на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение в процессе занятий Физической культурой и спортом - (курсовая)
p>В рамках вводного курса было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы и на этот раз можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы. Что собственно надлежит развивать? Что необходимо изучать? Какими предпосылками обусловлено двигательное обучение и его развитие? От каких факторовможет зависеть успех двигательного обучения? Все эти вопросы, как мы увидим, взаимосвязаны. Некоторые общие аспекты физического воспитания

Прежде чем ответить на намеченные нами основные вопросы, мы кратко проведем ряд терминологических уточнений, попытаемся объяснить, какую дефиницию можно дать понятию 'двигательное обучение", которое часто отождествляется с моторным обучением? Например, для Ноймайра двигательное обучение означает "усвоение, корректировку и стабилизацию спортивных навыков, достигаемых в результате неоднократного и сознательного выполнения". В отличие от него Крэтти определяет этот вид обучения как процесс, заключающийся в "непрестанном изменении двигательных навыков и способностей в результате упражнений". В круг понятий, связанных с двигательным обучением, входят также такие определения, как двигательное поведение, двигательные возможности, двигательные способности, двигательная пластичность, двигательные навыки и т. д. При попытке ответить на вопрос, какие навыки и умения необходимо развивать, часто сталкиваешься с мнением, что характерными особенностями двигательного обучения в узком смысле слова являются такие качества, как ловкость, проворство, выносливость, сила и быстрота. Комплекс этих качеств обычно расценивается какобщеобязательный канон моторных и спортивно-моторных характеристик, которые должны стать неотъемлемым свойством приобретенных навыков. Выработка физических навыков и умений, "чисто" двигательное обучение, обучение технике физических движений в узком смысле слова ориентируется преимущественно на моторные качества, которые, между тем, далеко не всегда проявляются по отдельности (в силу чего и выработка этих качеств не должна осуществляться изолированно друг от друга), зачастую они присутствуют все сразу в одном-единственном движении, хотя и играют при этом различную роль (например, если для бега на дистанцию 100м необходимо такое качество, как скорость, то одновременно с ним могут развиваться и ловкость, и проворство). В принципе все сказанное подтверждает, что двигательное обучение представляет собой сложный двигательный комплекс, часто связанный с развитием не одного, а нескольких качеств. С этой точки зрения двигательное обучение всегда состоит из нескольких различно акцентируемых имеющих различный вес и значимость компонентов, сливающихся в процессе совершения определенного действия в одно целое. Это обстоятельство побудило, в частности, Крэтти определить обучение двигательным навыкам и умениям как своего рода "качественный континуум", отражающий различные аспекты общего комплекса двигательного обучения.

Крэтти считает, что, например, определяющим может оказаться выраженный вербально-моторный момент обучения, когда устное указание учителя может послужить стимулом для достижения тех или иных целей учебного процесса. Кроме того, качество движений может оцениваться по тому, "насколько их содержание доступно усвоению со стороны ученика в отличие от тех движений, которые выполняются как реакция на относительно простые раздражители. В качестве другой возможности систематизации двигательных навыков он предлагает такие критерии, какрасход сил и степень точности.

Кроме того, он считает особенно важными визуальные стимулы в процессе обучения. Столь же значительным является, разумеется, выработка тонких и грубых моторных навыков и умений. Наконец, Крэтти проводит различие между простыми и сложными движениями—обе формы имеют значение для учащегося, ибо сложные двигательные действия, в ходе которых решаются комплексные задачи, предъявляют учащимся более высокие и разносторонние требования, чем простые действия, так что в одной ситуации усиленное внимание должно уделяться усвоению "простых", а в другой— сложных движений.

Вопрос о том, в какой степени развиваемые в ходе двигательного обучения такие спортивно-моторные качества, как сила, выносливость, скорость, ловкость и проворство, смогут сформироваться как реальные навыки и умения и сможет ли это вообще произойти на практике, решается, как мы показали, в зависимости от целого ряда условий. Этот предварительный результат подводит нас к вопросу о предпосылках обучения. Мойзель различаетэндогенные и экзогенныефакторы. К эндогенным факторам он относит телосложение, физические качества, пол, определенную фазу развития, моторные качества, навыки и спортивные знания.

