на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)
p>(Узнать, стоит ли после приставки одна из букв "е", "е", "ю", "я". )

    Если стоит, то пишем ъ ?
    (Да. )
    Д/з: правило на стр. 116, упр. 319. Оценки за урок.

В ходе экспериментальной работы были определены следующие ступени свертывания алгоритма:

    1 ступень - полное рассуждение;
    2 ступень - частичное сжатие;
    3 ступень - максимальное сжатие.
    В решении орфографической задачи выделяется:
    - 43
    1) нахождение орфограммы и определение ее типа;

2) определение порядка решения задачи в общем виде, его модель;

    3) сама проверка данного случая;
    4) запись проверенного слова, словосочетания.

Первый пункт не подлежит свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в формулировках. От ученика достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный ъ), а не полного названия правила.

Второй пункт подлежит наибольшему сокращению. Он может сов меститься с проверкой.

    Свертывание третьего пункта происходит постепенно.

Приведем фрагмент урока, в котором происходит частичное сжатие алгоритма:

- На сегодняшнем уроке мы попробуем определять орфограмму "Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим рассуждение по алгоритму. Рассуждаем так: "ОБ. ЯВЛЕНИЕ"; раздели тельный ъ или ь ?

- "ОБъ-" - приставка на согласную, перед "я", следовательно, пишем ъ : ОБъЯВЛЕНИЕ.

    (Затем 2-3 человека рассуждают таким образом вслух. )

- Для закрепления выполним упражнение. Орфограмму выделим графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной чертой, гласную в корне двумя.

Если навык применения данного правила возможно отработать до автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учащи мися усвоена полностью.

    - 44

Приведем фрагмент урока, где рассуждение по алгоритму достигает стадии максимального сжатия:

- На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ". Рассуждаем так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ.

- Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика рассуждают вслух).

    - А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.

Таким образом, при помощи максимального сжатия алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.

    Результаты экспериментальной работы таковы:

из 22 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились 20 учеников, что составляет 95%.

Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% (6 учеников), "хорошо"- 45% (9 учеников), "удовлетворительно"- 20% (5 учеников), "неудовлетворительно"- 5% (2 ученика).

Работа с алгоритмами способствовала развитию логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом.

    Работы учеников даны в Приложении N2.
    § 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В
    НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЛГОРИТМОВ
    РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
    Во всех классах начальной школы есть темы, в которых
    - 45

целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем (программа 1-3).

     _1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.

В начальных классах дается формулировка правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]. "

Первое условие применения этого правила- умение слышать звук [j] в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего на основе контраста слов с [j] и без него: "солью-солю".

Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще до знакомства с правилом.

Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и "польет" звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме?

Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук [j]: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами е, е, и, ю, я пишется ь.

    Алгоритм
    1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?
    | |
    да, слышится нет, не слышится:
    пиши без ь
    |
    2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?
    | |
    да, есть одна нет: пиши без ь
    из них
    - 46
    |

3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв.

    |
    Проверь написанное.
    Образец рассуждения

Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа", но согласного нет, следовательно, ь не пишется.

Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук [j], далее- буква я: "л'л'иии-с'с'с'-ййй-ааа", "лисья".

     _2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Причина этого явления- в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте".

Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц".

Опознавательный признак орфограммы "непроизносимые согласные" в слове- сочетание [сн] или [зн]. Что касается других сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце", "чувство", "сердце" и др.

Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса"). Порядок изучения темы:

    - 47

а)наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные;

    б)выделение сочетаний, в которых они бывают;
    в)составление правила проверки;
    г)составление алгоритма проверки;
    д)введение случаев "ложных написаний";

е)тренировка-проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом;

    ж)поиск орфограмм в тексте;

з)составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.

    Алгоритм проверки
    1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?
    | |
    есть: [сн], [зн] нет: проверять нечего.
    2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]
    или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в
    конце слова, слышатся отчетливо.
    3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова.
    Сделать вывод. Написать правильно. Проверить
    написанное.
    Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова

"звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный".

 _3. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА В  _НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.

    - 48

В изучении рассматриваемой орфографической темы выделяются следующие ступени. Во-первых, учащиеся должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат. Правило применимо только к тем случаям, когда личное окончание безударное.

