с выше найденной. SR1 + SR2 = (n1 + n2 + 1) x n1 + n2 = 51 x 25 = 1275 2

Используя значение R1, определим эпирическое значение U – критерия: Uэмп = n1n2 + - SR1 = 25x25 + - 733. 5 = 216. 5

По таблице находим значение U – критерия для случая n1 = 25 и n2 = 25, где n1 и n2 - числа замеров в контрольной и экспериментальной группах. Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с критическим значением Uкр, найденным по таблице. Если Uэмп < Uкр, то Нo отклоняется и принимается Н1.

    Uэмп = 216. 5; Uкр = 227, т. е. Uэмп < Uкр.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Но отклоняется, а принимается Н1, т. е. существует статистически достоверная разница в результатах среза в контрольной и экспериментальной группах. Из этого следует то, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

    Выводы по третьей главе.

В данной главе особенности восприятия художественного произведения учащимися вторых классов, содержание и результаты экспериментального обучения. На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы:

констатирующий срез показал, что большинство учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения (84% учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса); на основе констатирующего среза была доказана необходимость целенаправленного повышение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками, ведущим условием для которого был выбран творческий пересказ; с целью определения эффективности использования творческого пересказа для повышения уровней восприятия художественного произведения была проведена контрольная срезовая работа;

на основе сопоставления данных первого и второго констатирующих срезов была доказана эффективность использования творческого пересказа как средства повышения уровней восприятия художественного произведения;

для проверки достоверности изменений в уровнях восприятия художественного произведения второклассниками был использован U– критерий Манна –Уитни, с помощью которого было доказано, что различие в результатах неслучайно.

    Заключение.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;

на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется.

Для выявления уровней восприятия художественного произведения у учащихся вторых классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного произведения посредством использования различных видов творческого пересказа был проведен формирующий эксперимент. Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''.

Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками. Для проверки достоверности данных измерений был использован U - критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в результатах не случайна.

В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования: исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

    Список используемой литературы.

Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М. : Просвещение, 1969. – с. 167. Васильева М. С. , Оморокова М. И. , Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М. : Педагогика, 1977. – с. 215 Воюшина М. П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989 - с. 58 Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20 Выготский Л. С. Психология искусства – М. : Просвещение, 1989 – с. 315 Гамзео М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М. : Просвещение, 1982 – с. 190 Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа– 2000 - №11 с. 19-25

Детская литература. Под ред. Е. Е. Зубаревой. М. : Просвещение 1989 – с. 399 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М. : Логос, 2000– с. 383

Изволенская Л. Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. – 1990 - №12. С. 31-34

Каноныкин Н. П. , Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л. , 1955 – с. 315

Козырева А. С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с. 67-68 Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С. 6-13.

Костин Н. А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л. , 1949 – с. 289. Кочаровская З. Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5. С. 20-23. Кубасова О. В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12. С. 30-34. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31.

Кудрина Г. Н. , Новлянская З. Н. , Мелик-Пашаев А. А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М. : Просвещение, 1988. – с. 79.

Левидов А. М. Автор – образ – читатель. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1983. - с. 350. Левин В. А. когда маленький школьник становится большим читателем. – М. : Лаида, 1994. – с. 192. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М. : Смысл, 1997. – с. 288. Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1981. – с. 215. Липкина А. И. , Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М. : Просвещение, 1967. – с. 112.

Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев. , 1984. – с. 17. Львов М. Р. , Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М. : Академия, 2000. – с. 368.

Малахова Е. П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн. : Вопросы детской литературы. М. : Детгиз. , 1955. – с. 208-232. Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 1981. – №3. – с. 27-31. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. – С – Пб. : Специальная литература, 1997. – с. 168. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М. : Просвещение, 1976, с. 224. Морозова Н. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. –В кн. : Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н. С. Рождественского. М. , 1965– с. 27.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 1997. - №5. С. 59-63. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М. : Книга, 1972. – с. 206. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М. : Учпедгиз, 1959 с. 206. Петровский А. В. Общая психология. – М. : Просвещение, 1986. – с. 463. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М. : Просвещение, 1994. – с. 160. Рамзаева Т. Г. , Львов М. Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М. : Просвещение, 1979. – с. 431.

Реан А. А. , Бордовская Н. В. , Розум С. И. Психология и педагогика. С – Пб. : Питер, 2000. – с. 432. Редозубов С. П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М. : Изательство АПН РСФСР, 1961. – с. 427.

Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М. : Просвещение, 1993. – с. –224. Рожина Л. Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М. : Просвещение, 1977. – с. 158. Рождественский Н. С. Методика начального обучения русскому языку. – М. : Просвещение, 19965. – с. 347. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – С – Пб. : Питер, 1999. – с. 720. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М. С. Соловейчик. М. : Просвещение, 1993. – с. 384.

Светловская Н. Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7. с. 28-32. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с. 671. Ткачева Т. А. , Толмачев А. А. Методы сбора, Обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. – с. 88.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. : Просвещение, 1968. – с. 557. Шпунтов А. И. , Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с. 20-24 Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просвещение, 1950. – с. 220. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М. : Искусство, 1964. – с. 86. Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с. 50-54. Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №1 с. 53-57. Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа. - 1990. - №1 с. 20-26.

    Приложение 1.

Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса.

    № п/п
    Баллы за ответы на вопросы
    Уровень
    Баллы за самостоятельно заданные вопросы
    Уровень
    Общая сумма баллов
    Окончательный уровень
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    5
    5
    5
    5
    6
    5
    6
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    7
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    5
    6
    7
    7
    9
    7
    9
    5
    8
    7
    7
    7
    7
    9
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    10
    11
    12
    12
    15
    12
    15
    10
    13
    12
    12
    12
    12
    16
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Продолжение таблицы.
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    6
    5
    5
    5
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    7
    8
    7
    6
    5
    7
    7
    9
    7
    7
    7
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    12
    13
    12
    11
    10
    12
    12
    15
    12
    12
    12
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Героя.
    Конст.
    Конст.
    Конст.
    Приложение 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.