на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации тематических выставок в школе - (курсовая)
p>Рассматривая особенности оформительского искусства этого периода, можно обратить внимание на творчество двух художников-оформителей: Н. Суетина и К. Рождественского. Н. Суетин принадлежит к числу выдающихся мастеров в этой области. Его творчество отличало умение добиваться монументальности, благородства простыми средствами, а также высокое мастерство композиции, когда целое и детали находятся в единственно возможном равновесии.

Ему поручалось оформление многих ответственных выставок, таких, например, как выставка к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова, выставка“Героическая оборона Ленинграда” и др. К. Рождественский также стал признанным специалистом по оформлению выставок. В числе его творческих достижений идея“главного экспоната”, который является своеобразным центром экспозиции и почти постоянно находится в поле зрения посетителей. Оформительскую манеру художника отличает умение придавать экспозиции привлекательность, зрелищность сочетанием контрастных по фактуре, объему, пластике, цвету поверхностей предметов. Он активный участник оформления павильонов СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, выставке ЭКСПО-70 и др.

На выставке в Нью-Йорке в 1939 году Н. Суетин был главным художником советского павильона, а К. Рождественский—его помощником. В беседах с учащимися о богатом опыте советских художников по оформлению тематических выставок следует рассказать о своеобразной лаборатории выставочного искусства, каким является ВВЦ.

При рассмотрении оформительских особенностей ВВЦ следует обратить внимание на то, что предпочтение, отдаваемое в главном павильоне диорамам, свидетельствует об утверждении в конце 30-х годов художественной концепции, выдвигающей, диорамы и панорамы в качестве основного выразительного средства. Своеобразие заключалось и в планировке пространственной у среды. Квадратное помещение главного павильона было расчленено на три зала. Удлиненное пространство каждого из них увенчивалось наиболее значительным, способным“держать” общую композицию экспонатом. “Ориентация пространства”, возникавшая благодаря финальному экспонату, мерный ритм архитектурных членений— все это сообщало динамике ансамбля неторопливый, торжественный характер. Идея “завершающего экспоната”в композиции внутреннего пространства была свойственна павильонам многих областей и республик, отраслевым павильонам ВСХВ.

Обращение с середины 30-х годов к архитектурным методам экспозиции со свойственным им колоритом обусловило в целом оформительский почерк ВСХВ. На экспонаты, на непосредственно выставочный материал возлагались функции декорирования интерьера. Среди обилия архитектурных деталей, орнаментов, художественной' резьбы и лепнины часто не находилось места собственно выставочным методам показа. Особенно украшательская подчиненность интерьеру ощущалась в живописных и скульптурных экспонатах Во время Великой Отечественной войны выставочная деятельность, как и все усилия советского народа, была подчинена основной цели —разгрому врага. Выставки, "большие и малые, оформленные с помощью художников и без них, поднимали боевой дух советских людей, помогали показать всю мерзость идеологии нацизма, полное превосходство советского образа жизни, воодушевляли людей на самоотверженную борьбу до полной победы над врагом. В военные годы организовывалось множество выставок, часто это были выставки трофеев. Осмотр сбитых фашистских самолетов, разбитых пушек, танков и другого поверженного вражеского оружия производил огромное впечатление. Такие выставки вселяли уверенность в возможность уничтожения сильного врага со всей его первоклассной; бронированной техникой.

Крупные выставки трофеев устраивались в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в 1941 году, в Ленинграде, Минске, Тбилиси— в 1944 году, Ростове-на-Дону и Кенигсберге—в 1946 году. В послевоенный период, в последующие десятилетия значение тематических выставок постоянно возрастало. Решение задач восстановления и подъема народного хозяйства требовало широкой пропаганды, популяризации лучшего опыта, производственных достижений и т. п. Много открывалось выставок народнохозяйственного направления. Новые страницы были вписаны в историю развития оформительских решений ВВЦ.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные павильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество— обозримость всего интерьера выставки. Характерной чертой начала этого периода является выдвижение натурных экспонатов в качестве главных, определяющих весь образный строй выставки (иногда они заменялись предметными изображениями— макетами, диорамами, панно). Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предметных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67. ). Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания. Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Художники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление выставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности многочисленных выставок, подготавливавшихся у нас в стране и за рубежом. Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т. п. ).

Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматургические ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист— сценарист.

Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка“Чехословацкое стекло” (1959 г. ). Благодаря мастерству художников, создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.

Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе национальные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индонезии, две передвижные тематические выставки — “Советская женщина” и “Советский спорт”. За 10 лет (1970—1980 гг. ) советские выставки за рубежом посмотрело более 250 миллионов человек. Для 70-х годов характерно внедрение модульной системы выставочного оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и изготовление этого оборудования на промышленной основе. Если в 60-е годы выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже функционировала в полную силу”. Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа.

Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.

В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства. Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформления школьных выставок не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.

Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975 г. ). Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации —привлекла к себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта выставка была организована как своеобразная школа для просвещения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты, альбомы и т. п. ). В равной степени эта выставка была полезна и работникам народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной школьной агитации, в том числе и выставок.

Представленные макеты выставок имели существенные отличия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению— в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако “камерные” размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.

Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок, это: а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;

б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.

Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей Родины — дня начала войны.

    Глава 2
    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ
    § 1 Выбор темы

Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может родиться без всестороннего и глубокого понимания темы, подлежащей художественному воплощению. Известный советский художник А. А. Дейнека писал: “Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным воплощением замысла”. Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника глубокого знания жизни в ее развитии и новизне”.

Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях. Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму просвещения учащихся только в области оформительского искусства и выработки соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению художественно-творческой работы одновременно с общественной.

Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание в создаваемом художественном образе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.