p>Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Экспедиции. Создание школьных музеев, оформление кабинетов.
Игра “Умники и умницы”.
В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразной из них. Возникает закономерный вопрос: “Как привлечь учащихся к участию во внеурочной работе? С чего начать? ”. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. В своей практике я использовала опыт Е. П. Преображенской –выпустила красочно оформленный бюллетень, в котором показывалось то, чем будут заниматься дети в кружке русского языка, предлагались различные задания. Свои ответы учащиеся опустили в специальный конверт. Затем было вывешено объявление, приглашающее школьников прийти на занятие кружка, на котором будет объявлено, кто из учеников правильно и лучше всех решил задачи, помещенные в бюллетене. Тем самым явка на вводные занятия кружка была обеспечена. Существуют и другие способы привлечения учащихся к участию во внеклассной работе. Все зависит от творчества руководителя и знания им эффективных условий организации урочной деятельности. Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы и способы их организации. Как и в старших классах, ведущей формой работы с младшими школьниками является кружок. Называется он, обычно, кружком занимательной грамматики, но название это условно, потому что в кружках данного типа рассматриваются, помимо грамматики, и другие вопросы–фонетики, лексики, словообразования. Эти кружки точнее было бы назвать кружками занимательного языкознания. Одна из основных задач внеклассной работы в начальной школе – пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника –требует проведения занятий со всем классом. С кружком внеурочные занятия с младшими школьниками роднит то, что все они проводятся по одной теме, и то, что все они идут в определенной последовательности, где последующие занятия нередко опираются на значения, полученные ранее. Когда учащиеся переходят в среднее звено, кружок организуется из учеников одного или параллельных классов, причем число участников, позволяющее учитывать индивидуальные запросы каждого, дающее возможность проводить занятия с наибольшей эффективностью, не должно превышать двадцати человек. Эффективность работы кружка в значительной степени определяется тем, что занятия в нем ведутся систематически, по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся. Работа в кружке ведется таким образом, чтобы между работой кружков разных классов соблюдалась определенная преемственность, а в содержании и видах работы– общедидактический принцип перехода от простого к сложному. Опыт показал, что созданию кружка должен предшествовать подготовительный этап, во время которого со школьниками проводятся беседы, для них устраиваются выставки, выпускаются газеты и бюллетени и т. п. Затем выбирается конкретное направление кружковой деятельности. Это могут быть кружки с разноплановой тематикой (например, “Кружок русского языка” или “Кружок любителей русского языка”) и, так называемые, тематические кружки. Существующее мнение, что кружки с разноплановой тематикой представляют собой начальный этап, справедливо при условии, что в начальных классах не велась никакая внеклассная работа. Они в этом случае действительно готовят почву для углубленной работы по одной какой-либо теме. Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков, к описанию которых мы и переходим. Кружок занимательной грамматики. Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить как на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий и в наибольшей степени способствуют лучшему усвоению знаний), так и независимо от программного материала и времени его изучения. С организационной стороны в работе кружка занимательной грамматики в начальной школе обычно выделяется 3 части: 1) игровая часть (решение грамматических задач (10-15 мин. )); 2) теоретическая часть (обобщение учителя или учащихся (5 мин. )); 3) практическая часть (подготовка материала для проведения грамматических игр, выпуска лингвистических бюллетеней и т. п. (10-15 мин. )). В то же время требование тематического единства предполагает гибкую структуру, не заданность формы с учетом особенностей содержания (см. Приложение №6). Готовясь к проведению занятия, учитель планирует его, определяет тему и цель работы, отбирает дидактический материала, наглядные пособия, находит наиболее приемлемую, с его точки зрения, форму, ориентировочно устанавливает продолжительность. Кружок культуры речи. Культура речи –понятие широкое, поэтому и тематика кружка с таким названием может быть очень разнообразной и обширной. Учащиеся знакомятся с общими требованиями к языку, письменному и устному, работают над звуковой и интонационной стороной речи, вопросами произношения, ударения, определенным кругом фонетических, лексических и грамматических понятий, отбором лексических средств и формированием мысли, выбором грамматических форм и конструкций. Вместе с тем понятие культуры речи включает в себя умение пользоваться словарными богатствами и изобразительными средствами языка. В связи с этим необходимо, отталкиваясь от литературных образцов, проводить как можно больше творческих работ, с тем, чтобы учащиеся активно овладевали красотой и выразительностью русского языка. Кружок стилистики. Учитель может выбрать и сделать предметом изучения в кружке любое направление этой науки: и стилистику художественной речи (тогда будет изучаться главным образом язык художественных произведений; это направление больше подходит для старших классов), и практическую стилистику (тогда будет изучаться главным образом нормированное употребление грамматико-стилистических средств языка), и лексическую стилистику (вопросы этого направления наиболее доступны для учащихся VI-IX классов). Кружок лексики. Для занятий можно брать все, что может говорить о богатстве русского языка. Работа в кружке способствует развитию чувства языка и обогащению словарного запаса. Кружок этимологии. Этот кружок ближе всего подходит к проблеме грамотности учащихся, либо хорошо известно, как много дает этимологический анализ для орфографии. Работу целесообразнее начать с анализа таких слов, когда следы происхождения легко отыскать; затемнено лишь значение, утрачена смысловая связь между производной и производящей