на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III - (реферат)
p>Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Экспедиции. Создание школьных музеев, оформление кабинетов.

    Игра “Умники и умницы”.

В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразной из них.

Возникает закономерный вопрос: “Как привлечь учащихся к участию во внеурочной работе? С чего начать? ”. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем.

В своей практике я использовала опыт Е. П. Преображенской –выпустила красочно оформленный бюллетень, в котором показывалось то, чем будут заниматься дети в кружке русского языка, предлагались различные задания. Свои ответы учащиеся опустили в специальный конверт. Затем было вывешено объявление, приглашающее школьников прийти на занятие кружка, на котором будет объявлено, кто из учеников правильно и лучше всех решил задачи, помещенные в бюллетене. Тем самым явка на вводные занятия кружка была обеспечена.

Существуют и другие способы привлечения учащихся к участию во внеклассной работе. Все зависит от творчества руководителя и знания им эффективных условий организации урочной деятельности.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы и способы их организации. Как и в старших классах, ведущей формой работы с младшими школьниками является кружок. Называется он, обычно, кружком занимательной грамматики, но название это условно, потому что в кружках данного типа рассматриваются, помимо грамматики, и другие вопросы–фонетики, лексики, словообразования. Эти кружки точнее было бы назвать кружками занимательного языкознания.

Одна из основных задач внеклассной работы в начальной школе – пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника –требует проведения занятий со всем классом. С кружком внеурочные занятия с младшими школьниками роднит то, что все они проводятся по одной теме, и то, что все они идут в определенной последовательности, где последующие занятия нередко опираются на значения, полученные ранее.

Когда учащиеся переходят в среднее звено, кружок организуется из учеников одного или параллельных классов, причем число участников, позволяющее учитывать индивидуальные запросы каждого, дающее возможность проводить занятия с наибольшей эффективностью, не должно превышать двадцати человек. Эффективность работы кружка в значительной степени определяется тем, что занятия в нем ведутся систематически, по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся.

Работа в кружке ведется таким образом, чтобы между работой кружков разных классов соблюдалась определенная преемственность, а в содержании и видах работы– общедидактический принцип перехода от простого к сложному. Опыт показал, что созданию кружка должен предшествовать подготовительный этап, во время которого со школьниками проводятся беседы, для них устраиваются выставки, выпускаются газеты и бюллетени и т. п. Затем выбирается конкретное направление кружковой деятельности. Это могут быть кружки с разноплановой тематикой (например, “Кружок русского языка” или “Кружок любителей русского языка”) и, так называемые, тематические кружки. Существующее мнение, что кружки с разноплановой тематикой представляют собой начальный этап, справедливо при условии, что в начальных классах не велась никакая внеклассная работа. Они в этом случае действительно готовят почву для углубленной работы по одной какой-либо теме. Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков, к описанию которых мы и переходим.

Кружок занимательной грамматики. Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить как на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий и в наибольшей степени способствуют лучшему усвоению знаний), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

С организационной стороны в работе кружка занимательной грамматики в начальной школе обычно выделяется 3 части: 1) игровая часть (решение грамматических задач (10-15 мин. )); 2) теоретическая часть (обобщение учителя или учащихся (5 мин. )); 3) практическая часть (подготовка материала для проведения грамматических игр, выпуска лингвистических бюллетеней и т. п. (10-15 мин. )). В то же время требование тематического единства предполагает гибкую структуру, не заданность формы с учетом особенностей содержания (см. Приложение №6). Готовясь к проведению занятия, учитель планирует его, определяет тему и цель работы, отбирает дидактический материала, наглядные пособия, находит наиболее приемлемую, с его точки зрения, форму, ориентировочно устанавливает продолжительность.

Кружок культуры речи. Культура речи –понятие широкое, поэтому и тематика кружка с таким названием может быть очень разнообразной и обширной. Учащиеся знакомятся с общими требованиями к языку, письменному и устному, работают над звуковой и интонационной стороной речи, вопросами произношения, ударения, определенным кругом фонетических, лексических и грамматических понятий, отбором лексических средств и формированием мысли, выбором грамматических форм и конструкций. Вместе с тем понятие культуры речи включает в себя умение пользоваться словарными богатствами и изобразительными средствами языка. В связи с этим необходимо, отталкиваясь от литературных образцов, проводить как можно больше творческих работ, с тем, чтобы учащиеся активно овладевали красотой и выразительностью русского языка. Кружок стилистики. Учитель может выбрать и сделать предметом изучения в кружке любое направление этой науки: и стилистику художественной речи (тогда будет изучаться главным образом язык художественных произведений; это направление больше подходит для старших классов), и практическую стилистику (тогда будет изучаться главным образом нормированное употребление грамматико-стилистических средств языка), и лексическую стилистику (вопросы этого направления наиболее доступны для учащихся VI-IX классов).

Кружок лексики. Для занятий можно брать все, что может говорить о богатстве русского языка. Работа в кружке способствует развитию чувства языка и обогащению словарного запаса.

