на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III - (реферат)
p>Однако теоретический аспект изучения русского языка на внеурочных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеклассной работы являетсяпринцип практической направленности. Этот принцип воплощается прежде всего в свяўзи классных и внеклассных занятий, которая не сводится к узкопрактическому аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные. Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения школьников русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков (лингвистического анализа, практического владения языком, правописание). С другой стороны, умелая организация внеклассных мероприятий может помочь учителю сделать более результативной его работу с детьми на уроке.

Реализация принципа практической направленности проявляется и в тесной связи изучения русского языка с жизнью: показ учащимся роли русского в разных ее областях, практической значимости получаемых знаний о родном языке, для чего необходимо приводить примеры конкретного приложения не только языка в целом или каких-то его разделов, но и самых разных явлений, отдельных фактов. Практическая направленность, находящая свое выражение в связи с другими предметами, не ограничивается справками о происхождении слов, необходимо в доступной форме показать школьникам другие аспекты проникновения лингвистики в разные области знания.

Принцип практической направленности находит свое осуществление и в общественно полезной деятельности участников внеклассной занятий: изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для газеты и др. С указанным принципом тесно связан принцип добровольного участия школьниковво внеурочной работе. Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы. Только при условии заинтересованности школьников внеклассная работа сможет стать по-настоящему результативной, поскольку“ученик в данном случае будет работать в полную меру сил” [53, C. 6]. Осуществляя выбор, учащиеся руководствуются разными соображениями. Одни из них интересуются самим предметом или вопросами, которые будут рассматриваться во внеурочное время; другие выбирают руководителя, то есть любимого учителя; третьи надеются ликвидировать отставание по русскому языку и так далее. Поэтому следует иметь ввиду, что во внеклассных занятиях могут активно участвовать ученики с разной подготовкой по предмету и с разными интересами. Следовательно, необходимо соблюдатьпринцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных по русскому – на участие во внеклассной работе. Особо следует остановиться на принципе занимательности. Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблонности, трафаретности, безликости, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. То же следует сказать и о структуре внеклассных занятий. Развитие творческих возможностей учеников требует более гибкой структуры, подчинения включаемого материала теме занятия. Принцип занимательности проявляется и в выборе конкретных приемов, заданий, лингвистических игр и т. п. , позволяющих с большей эффективностью добиться поставленной цели: привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное ознакомление с ней, обогатить их новыми знаниями и так далее.

На внеклассных занятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Все это, способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.

Чтобы добиться надежного эффекта использования занимательности, как справедливо замечает Г. И. Щукина, “необходимо, во-первых, правильное понимание занимательности как фактора, определенным образом влияющего на психологические процессы, а во-вторых, предельно ясное осознание учителем цели ее использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень многообразным”[60, C. 33]. Во внеурочной работе она нередко выступает первоначальным толчком в появлении познавательного интереса, может быть средством для лучшего запоминания трудного материала, являясь опорой эмоциональной памяти, создает эмоциональный фон всему занятию.

Все указанные принципы во внеклассной работе имеют разную силу, но одному из них не должно оказываться предпочтение. При организации внеклассной работы следует опираться на них в совокупности.

    2. 2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сохранение преемственности во внеклассной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами, как было указано ранее, отражается, прежде всего, в отборе материала для изучения с учетом общего развития учащихся, их подготовленности по предмету, доступности этого материала для сознательного рассмотрения. В связи с вышеперечисленным необходимо рассмотреть проблему содержания внеурочной деятельности по русскому языку учащихся I-VI классов. Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимать во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывать конкретные условия работы и особенности своего класса.

Внеклассные занятия с младшими школьниками и старшими школьниками могут совпадать по форме, но вместе с тем они отличаются методическими приемами подачи материала и содержанием. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке, но она должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания. Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы. Внеурочные занятия отражают основные направления в работе по русскому языку: изучение языка во всей совокупности его проявлений, повышение теоретического уровня сообщаемых знаний, внимание к развитию связной устной и письменной речи, а в общедидактическом плане– развитие учащихся в процессе обучения. Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана–личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету (стремление добиться лучшего усвоения школьниками изучаемого на уроках материала, обеспечить соблюдение принципа преемственности и перспективности), считаем необходимым рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКОВ

Говоря о развитии у школьников интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать того, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их прежде всего, почему они обходят стороной некоторые вопросы, важные с точки зрения взрослого.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные и непрограммные разделы. Сравнивая стабильность интересов учащихся к этим разделам, можно отметить ряд особенностей.

Если желание учеников узнать больше о той или иной части речи или какой-то синтаксической теме со временем проходит (благодаря знаниям по учебной программе) и возникает другое в связи с новой грамматической темой, то стремление узнать больше о разделах, не входящих в обязательную учебную программу или слабо в ней представленных, является устойчивым. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает.