основами. С большим увлечением дети работают над этимологией грамматических терминов и народной этимологией. Кружок диалектологии и топонимики. Основными вопросами кружка могут быть: изучение языка местного населения (диалектных особенностей); сбор местных слов (с их пояснением) и пословиц, содержащих диалектные слова; изучение происхождения местных географических названий (топонимия) и так далее. Собранный кружковцами материал можно использовать на уроках русского языка при организации словарной работы, передать в научные учреждения, ведущие соответствующую работу по изучению словаря русского языка и диалектов. Кружок юных корреспондентов. Появление таких кружков воспринимается школьниками с радостью, так как в каждой школе есть дети, которые пишут стихи, басни, очерки, небольшие рассказы, фельетоны и др. Создание кружка дает возможность ученикам попробовать свое перо, научиться писать заметки в стенную школьную газету, статьи, очерки, рассказы в школьный журнал, рецензировать статьи, очерки и рассказы своих товарищей и писать на них критические статьи, познакомиться с аннотированием. Построение по тематическому принципу, кружковая работа расширяет знания учащихся в одной какой-нибудь области языкознания. Имея в виду эту особенность тематического построения кружковой работы, преподаватель может наилучшим образом учесть интересы и склонности своих учащихся и выбрать в соответствии с ним то или другое направление в работе. Кружок, помимо обычных, будничных занятий, включает другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие. Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, во внеурочной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе. Организация внеклассных занятий с младшими школьниками имеет свои особенности: Во-первых, при работе с учениками I-III(IV) классов на одну и ту же тему необходимо ответить не менее двух занятий. Это объясняется тем, что на внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на уроках материал, но и узнают много нового. А возраст учеников (7-10 лет) предлагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям. Во-первых, не должно быть большого разрыва между занятиями по одной и той же теме. Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения, дети выполняют, как правило, в первые два-три дня после занятия. Они ждут новой встречи, спешит узнать друг у дуга ответы, просят учителя сказать, верно ли они выполняли задание. Создается благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать эту встречу на длительное время нецелесообразно. Еженедельные встречи с младшими школьниками создают непрерывность в работе, не дают погаснуть интересу, делают работу по-настоящему систематической и, конечно же, более эффективной. В среднем звене рекомендуется проводить раз в две недели, но очевидно, что чем младше дети, тем чаще должны быть встречи. В-третьих, важно и то, сколько времени затрачивается на одно занятие. Оно может быть различным. Проведение викторин, “минуток поэзии”и т. п. требует не более 10-15 минут, а другие формы занятий (типа утренника) предполагают больше время, не менее 15 минут. В-четвертых, занятие с младшими классами школьниками должно быть хорошо оборудовано наглядными пособиями. В-пятых, немаловажной на внеклассных занятиях с учениками начальных классов является оценка их ответов. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко–выявлением победителя в соревнованиях по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз. Вариативность в проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. В I классе занятия обычно проводятся в виде игры–соревнования (здесь используются также рассказ-беседа, час занимательной грамматики и др. ), во II классе ведущей становится беседа, а в III классе к беседе добавляются рассказ, устный журнал. Динамика постепенно усложняющихся форм внеклассной деятельности школьников представлена в таблицах 1 и 2 (см. выше). Своеобразие внеурочной деятельности в средней школе определяется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеклассной деятельности старшеклассниками. Внеурочная работа– в этом убеждает экскурс в ее историю –чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеклассного общения школьников с миром русского языка, обусловленные изменением социокультурной ситуации, со всей очевидностью проявляется именно в средних классах. На внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, поэтому ученикам лучше вести специальные тетради, в которых не только выполняются задания учителя, но и записываются понравившиеся загадки, пословицы, скороговорки, наклеиваются картинки и так далее. Мы с детьми (II класс) назвали такие тетради“Узнавайками”, обосновав это тем, что будем лучше узнавать, разгадывать волшебный мир русского языка. Ребята с удовольствием приносили и показывали выполненные задания. Желательно иметь также классный альбом. В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают лучшие рисунки, самостоятельно найденный материал и т. п. Копилка, как и другие материалы должна быть доступна каждому ученику. В перерывах между занятиями во II-III классах используются такие формы, как “Занимательный календарь”, “Веселый задачник”, “Угадайка”, которые помещаются в классном уголке русского языка. Если в младших классах основная нагрузка ложится на плечи учителя (подбор материала, оформление), то в средних классах подобную работу проделывают школьники с помощью и под руководством учителя с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности. “Занимательности календарь”оформляется как стенная газета, и находиться в классе до начала изучения следующей темы. Календарь завершает ту или иную тему, поэтому его открывает выполненный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итог изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце газеты выделены некоторые определения, теоретические положения, предлагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием“Узелки на память”. В “занимательном календаре” регулярно помещаются материалы под рубрикой “Знаете ли Вы? ”, где сообщаются интересные факты, так или иначе связанные с темой. “Занимательный календарь”может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года (см. Приложение №1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|