на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе - (реферат)
p>лекции обзорные, предшествующие анализу литературного произведения; обобщающие лекции, подводящие итог изучению произведения или монографической темы;

    лекции, связанные с вопросами теории литературы.

Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих этапов: организационного момента,

    постановки цели,
    актуализации знаний,
    сообщения знаний и усвоения их учащимися,
    обобщения и систематизации знаний,
    определения домашнего задания.
    а) собственно лекция

На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути автора, истории создания; дается образец анализа.

    б) урок-новелла

Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении. Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания. Урок-новелла–это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное– образностью рассказа, напоминающего художественное произведение. в) урок-путешествие в мир поэта

На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности поэта, а через нее– к самому творчеству (см. 10). г) урок - лекция с сообщениями учащихся

На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической части данной работы.

    2)Урок-беседа

Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с учениками; в ее основе–хорошо продуманная система вопросов, которая предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся, т. к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную деятельность.

Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа эвристического характера (частично поискового) нацелена на исследовательскую деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в то время как беседа репродуктивного характера предполагает сознательное усвоение знаний учащимися (критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний). Успех беседы зависит от контакта с классом. И. П. Подласый отмечает, что “… беседа –неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства” (25; 340). 3)Урок-семинар

Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения о рассматриваемом лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким образом, особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.

Цель семинарского занятия –это формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.

Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов: организационный момент,

    постановка цели,
    выдвижение проблемы и ее обсуждение,
    обобщение знаний и определение домашнего задания.
    4)Урок-дискуссия

На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока–предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала, закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса. Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.

В книге И. П. Подласого “Педагогика”(25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.

    5)Урок-концерт

Структурная особенность урока –это программа концерта. В отборе и порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).

    6)Урок-композиция

Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально– образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой Е. В. “Стихи живые сами говорят” (см. 10).

    По содержанию мы выделяем следующие уроки:
    1) Урок-“монолог”

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса –всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.

    2)Урок изучения основ теории литературы

На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.

    3)Урок работы над критическим материалом

Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.

Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найти форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение урока об искусстве в формах самого искусства.

Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-лекция.

    1. 3. Анализ методической литературы

В данной главе представлен обзор методических работ по изучению лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

    Книги

1. Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М. : Просвещение. - 1990.

“Интерес к поэзии –это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную”. Задача книги - поделиться с учителями конкретными наблюдениями, предложить свои варианты изучения.

В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую ткань урока, а именно: “максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом”

    (Л. И. Поливанов);

первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность восприятия); переход к анализу стихотворения не должен быть резким;

- основой работы при анализе является постижение поэтического слова и образа; обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта;

в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением. В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений “Анчар” А. С. Пушкина, “Ходоки”А. Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения. Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы уроков по изучению лирики: урок– концерт, урок – композиция, урок – новелла, урок – путешествие в мир поэта). В главе “Искусство изучения поэтического произведения” предлагается памятка для учащихся “Как учить стихи”. Автор отмечает, что “обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней”.

2. Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М. : Просвещение. - 1985. В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической, пейзажной и т. д. (лирика М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского и др. ) Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом лирических произведений.

Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.

3. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. – Л. : Просвещение. - 1968. В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений в IV –VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий. Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление, написание сочинения–описания) даны на основе практических результатов опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.

4. Русская литература XX века. 11 класс. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч. 1 / Под. ред.

    В. В. Агеносова. - М. : Дрофа. - 1999.

Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при изучении темы“Акмеизм”в школе, и как практическая - при подготовке к урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе. Учебник состоит из обзорных глав (например: “Русский исторический роман 20-х – 30-х годов”), где дается информация о литературном процессе того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна Ахматова и др. ), в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники).

В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений.

5. Черников А. П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993.

Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать: “Художественное своеобразие русской литературы начала XX века”, “Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века”и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А. Ахматова, И. Бунин, И. Куприн) дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе.

    Статьи_

1. Герцик А. В. Лирика А. Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. - 2001. -№6. - с. 20– 29.

В статье предлагается система уроков по творчеству А. Ахматовой: Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин.

Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме “Реквием”. Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. “Поэма без героя”. Из данной статьи при изучении обзорной темы “Акмеизм”мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой“Песня последней встречи”.

2. Маранцман В. Г. О поэзии А. Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.

В статье сделана попытка анализа сборников А. Ахматовой “Вечер” (1912), “Четки” (1914), “Белая стая” (1917), “Подорожник” (1921), “Anno Domini”(1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы“Акмеизм” (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы. 3. Лекманов О. Концепция “Серебряного века” и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230. Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно–эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:

“…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной? ”; “…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов? ”; “…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе? ”

    Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование темы______

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10– 11 классы средней школы. Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое количество психологов (И. С. Кон, Р. С. Немов, А. В. Петровский и др. ). Приведем результаты исследований некоторых из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.