Во-вторых, школьник должен понимать, какое правило нужно использовать для проверки данного глагола. Правилами I и II спряжений можно проверять только безударные окончания настоящего и будущего времени.

В-третьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем- таблицу окончаний по лицам, с разграничением I и II спряжений глаголов.

Спрягая глаголы письменно под контролем учителя, т. е. составляя таблицы, учащиеся выделяют личные окончания глаголов, сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их.

Следующий этап - тренировка в определении времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а также образование неопределенной формы глагола.

Когда достигнут уровень высокой точности умения определять форму глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может быть выведено эмпирическим путем, его дает учитель в готовом виде, и оно усваивается в процессе его применения. Сообщаются также и исключения: 4 глагола, оканчивающиеся в неопределенной форме на "-ать", и 7 глаголов на "-еть", принадлежащие ко II спряжению.

На следующем этапе составляется алгоритм. Он достаточно сложен.

    .
    - 49
     ш1. 5
    1 шаг. Проверь: проверяемое слово - глагол?
    | |
    да нет
    2 шаг. Определи время (настоящее или будущее).
    3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно?
    | |
    безударное ударное: проверять не
    нужно.
    |
    4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь
    правильность ее образования.
    |
    5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма?
    | |
    на "-ить" на "-ать" ("-уть", "-еть",
    "-оть", "-ыть", "-ти" и
    др. )
    | |
    6 шаг. Найди в таблице Проверь, если оканчивается
    личное окончание. на "-ать"("-еть"), не
    относится ли к числу
    | исключений.
    | | |
    7 шаг. Глагол II спр. , < ------да нет
    пишем в окончании |
    "а"("я"). |
    |
    8 шаг. Найди по таблице личное
    окончание.
    Глагол I спр. , пишем
    окончание с гласными
    "е", "у", "ю".
    Проверь написанное.
    .
    - 50
     ш2
    Образец рассуждения.

"С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. " (А. С. Пушкин)

В этом предложении глагол "выходит", он стоит в настоящем времени, в 3-ем лице ед. ч. , его окончание безударное - "ит/ет", нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в неопределенную форму: "что делать? " - "выходить"; неопределенная форма оканчивается на "-ить", значит, глагол II спр. , в окончании должен быть звук [и], пишем окончание "-ит": "выходит".

Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает В. Ф. Гутенев. Работа ведется дедуктивным методом. Сразу вырабатывается алгоритм действия:

1. В окончаниях глаголов I спр. пишутся гласные е, е; в окончаниях глаголов II спр. - гласная и.

    сравни: пишешь, идешь - говоришь;
    пишет, идет - говорит;
    пишем, идем - говорим;
    пишете, идете - говорите.

2. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями мо жет определяться по инфинитиву: если глагол в инфинитиве оканчи вается на "-ить", то это глагол II спр. , и, следовательно, в его личных окончаниях надо писать гласную "и". В остальных случаях, кроме исключений, в глаголах I спр. в окончаниях пишем гласную "е" (гласная "е" всегда ударная).

3. Исключение: 4 глагола на "-ать" (гнать, держать, слышать, дышать) и 7 глаголов на "-еть" (смотреть, видеть, ненавидеть, тарпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр.

    - 51
    После этого создается алгоритм действия:
     ш1
    инфинитив на ....
    | |
    -ить -ать (-ять)
    | -уть
    | -еть
    | |
    IIспр. Iспр.
    | |
    и е
    | |
    строишь читаешь
    дуешь
    болеешь
    |
    исключения
    |
    гнать     держать |
    слышать |
    дышать |
    |
    смотреть     видеть
    ненавидеть
    терпеть
    вертеть
    обидеть
    зависеть
    .
    - 52
    Алгоритм действия реализуется следующим образом:
    СТРО. ШЬ ПИШ. ШЬ
    | |
    строить писать
    | |
    IIспр. Iспр.
    | |
    строишь пишешь
    Образец рассуждения:
    пишешь - писать, -АТЬ, Iспр. , Е, пишешь.
    Стадии свертывания данного алгоритма:
    1. СТРО. ИШЬ - строИТЬ - ИШЬ
    |
    ИТЬ
    |
    И
    БОЛЕЕШЬ - болеть - не ИТЬ - Е
    2. ВОД. ШЬ - ИТЬ - И
    СЕ. ЕТ - не ИТЬ - Е
     ш2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.