В группу экзогенных факторов он зачисляет социальные факторы, материальные условия жизни, географическое положение, климатические условия и специфику избранного вица спорта. Предлагаемая им классификация представляется убедительной.

От каких же критериев может зависеть успех процесса обучения моторным навыкам и умениям? Крэтти, как и другие ученые, выявил целый ряд моментов, которые могут влиять на успех или неуспех двигательного обучения. Такими "гарантами успеха" являются и способности

восприятия, какими обладает учащийся, и его мотивации, а также эффективность передачи учащимся знаний, навыков и умений, характер упражнений и тренировок, память учащегося и склад его личности (например, уровень его самосознания) и др.

Представленный перечень определяющих эффективность учебного процесса величин далеко не полон, и в настоящее время совершенно бесперспективно рассматривать все существующие факторы. Стоит остановиться лишь на способностях восприятия. Так, например, Янсен выделяет качества, характеризующие эту способность: реактивную ориентацию, скорость реакции, быстроту движения рук, и пальцев, крепость предплечий и кистей, быстроту движения кистей, точность контроля, координацию частей тела, меткость. Детальное рассмотрение этих качеств увело бы нас за рамки наших ограниченных возможностей. Несмотря ни на что, можно сделать вывод, что успех двигательного обучения является не только делом "чистой моторики", но и связан с познавательными способностями обучающегося, формированием мотивов обучения и мотивацией учащегося. Сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные моменты, а также определенные волевые акты участвуют в процессе обучения двигательным навыкам и умениям, решающим образом влияя на его качество. В заключение необходимо уделить внимание еще двум типичным элементам и факторам, влияющим на ход обучения двигательным навыкам и умениям— упражнениям и тренировке.

    Обучение двигательным навыкам и упражнения

Нет почти ни одной публикации, посвященной обучению моторным навыкам, в которой не упоминалось бы о роли и значении упражнений в приобретении и совершенствовании двигательных стереотипов. Часто упражнения рассматриваются как важнейший элемент, определяющий характер обучения двигательным навыкам. Уже само понятие "физические упражнения" говорит само за себя. Учитель физкультуры постоянно побуждает учеников делать упражнения, чтобы закрепить полученные навыки, умения и довести различные движения до совершенства. В известном смысле учитель физкультуры является руководителем упражнений.

Упражнения как составной элемент обучения направлены на развитие умений и навыков. Обучение, упражнение и умение образуют единое целое. Физические упражнения —это учебные упражнения, благодаря которым ученик должен овладеть определенным комплексом движений. Это умение порождает в нем уверенность в своих силах, проявляющуюся в стабильности его спортивных результатов.

Если даже частые повторения определенных движений, характерные для упражнений, постороннему человеку, а иногда и самому спортсмену покажутся монотонными, если даже упражнения будут производить впечатление непедагогического дисциплинирующего средства, весьма похожего на муштру и дрессировку, подавляющего свободное проявление эмоций ученика, лишающего его радости от занятий спортом, все же нельзя отрицать, что в основе любой спортивной "удачи", любого "успеха" лежит тяжелое, утомительное упражнение. Упражнения и удача —отнюдь не взаимоисключающие понятия; часто между ними существует тесная связь. Так, например, Больнов полагает, что, может быть, "нет большего счастья, чем счастье полной победы", которой удалось добиться именно благодаря самоотверженным упражнениям.

Недооценивать или искаженно интерпретировать этот факт значило бы лишить игровую и спортивную двигательную активность главного. Однако этого не следует опасаться, ибо и педагогика спорта, и теория физического воспитания прекрасно понимают значение упражнений для занятий физкультурой и спортом; но, как это ни странно, в этих специальных областях также нет "дидактики физических упражнений". Отсутствие этого в общей теории игры и спорта Больнов воспринимал как недостаток. Чтобы устранить это упущение, педагогике спорта неплохо было бы ознакомиться с исследованиями Больнова, в основе своей опирающимися на экзистенциально-антропологические идеи. В самом конце своей весьма интересной работы он излагает тринадцать тезисов о "дидактике физических упражнений", которые можно рассматривать как самые общие положения концепции спортивно-игровой дидактики. Приведем в заключение лишь два из этих тезисов: ".... решающее значение имеет "дух", в котором осуществляется упражнение и который ведет к полному успеху.... ". И несколько позже, в седьмом тезисе, он констатирует: "Приобретенное в результате упражнений умение, безупречное и совершенное умение рождает чувство наивысшего удовлетворения, глубоко своеобразное чувство, не похожее на все прочие радостные ощущения". Кто мог бы всерьез сомневаться в том, что включающая двигательное обучение "спортивно-игровая дидактика упражнений", которую еще надлежит создать, позволила бы осуществить верификацию гипотетических высказываний Больнова? И для сферы моторного обучения применима мысль о том, что упражнения не только способствуют достижению успеха в обучении, но и требуют “всего человека”, его "внутреннего участия, духовной открытости и личностной раскованности'. Двигательное обучение и тренировка

Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию тех или иных спортивных качеств. Такое представление как бы предполагает, что тренировка имеет отношение исключительно к большому спорту. Такое мнение является довольно распространенным, о чем свидетельствует, в частности, Грёссинг, который считает название "тренировка' неприменимым к школьному спорту, характеризуя его как "фальшивую этикетку".

Тем самым вновь делается косвенное предположение, что наука о тренировке не подходит в качестве партнера для школьного спорта. Сосредоточение науки о тренировке на проблемах большого спорта должно вести к значительному снижению ценности этой дисциплины для педагогики спорта. В тех случаях, когда наука о тренировке стремится выполнять только те задачи, которые способствуют исключительно росту спортивных достижений в большом спорте, она теряет почти всякое значение для педагогики спорта. Традиционно преобладающее представление науки о тренировках как деятельно ориентированной дисциплине, служащей достижению высоких спортивных результатов, на первый взгляд может создавать впечатление, будто между нею и педагогикой спорта не может быть никакой связи. Согласно этому убеждению, многие специалисты по педагогике спорта скептически относятся к науке о тренировках, поскольку как "настоящие педагоги" они не хотят, чтобы преподавание физкультуры деградировало до положения опытного поля, где испытывались бы сведения, полученные на основе теории тренировки. Эта позиция, впрочем, именно в период, когда спорт подвергается открытой и неосознанной критике за его страсть к рекордам, находит все больше сторонников. Существует целый ряд причин возникновения столь странного отношения между педагогически ориентированным школьным спортом и наукой о тренировках; повинна в этом, несомненно, и сама наука о тренировках. Однако, пожалуй, еще более важным является тот факт, что эти взаимосвязи сложились в результате весьма неглубокого понимания ситуации, ведь тренировка вовсе не обязательно должна быть связана только с большим спортом. Тренировочные процессы различного рода происходят везде, где занимаются спортом и достигают каких-то спортивных результатов. Поэтому необходимо разрушить рамки узкого понимания тренировки как понятия, имеющего отношение только к большому спорту. По всей видимости, в наши дни точка зрения, согласно которой проблемы тренировки больше не являются исключительной привилегией большого спорта, получает все большее распространение. Хильденбрандт высказался ясно и лаконично: "Современное учение о тренировках может.... соотноситься с весьма широким спектром явлений, среди которых большой спорт, например, представляет всего лишь один из участков". Эта мысль была подхвачена Курцем и Кайзером, которые дали ей более детальное обоснование. Курц стремится избавиться от предрассудков, существующих в отношении тренировки и науки о тренировках, выступая за более широкое ее понимание. "Тренировочными процессами мы называем любую реакцию на сигналы, возникающие по описанной нами схеме, в рамках которой падение функции требует ее усиленной компенсации. При этом безразлично, насколько высок исходный уровень подготовки тренирующего (и тем самым интенсивность сигнала, свидетельствующего о возникшем дефиците). Безразлично также, каковы последствия полученных сигналов —ведут ли они к постоянному улучшению состояния спортсмена, помогают ли они лишь поддерживать его на определенном уровне (как это часто бывает в большом спорте) или всего лишь замедляют процесс его ухудшения (явление, характерное для пожилых людей, занимающихся спортом)". Такое понимание тренировки, ориентированное на биологические факторы, позволяет рассматривать тренировку как вполне оправданный и необходимый процесс в рамках преподавания физкультуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.