Увеличение внепрограммных микротем сопровождается уменьшением количества микротем, совпадающих с программой. Последние сокращаются по мере прохождения программы. От класса к классу растет число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они в основном сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует:

“происхождение языка как средства общения; возникновение русского языка; языки мира;

    развитие русского языка;
    русский язык в современном мире;

словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология; ономастика;

    история письменности; книгопечатание;

наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка; норма современного русского литературного языка;

история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическая необходимость овладения языком” [82, C. 17].

Интерес школьников разного возраста к этим темам не стабилен. Одни разделы, например“Происхождение языка”, “Образование слов”, “История письменности”, привлекают внимание учеников больше, чем другие. Устойчивым является интерес к темам“Русский язык в современном мире”, “История письменности”, “Наука о русском языке”, “Нормы”. Заметное изменение претерпевает интерес к разделам “Происхождение языка”, “История обучения” (снижение интереса), “Развитие русского языка”, “Образование слов” (повышение интереса). Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа–его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей, изучение нашего языка за рубежом–все это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатство, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у учащихся.

Следует заметить, что характерным для лингвистических интересов оказываются две особенности. Одна из них заметна в стремлении школьников познакомиться с разными явлениями истории языка. Однако четко выявляется интерес учеников не к закономерностям, а чаще к конкретным фактам истории. Вторая особенность заключается в повышенном внимании детей к тем разделам науки о языке (лексике, стилистики, нормам, образованию слов, письменности, происхождению языка), которые определяются различными экстралингвистическими факторами. Изучение запросов школьников позволяет установить основные направления внеклассной работы по русскому языку. Такими направлениями и являются, на наш взгляд, указанные выше темы лингвистических интересов школьников, то есть те разделы, которые широко и многосторонне связаны с внеязыковым материалом.

    ВОПРОСЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой. Существенным здесь оказывается характер и объем материала, который может быть перенесен с урока на занятия во внеурочное время. Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках (одни считали правомерным обязательный выход за пределы программы и построение внеклассных занятий только на таком материале, другие строго привязывали внеурочную деятельность школьников к материалу урока, взгляды третьих– это, пожалуй, самая многочисленная группа –были более умеренными, лишенными подобных крайностей), то в настоящее время основой внеклассных занятий по русскому языку можно считать действующие программы начальной и средней школы, потому что они включают основные разделы науки о русском языке. Выход за пределы программы так или иначе будет проявляться, но в основном не за счет введения разделов, которые не изучаются на уроках, а в расширении сведений, углублении знаний по темам уже знакомым учащимся.

В программе начальных классов значительно больший, чем раньше, удельный вес приобрела лексическая работа. Слово рассматривается не только в фонетическом и грамматическом, но и лексическом аспектах. Программа предполагает практическое ознакомление учащихся в процессе занятий по грамматике и чтению с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями. Однако, работая над словом, невозможно не показать детям разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи. Поэтому занятия должны строиться комплексно.

Несмотря на такой комплексный подход к изучению тех или иных явлений, в каждом классе начальной школы можно выделить ведущее направление: в I классе это наблюдение над звуковой стороной слова и тематическая группировка слов; во II классе основное внимание уделяется значению слова, способности слова иметь не одно, а несколько значений, словам, близким и противоположным по значению; ученики III класса знакомятся с происхождением некоторых слов, учатся выбору наиболее точного и яркого слова для выражения мысли, устранению однообразного употребления слов в связной речи.

Такое распределение материала по классам дает возможность связать содержание внеклассных занятий с программой по русскому языку. Для соблюдения принципа преемственности при переходе учащихся из одного класса в другой желательно повторное проведение занятий по некоторым темам на более сложном материале. “Необходимость в учете преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами”[49, C. 109]. Осознание того общего и частного, что несет в себе каждый из этапов обучения русскому языку, представляется в настоящее время насущной задачей руководителей образования, ученых-методистов, учителей. В школу, как в начальную, так и в среднюю, пришло большое количество разнообразных программ по русскому языку, по новым предметам и факультативным курсам лингвистического цикла. Между тем ни в одной программе нет последовательной реализации важнейшего в данной ситуации принципа преемственности обучения между начальным и средним звеном школы. На первый взгляд это момент несущественный, тем более, что в стабильных программах (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, И. И. Кулибаба и др. ) есть раздел“Повторение изученного в I-III(IV) классах”. Однако содержание раздела не отражается в должной мере того уровня знаний и умений, который уже достигнут в начальной школе. Между тем, вопрос о повторении и, что очень важно, обобщение изученного в начальной школе на новом качественном уровне–это вопрос чрезвычайной важности, поскольку игнорирование достигнутого ребенком развития, его знаний и навыков приводит к снижению эффективности обучения, к потере учебного времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.