на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)
p>2. Демонстрационные программы - дают возможность получить на экране дисплея красочные иллюстрации к излагаемому учителем мате риалу.

3. Генерирующие программы - вырабатывают набор задач опреде ленного типа по заданной теме, позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждого учащегося от дельным заданием.

4. Операционные программы - позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера.

5. Контролирующие программы - рассчитаны на проведение теку щего или контрольного опроса учащихся; помогают установить обрат ную связь в процессе обучения, дают возможность соотнести резуль таты обучения с трудностью предлагаемых заданий.

    Создание обучающей программы.

Для создания обучающей программы необходимо последовательно осуществить 8 операций:

    1. Формулировка целей обучения.
    2. Составление тематического плана изучения предмета.
    - 33
    3. Подбор или составление непрограммированного текста.
    4. Составление шагового тематического плана.
    5. Создание матрицы.
    Разработка матрицы ведется по строкам: после полного за
    полнения одной строки переходят к другой.
    Например,

1 стр. Указывается название понятий, которые подробно раск рываются в информационных кадрах программы.

2 стр. Анализ группы шагов и придание наибольшей благоприят ности системе подачи учебного материала.

3 стр. Намечается уровень обучения, которого должен достичь учащийся в итоге.

4 стр. Анализ преемственности в системе умений, которые построены в упражнениях в развитии и образуют обобщенные умения. 5 стр. Намечаются упражнения.

6 стр. Намечаются ориентиры, по которым учащиеся могут су дить об успешности своего обучения.

7 стр. Контрольные задания, выявляющие умение учащихся ис пользовать знания, умения и навыки в различных ситуациях.

8 стр. Учет особенностей методики подачи учебного материала. 6. Создание программы обучения учащимися по данному предме ту.

7. Разработка вводных и итоговых бесед и методических указа ний преподавателю.

8. Проверка (с ограниченной группой учащихся) и совершенс твование программы.

Итак, обучающая программа представляет собой изложение учеб ного материала с учетом принципов управления познавательной дея

    - 34
    тельностью учащихся.

Программы, используемые для программированного обучения должны отличаться:

1) общепонятостью, которая достигается подробным изложением в программе необходимых для обучения понятий и фактов учебного предмета; дроблением учебного материала на взаимосвязанные и по сильные для усвоения учащимися порции информации;

2) определенностью, которая объясняется своей алгоритмичес кой структурой;

3) результативностью, которая достигается реализацией научно обоснованных закономерностей формирования ума человека; точным учетом индивидуальных особенностей познания у учащихся.

Таким образом, обучающая программа - это совокупность шаго вых учебных процедур, структурно состоящих из учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных заданий по выпол нению учащимися определенных умственных и физических действий, необходимых для усвоения приемов интеллектуального или материаль ного труда, и указаний для правильного выполнения этих заданий (обратная связь).

Алгоритмы нельзя смешивать с программированными пособиями, которые подают материал мелкими порциями и обеспечивают самоконт роль учащихся в процессе работы.

Программированное обучение нуждается не только в разрешающих алгоритмах и алгоритмах поиска, предписывающих определенные сис темы действий для ученика, но в алгоритмах для учителя. Это алго ритмы, концентрирующие в себе оптимальные приемы, способы, после довательность работы по обучению различным сторонам предмета. Без таких алгоритмов трудно составить полноценный программированный

    - 35
    учебник.

Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке освоения нового материала нуж на демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития навыков.

Практика показала, что формирование элементарных навыков об щения с ЭВМ, изучение школьных дисциплин с использованием компь ютера вполне по силам младшим школьникам и успешно осваивается ими.

В школе компьютер выполняет функции тренажера и контролера, способствует индивидуализации обучения.

У ребенка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новиз ны, интереса- явление кратковременное. Не подкрепленное вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчет ливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, "привы кании" к нему. Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начи нают задумываться о том, что же им дает работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения: отпадает необходимость в операции письма, появляется возможность увеличить объем необходимой тренировки, внимание сос редотачивается на самой сути выполнения задания.

Так, в 3 классе норма слов на урок, с которыми непосредс твенно идет работа, без компьютера - 50, а с ним - более 80. Хо рошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различ

    - 36

ные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Нельзя подменять сознательное выполнение заданий механичес кой тренировкой. Порой учащиеся отмечают, что в случае затрудне ний в работе, учитель лишний раз объяснит, покажет, как надо де лать, компьютер же только проверяет и оценивает выполнение зада ния. Значит, необходима разработка компьютерных программ, позво ляющих определить, за счет чего учащийся совершил ошибку, какое действие в структуре задания не освоил, что требует дополнитель ной отработки.

