p>2. Демонстрационные программы - дают возможность получить на экране дисплея красочные иллюстрации к излагаемому учителем мате риалу. 3. Генерирующие программы - вырабатывают набор задач опреде ленного типа по заданной теме, позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждого учащегося от дельным заданием. 4. Операционные программы - позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера. 5. Контролирующие программы - рассчитаны на проведение теку щего или контрольного опроса учащихся; помогают установить обрат ную связь в процессе обучения, дают возможность соотнести резуль таты обучения с трудностью предлагаемых заданий.
Создание обучающей программы.
Для создания обучающей программы необходимо последовательно осуществить 8 операций:
1. Формулировка целей обучения. 2. Составление тематического плана изучения предмета. - 33 3. Подбор или составление непрограммированного текста. 4. Составление шагового тематического плана. 5. Создание матрицы. Разработка матрицы ведется по строкам: после полного за полнения одной строки переходят к другой. Например,
1 стр. Указывается название понятий, которые подробно раск рываются в информационных кадрах программы. 2 стр. Анализ группы шагов и придание наибольшей благоприят ности системе подачи учебного материала. 3 стр. Намечается уровень обучения, которого должен достичь учащийся в итоге. 4 стр. Анализ преемственности в системе умений, которые построены в упражнениях в развитии и образуют обобщенные умения. 5 стр. Намечаются упражнения. 6 стр. Намечаются ориентиры, по которым учащиеся могут су дить об успешности своего обучения. 7 стр. Контрольные задания, выявляющие умение учащихся ис пользовать знания, умения и навыки в различных ситуациях. 8 стр. Учет особенностей методики подачи учебного материала. 6. Создание программы обучения учащимися по данному предме ту. 7. Разработка вводных и итоговых бесед и методических указа ний преподавателю. 8. Проверка (с ограниченной группой учащихся) и совершенс твование программы. Итак, обучающая программа представляет собой изложение учеб ного материала с учетом принципов управления познавательной дея
- 34 тельностью учащихся.
Программы, используемые для программированного обучения должны отличаться: 1) общепонятостью, которая достигается подробным изложением в программе необходимых для обучения понятий и фактов учебного предмета; дроблением учебного материала на взаимосвязанные и по сильные для усвоения учащимися порции информации; 2) определенностью, которая объясняется своей алгоритмичес кой структурой; 3) результативностью, которая достигается реализацией научно обоснованных закономерностей формирования ума человека; точным учетом индивидуальных особенностей познания у учащихся. Таким образом, обучающая программа - это совокупность шаго вых учебных процедур, структурно состоящих из учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных заданий по выпол нению учащимися определенных умственных и физических действий, необходимых для усвоения приемов интеллектуального или материаль ного труда, и указаний для правильного выполнения этих заданий (обратная связь). Алгоритмы нельзя смешивать с программированными пособиями, которые подают материал мелкими порциями и обеспечивают самоконт роль учащихся в процессе работы. Программированное обучение нуждается не только в разрешающих алгоритмах и алгоритмах поиска, предписывающих определенные сис темы действий для ученика, но в алгоритмах для учителя. Это алго ритмы, концентрирующие в себе оптимальные приемы, способы, после довательность работы по обучению различным сторонам предмета. Без таких алгоритмов трудно составить полноценный программированный
- 35 учебник.
Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке освоения нового материала нуж на демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития навыков. Практика показала, что формирование элементарных навыков об щения с ЭВМ, изучение школьных дисциплин с использованием компь ютера вполне по силам младшим школьникам и успешно осваивается ими. В школе компьютер выполняет функции тренажера и контролера, способствует индивидуализации обучения. У ребенка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новиз ны, интереса- явление кратковременное. Не подкрепленное вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчет ливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, "привы кании" к нему. Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начи нают задумываться о том, что же им дает работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения: отпадает необходимость в операции письма, появляется возможность увеличить объем необходимой тренировки, внимание сос редотачивается на самой сути выполнения задания. Так, в 3 классе норма слов на урок, с которыми непосредс твенно идет работа, без компьютера - 50, а с ним - более 80. Хо рошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различ
- 36
ные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Нельзя подменять сознательное выполнение заданий механичес кой тренировкой. Порой учащиеся отмечают, что в случае затрудне ний в работе, учитель лишний раз объяснит, покажет, как надо де лать, компьютер же только проверяет и оценивает выполнение зада ния. Значит, необходима разработка компьютерных программ, позво ляющих определить, за счет чего учащийся совершил ошибку, какое действие в структуре задания не освоил, что требует дополнитель ной отработки. Включение компьютера в урок позволяет усилить индивидуализа цию учебного процесса. В ряде компьютерных программ предусматри вается разделение заданий по уровням трудности и предоставление учащимся заданий того уровня, который им доступен. Главная проб лема - логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимы ми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тет ради. Орфографическая работа на компьютере играет свою положитель ную роль: вставляя пропущенные буквы в слова, учащиеся определяют тип орфограммы, вспоминают соответствующее правило, подбирают проверочные слова. Но эта работа не может заменить обычного дик танта или самостоятельного, творческого письма, когда дети должны сами увидеть орфограмму в слове, умело распределить внимание меж ду содержанием и формой записываемого. Продуманность организации и содержания компьютерного урока, четкость в переходе от одного вида работы к другому повышает ин тенсивность урока. Различные формы компьютерного контроля (кар
- 37
тинка - приз, оценка - "тебе присваивается звание профессора", самоконтроль и т. д. ) обеспечивают объективность и своевременность в подведении итогов работы. Алгоритмы и программированное обучение помогают развивать у учащихся навыки логического мышления, формировать умение правиль но действовать в случаях, когда возникают затруднения, умение проверять себя.