Кружок этимологии. Этот кружок ближе всего подходит к проблеме грамотности учащихся, либо хорошо известно, как много дает этимологический анализ для орфографии. Работу целесообразнее начать с анализа таких слов, когда следы происхождения легко отыскать; затемнено лишь значение, утрачена смысловая связь между производной и производящей основами. С большим увлечением дети работают над этимологией грамматических терминов и народной этимологией. Кружок диалектологии и топонимики. Основными вопросами кружка могут быть: изучение языка местного населения (диалектных особенностей); сбор местных слов (с их пояснением) и пословиц, содержащих диалектные слова; изучение происхождения местных географических названий (топонимия) и так далее.

Собранный кружковцами материал можно использовать на уроках русского языка при организации словарной работы, передать в научные учреждения, ведущие соответствующую работу по изучению словаря русского языка и диалектов. Кружок юных корреспондентов. Появление таких кружков воспринимается школьниками с радостью, так как в каждой школе есть дети, которые пишут стихи, басни, очерки, небольшие рассказы, фельетоны и др. Создание кружка дает возможность ученикам попробовать свое перо, научиться писать заметки в стенную школьную газету, статьи, очерки, рассказы в школьный журнал, рецензировать статьи, очерки и рассказы своих товарищей и писать на них критические статьи, познакомиться с аннотированием. Построение по тематическому принципу, кружковая работа расширяет знания учащихся в одной какой-нибудь области языкознания. Имея в виду эту особенность тематического построения кружковой работы, преподаватель может наилучшим образом учесть интересы и склонности своих учащихся и выбрать в соответствии с ним то или другое направление в работе.

Кружок, помимо обычных, будничных занятий, включает другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.

Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, во внеурочной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе. Организация внеклассных занятий с младшими школьниками имеет свои особенности: Во-первых, при работе с учениками I-III(IV) классов на одну и ту же тему необходимо ответить не менее двух занятий. Это объясняется тем, что на внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на уроках материал, но и узнают много нового. А возраст учеников (7-10 лет) предлагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям. Во-первых, не должно быть большого разрыва между занятиями по одной и той же теме. Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения, дети выполняют, как правило, в первые два-три дня после занятия. Они ждут новой встречи, спешит узнать друг у дуга ответы, просят учителя сказать, верно ли они выполняли задание. Создается благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать эту встречу на длительное время нецелесообразно. Еженедельные встречи с младшими школьниками создают непрерывность в работе, не дают погаснуть интересу, делают работу по-настоящему систематической и, конечно же, более эффективной.

В среднем звене рекомендуется проводить раз в две недели, но очевидно, что чем младше дети, тем чаще должны быть встречи.

В-третьих, важно и то, сколько времени затрачивается на одно занятие. Оно может быть различным. Проведение викторин, “минуток поэзии”и т. п. требует не более 10-15 минут, а другие формы занятий (типа утренника) предполагают больше время, не менее 15 минут.

В-четвертых, занятие с младшими классами школьниками должно быть хорошо оборудовано наглядными пособиями.

В-пятых, немаловажной на внеклассных занятиях с учениками начальных классов является оценка их ответов. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко–выявлением победителя в соревнованиях по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз.

Вариативность в проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. В I классе занятия обычно проводятся в виде игры–соревнования (здесь используются также рассказ-беседа, час занимательной грамматики и др. ), во II классе ведущей становится беседа, а в III классе к беседе добавляются рассказ, устный журнал. Динамика постепенно усложняющихся форм внеклассной деятельности школьников представлена в таблицах 1 и 2 (см. выше). Своеобразие внеурочной деятельности в средней школе определяется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеклассной деятельности старшеклассниками. Внеурочная работа– в этом убеждает экскурс в ее историю –чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеклассного общения школьников с миром русского языка, обусловленные изменением социокультурной ситуации, со всей очевидностью проявляется именно в средних классах.

На внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, поэтому ученикам лучше вести специальные тетради, в которых не только выполняются задания учителя, но и записываются понравившиеся загадки, пословицы, скороговорки, наклеиваются картинки и так далее. Мы с детьми (II класс) назвали такие тетради“Узнавайками”, обосновав это тем, что будем лучше узнавать, разгадывать волшебный мир русского языка. Ребята с удовольствием приносили и показывали выполненные задания. Желательно иметь также классный альбом. В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают лучшие рисунки, самостоятельно найденный материал и т. п. Копилка, как и другие материалы должна быть доступна каждому ученику.

В перерывах между занятиями во II-III классах используются такие формы, как “Занимательный календарь”, “Веселый задачник”, “Угадайка”, которые помещаются в классном уголке русского языка. Если в младших классах основная нагрузка ложится на плечи учителя (подбор материала, оформление), то в средних классах подобную работу проделывают школьники с помощью и под руководством учителя с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности. “Занимательности календарь”оформляется как стенная газета, и находиться в классе до начала изучения следующей темы. Календарь завершает ту или иную тему, поэтому его открывает выполненный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итог изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце газеты выделены некоторые определения, теоретические положения, предлагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием“Узелки на память”. В “занимательном календаре” регулярно помещаются материалы под рубрикой “Знаете ли Вы? ”, где сообщаются интересные факты, так или иначе связанные с темой. “Занимательный календарь”может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года (см. Приложение №1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.