Включение компьютера в урок позволяет усилить индивидуализа цию учебного процесса. В ряде компьютерных программ предусматри вается разделение заданий по уровням трудности и предоставление учащимся заданий того уровня, который им доступен. Главная проб лема - логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимы ми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тет ради.

Орфографическая работа на компьютере играет свою положитель ную роль: вставляя пропущенные буквы в слова, учащиеся определяют тип орфограммы, вспоминают соответствующее правило, подбирают проверочные слова. Но эта работа не может заменить обычного дик танта или самостоятельного, творческого письма, когда дети должны сами увидеть орфограмму в слове, умело распределить внимание меж ду содержанием и формой записываемого.

Продуманность организации и содержания компьютерного урока, четкость в переходе от одного вида работы к другому повышает ин тенсивность урока. Различные формы компьютерного контроля (кар

    - 37

тинка - приз, оценка - "тебе присваивается звание профессора", самоконтроль и т. д. ) обеспечивают объективность и своевременность в подведении итогов работы.

Алгоритмы и программированное обучение помогают развивать у учащихся навыки логического мышления, формировать умение правиль но действовать в случаях, когда возникают затруднения, умение проверять себя.

    - 38

 2ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ  2В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    § 1. СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
    НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ СВЕРТЫВАНИЯ АЛГОРИТМА

С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас се (программа 1-3). В ходе эксперимента мы пытались выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рас суждения по алгоритму.

Приведем конспект урока объяснения и первичного закрепления материала.

    Тема: "Правописание разделительного твердого знака".
    Цель: 1) Ознакомление учащихся с правилом правописания ъ.
    2) Составление алгоритма по правилу.
    3) Обучение использованию алгоритма.
    Ход урока.
    I. Оргмомент.
    II. Объяснение нового материала.

- На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ. - Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обе дать-объедать, сел-съел. В первых из них ъ нет, во вторых - есть. Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем) - На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? (на согласный).

    - 39
    - С какой буквы начинается корень? (с гласной).

- А теперь приведите несколько примеров слов с разделитель ным ъ. (учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне).

- Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е", "ю", "я". А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ?

- Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я".

- Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на 116 странице. Кто может его повторить? (2-3 человека по желанию). - А теперь давайте наметим порядок применения нового прави ла, чтобы на письме ничего не упустить, т. е. составим алгоритм. Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка? )

    - Если ее нет, будем писать ъ?
    - Нет.
    - Правильно (на доске: Нет -> ъ не пишется).
    - А если приставка есть, то какой она должна быть?
    - Она должна оканчиваться на согласную.

- Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2. Оканчивает ся на согласную? )

- Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы писать ъ ?

    - Нет. ( на доске: Нет -> ъ не пишется )

- А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ъ ?

    - 40
    - Корень должен начинаться с буквы "е", "е", "ю", "я".

- Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3. После приставки - "е", "е", "ю", "я"? )

    - Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ ?
    - Нет.
    - Правильно. ( на доске: Нет -> ъ не пишется )
    - А если одна из этих букв есть?
    - ъ пишем.
    - Правильно. ( на доске: Да -> ъ пишем )
    На доске появляется запись:
    АЛГОРИТМ ПУНКТЫ ПРАВИЛА
    1. Есть приставка? После приставки,
    | |
    Да Нет
    |
    ъ не
    пишется
    2. Оканчивается на оканчивающейся на
    согласную? согласную,
    | |
    Да Нет
    |
    ъ не
    - 41
    пишется
    3. Есть после пиставки
    буквы "е", "е", "ю", "я"? перед "е", "е", "ю", "я"
    | |
    Да Нет
    | |
    ъ ъ не
    пишется пишется пишется ъ.
    III. Первичное закрепление.

- Попробуйте по этому алгоритму повторить правило и разобрать несколько слов (слова на доске).

- Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма.

    - Первое слово "въехал". Есть ли в нем приставка?
    - Да, приставка "в-".

- Обозначим ее. Следующий шаг: оканчивается ли она на согласный?

    - Да.
    - Подчеркнем ее.

- Последний шаг: есть ли после приставки "е", "е", "ю", "я"? - Да, буква "е".

    - Подчеркнем ее. Значит пишем ъ ?
    - Да.

- А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать следующее слово - "объявление".

    - 42

- Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчеркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами. - Следуюшее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь кар точкой. Но если забудете, можете подсмотреть. ( Учитель проверяет правильность и осознанность выполнения ).

    IV. Подведение итогов урока.
    - Какое новое правило мы узнали?
    (Учащиеся рассказывают формулировку правила. )
    - Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило ?
    (составили по нему алгоритм)
    - Какой первый шаг в нем ?
    (Узнать, есть ли в слове приставка. )
    - Если есть, то какой второй шаг ?
    (Узнать, оканчивается ли она на согласную. )
    - Если да, то какой третий шаг ?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.