p>И. С. Кон считает, что “психология юношеского возраста – одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность –период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь” (11; 3). В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению темы“Акмеизм”, для осмысления которых особенно важны способности школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно. Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание– произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память. Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению внимания. Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции. Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Изучение лирических произведений способствует развитию личности. “Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить переживание”, - писал А. Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует желание стать интересным, образованным человеком. Главное психологическое приобретение ранней юности –открытие своего внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру других людей, привлекают“вечные”проблемы: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения, помогающие выстроить свою систему взглядов. Изучение темы “Акмеизм” в разделе “Серебряный век русской поэзии”воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души. В учебнике Р. С. Немова обращается внимание на то, что “…к одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу”. В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко–литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко– литературном процессе, с другой –высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и проблематике произведений. В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях. Правильное и систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей. Основными целями изучения художественного произведения в школе мы видим следующие: воспитательные:
становление духовного мира учащихся; воспитание эстетического вкуса учащихся;
воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности; - создание условий для формирования внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей; образовательные: формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения; формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы; развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его первоначального анализа); формирование представления о мировой литературе и мировом литературном процессе; ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и многогранного видения литературного процесса.
Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_
Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам. 1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств; 2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический сюжет как развитие переживания, мысли; 3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и автором; “В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной) может быть признан лирический герой…Термин“лирический герой”…способствует различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания” (2; 43). 4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве; 5)особая роль контекстав стихе, меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи; 6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех элементов стиха для понимания общей идеи: 7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха. “У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей”. (Л. Гинзбург) (8; 8).
3. 1. Общие подходы к изучению лирического произведения
Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения. У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно“перевести”на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан. Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным опытом, и главный интерес для нас– в постижении этого духовного опыта. Е. В. Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей: “Главная цель учителя при изучении поэзии –добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики: эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово” (10; 17).
3. 2. Приемы анализа лирического произведения_____________
На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такиеприемы:
по вопросам, предлагаемым учителем; по схеме анализа для самостоятельного разбора; с привлечением критических и литературоведческих статей; с использованием межпредметных связей;
сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора; компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов; компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения; “интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)” (3; 4); сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;
составление словаря стихотворения и т. п.
Термин “приемы анализа”по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя. “Традиционный анализ художественного произведения в масштабах “темы”, “проблемы”, “идеи”, “образов”не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше“идти” к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений” (32; 15). Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными. Однако, “в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения” (31; 13). Существуют определенные аспекты анализа лирики:
жанровый аспект; композиционный аспект; индивидуально-авторский (“вслед за автором”).
А. В. Белова в статье “Имманентный анализ поэтического текста” рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному. “Имманентный анализ –не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный–учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…” (3; 3). Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое“медленное чтение”. “ В школьном варианте имманентный анализ –это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях“медленного чтения”. В основе “медленного” чтения –статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую”. Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия: “про что” и “о чем” в отношении темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы. К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в средних, и в старших классах. Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику. Началом работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее. Цель этого этапа– проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их. Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и в области историко-литературного процесса, и в области теории литературы. В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма (схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае. Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной эпохи (литературного направления).
3. 3. Трудности при изучении лирического произведения
Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного произведения на историко-литературной основе. При анализе лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора–с другой; упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность в терминологии и выводах. В. П. Медведев в книге “Изучение лирики в школе ”говорит и о том, что многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. () Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике. Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|