на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе - (реферат)
p>“Анализировать стихи –значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово” (10; 34).

В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее.

    Глава 4. Практическая часть_______________________

Практическая часть содержит материал, использованный при проведении уроков по теме“Акмеизм” в 11 классе.

4. 1. Примерный план анализа лирического произведения____________ Автор, название, время появления, история создания.

Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

    Особенности поэтического языка:
    тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
    звукопись (аллитерация, ассонанс)

стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.

    Стихотворный размер, рифма.
    Связь стихотворения с литературным направлением.
    Мое восприятие произведения.

4. 2. Примерный анализ стихотворения_____________________________ 1. Стихотворение “Она” впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева “Чужое небо”в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема –тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как“женщина”. На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она– поэтесса (“Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха”), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней “Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду”. Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: “Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое”. Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

    1-3 строфы,
    4 строфа,
    5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: “молчанье”, “усталость”, “томление”, “мерцанье зрачков”, “душа”, “мудрая, сладкая боль”.

3. 1. Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты (“таинственное мерцанье”, “четки сны”, “райский, огненный песок”); сравнения (“четки сны ее, как тени”);

    гиперболы (“держит молнии в руке”);

метафоры (“горькая усталость”, “медная музыка стиха”, “мудрая, сладкая боль”). Попробуем разобрать метафору “душа открыта жадно”:

    душа – 1)внутренний мир человека;
    2)свойства характера;
    открыта – 1)поднять что-либо;
    2)сделать доступным;
    3)обнажить;
    жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
    2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3. 2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в, н), 13(ж, д), 17(т, л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3. 3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: “я знаю женщину”, “счастие мое”, “я жажду своеволий”, “я к ней иду”. Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6. Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.

    4. 3. Планирование уроков по теме “Акмеизм”
    Номер урока
    Тема
    Основные этапы урока
    Деятельность
    учащихся
    ТСО и оборудование
    Работа с литературоведческими терминами
    Домашнее задание
    Использованная литература
    1 урок
    Акмеизм и акмеисты
    1. Орг. момент.
    2. Эмоц. слово учителя.
    3. Изложение нового материала.
    4. Сообщения учащихся.
    5. Задание на дом.
    слушают записывают
    конспектируют
    делают сообщения,
    записывают
    записывают
    доска;
    портреты Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама;
    грамзапись стихов в исполнении Н. Гумилева, А. Ахматовой.
    акмеизм
    адамизм
    кларизм
    “Цех поэтов”
    “Гиперборей”
    “Аполлон”

К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: “Она”, “Жираф” Н. Гумилева,

    “Я пришла к поэту в гости”,

“Песня последней встречи” А. Ахматовой; “Невыразимая печаль”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” О. Мандельштама. 1. Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. – М. : Просвещение. - 1990.

2. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л. – 1977.

3. Мандельштам О. Э. Утро акмеизма // Мандельштам О. Слово и культура. – М. – 1987. 4. Русская литература XX века. 11 класс. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. В. В. Агеносова. – М. : Дрофа. - 1998.

    2 – 3 урок
    Анализ стихов
    1. Орг. момент.
    2. Работа по анализу стихотворений по группам.
    3. Анализ стихотворений.
    4. Задание на дом
    слушают
    анализируют,
    работают в группах по плану
    выступают,
    задают вопросы,
    отвечают на вопросы,
    рассуждают, делают выводы
    записывают
    тексты стихотворений,
    примерный план анализа
    лирический герой,
    тема,
    идея,
    виды тропов,
    стилистические фигуры.

Выучить понравившееся стихотворение любого из поэтов – акмеистов. см. выше

4. 4. План - конспект урока по литературе___________________________ тема: Акмеизм и акмеисты

    цели урока:

образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;

воспитательная –вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

развивающая –развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.

    тип урока: лекция с сообщениями учащихся.
    методы: - репродуктивный (лекция);
    эвристическая беседа;
    исследовательский (сообщения учащихся).
    эпиграф к уроку: “Акмеизм – это тоска по мировой культуре”
    (О. Мандельштам).
    4. 4. План – конспект урока по теме “Акмеизм и акмеисты”
    Этапы урока,
    Время
    Тип урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Домашнее задание
    Заметки по ходу урока
    Организационный момент (1, 5 мин)
    Лекция с сообщениями учащихся
    Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока.
    Слушают, записывают тему урока.
    Прочитать в учебнике Агеносова в разделе “Модернизм” главу
    об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения

(5 мин. ) о жизни и творчестве Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама Перед уроком необходимо посмотреть

    сообщения учащихся
    2. Слово учителя,
    изложение нового материала
    (15 – 20 мин. )
    Вопрос классу

Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века“Башню” Вячеслава Иванова. 1911 год – возникновение литературного объединения “Цех поэтов” в Петербурге. – Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом “цех”? Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем– А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие.

На одном из собраний “Цеха поэтов”Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм.

Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности. Вспоминает Анна Ахматова: “Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова“расцвет”, “цветение”были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово“вершина” (“acme”). Так родилось слово “акмеизм”. Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова – “острие”. Он говорил, что “акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии”. Было предложено и еще одно название – “ адамизм”. Поэты считали, что современный человек должен уступить место “новому Адаму”, с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир.

Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты –символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений.

Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности. 1912 год – выход в свет первого номера журнала “Гиперборей”, среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий. Знаете ли вы, кто такие “гипербореи”?

Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, “за Бореем”, любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой.

Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность.

1913 год – выход статьи Н. Гумилева “Наследие символизма и акмеизм” в журнале “Аполлон”, которая стала манифестом новой школы. Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом.

Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. “Преодоление” символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном: очищение слова от наносных смыслов,

    отказ от эффектных рифм,
    точность поэтического образа,
    четкость композиции.
    Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.