- 38
2ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ 2В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
§ 1. СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ СВЕРТЫВАНИЯ АЛГОРИТМА
С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас се (программа 1-3). В ходе эксперимента мы пытались выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рас суждения по алгоритму. Приведем конспект урока объяснения и первичного закрепления материала.
Тема: "Правописание разделительного твердого знака". Цель: 1) Ознакомление учащихся с правилом правописания ъ. 2) Составление алгоритма по правилу. 3) Обучение использованию алгоритма. Ход урока. I. Оргмомент. II. Объяснение нового материала.
- На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ. - Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обе дать-объедать, сел-съел. В первых из них ъ нет, во вторых - есть. Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем) - На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? (на согласный).
- 39 - С какой буквы начинается корень? (с гласной).
- А теперь приведите несколько примеров слов с разделитель ным ъ. (учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне). - Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е", "ю", "я". А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ? - Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я". - Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на 116 странице. Кто может его повторить? (2-3 человека по желанию). - А теперь давайте наметим порядок применения нового прави ла, чтобы на письме ничего не упустить, т. е. составим алгоритм. Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка? )
- Если ее нет, будем писать ъ? - Нет. - Правильно (на доске: Нет -> ъ не пишется). - А если приставка есть, то какой она должна быть? - Она должна оканчиваться на согласную.
- Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2. Оканчивает ся на согласную? ) - Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы писать ъ ?
- Нет. ( на доске: Нет -> ъ не пишется )
- А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ъ ?
- 40 - Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я".
- Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3. После приставки - "е", "е", "ю", "я"? )
- Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ? - Нет. - Правильно. ( на доске: Нет -> ъ не пишется ) - А если одна из этих букв есть? - ъ пишем. - Правильно. ( на доске: Да -> ъ пишем ) На доске появляется запись: АЛГОРИТМ ПУНКТЫ ПРАВИЛА 1. Есть приставка? После приставки, | | Да Нет | ъ не пишется 2. Оканчивается на оканчивающейся на согласную? согласную, | | Да Нет | ъ не - 41 пишется 3. Есть после пиставки буквы "е", "е", "ю", "я"? перед "е", "е", "ю", "я" | | Да Нет | | ъ ъ не пишется пишется пишется ъ. III. Первичное закрепление.
- Попробуйте по этому алгоритму повторить правило и разобрать несколько слов (слова на доске). - Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма.
- Первое слово "въехал". Есть ли в нем приставка? - Да, приставка "в-".
- Обозначим ее. Следующий шаг: оканчивается ли она на согласный?
- Да. - Подчеркнем ее.
- Последний шаг: есть ли после приставки "е", "е", "ю", "я"? - Да, буква "е".
- Подчеркнем ее. Значит пишем ъ ? - Да.
- А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать следующее слово - "объявление".
- 42
- Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчеркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами. - Следуюшее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь кар точкой. Но если забудете, можете подсмотреть. ( Учитель проверяет правильность и осознанность выполнения ).
IV. Подведение итогов урока. - Какое новое правило мы узнали? (Учащиеся рассказывают формулировку правила. ) - Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило ? (составили по нему алгоритм) - Какой первый шаг в нем ? (Узнать, есть ли в слове приставка. ) - Если есть, то какой второй шаг ? (Узнать, оканчивается ли она на согласную. ) - Если да, то какой третий шаг ?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|