p>(Узнать, стоит ли после приставки одна из букв "е", "е", "ю", "я". )
Если стоит, то пишем ъ ? (Да. ) Д/з: правило на стр. 116, упр. 319. Оценки за урок.
В ходе экспериментальной работы были определены следующие ступени свертывания алгоритма:
1 ступень - полное рассуждение; 2 ступень - частичное сжатие; 3 ступень - максимальное сжатие. В решении орфографической задачи выделяется: - 43 1) нахождение орфограммы и определение ее типа;
2) определение порядка решения задачи в общем виде, его модель;
3) сама проверка данного случая; 4) запись проверенного слова, словосочетания.
Первый пункт не подлежит свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в формулировках. От ученика достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный ъ), а не полного названия правила. Второй пункт подлежит наибольшему сокращению. Он может сов меститься с проверкой.
Свертывание третьего пункта происходит постепенно.
Приведем фрагмент урока, в котором происходит частичное сжатие алгоритма: - На сегодняшнем уроке мы попробуем определять орфограмму "Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим рассуждение по алгоритму. Рассуждаем так: "ОБ. ЯВЛЕНИЕ"; раздели тельный ъ или ь ? - "ОБъ-" - приставка на согласную, перед "я", следовательно, пишем ъ : ОБъЯВЛЕНИЕ.
(Затем 2-3 человека рассуждают таким образом вслух. )
- Для закрепления выполним упражнение. Орфограмму выделим графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной чертой, гласную в корне двумя. Если навык применения данного правила возможно отработать до автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учащи мися усвоена полностью.
- 44
Приведем фрагмент урока, где рассуждение по алгоритму достигает стадии максимального сжатия: - На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ". Рассуждаем так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ. - Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика рассуждают вслух).
- А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух.
Таким образом, при помощи максимального сжатия алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма.
Результаты экспериментальной работы таковы:
из 22 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились 20 учеников, что составляет 95%. Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% (6 учеников), "хорошо"- 45% (9 учеников), "удовлетворительно"- 20% (5 учеников), "неудовлетворительно"- 5% (2 ученика). Работа с алгоритмами способствовала развитию логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом.
Работы учеников даны в Приложении N2. § 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЛГОРИТМОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ Во всех классах начальной школы есть темы, в которых - 45
целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем (программа 1-3).
_1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.
В начальных классах дается формулировка правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]. " Первое условие применения этого правила- умение слышать звук [j] в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего на основе контраста слов с [j] и без него: "солью-солю". Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще до знакомства с правилом. Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и "польет" звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме? Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук [j]: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами е, е, и, ю, я пишется ь.
Алгоритм 1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]? | | да, слышится нет, не слышится: пиши без ь | 2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я? | | да, есть одна нет: пиши без ь из них - 46 |
3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв.
| Проверь написанное. Образец рассуждения
Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа", но согласного нет, следовательно, ь не пишется. Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук [j], далее- буква я: "л'л'иии-с'с'с'-ййй-ааа", "лисья".
_2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Причина этого явления- в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте". Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц". Опознавательный признак орфограммы "непроизносимые согласные" в слове- сочетание [сн] или [зн]. Что касается других сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце", "чувство", "сердце" и др. Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса"). Порядок изучения темы:
- 47
а)наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные;
б)выделение сочетаний, в которых они бывают; в)составление правила проверки; г)составление алгоритма проверки; д)введение случаев "ложных написаний";
е)тренировка-проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом;
ж)поиск орфограмм в тексте;
з)составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.
Алгоритм проверки 1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных? | | есть: [сн], [зн] нет: проверять нечего. 2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо. 3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное. Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова
"звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный". _3. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА В _НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.
- 48
В изучении рассматриваемой орфографической темы выделяются следующие ступени. Во-первых, учащиеся должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат. Правило применимо только к тем случаям, когда личное окончание безударное. Во-вторых, школьник должен понимать, какое правило нужно использовать для проверки данного глагола. Правилами I и II спряжений можно проверять только безударные окончания настоящего и будущего времени. В-третьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем- таблицу окончаний по лицам, с разграничением I и II спряжений глаголов. Спрягая глаголы письменно под контролем учителя, т. е. составляя таблицы, учащиеся выделяют личные окончания глаголов, сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их. Следующий этап - тренировка в определении времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а также образование неопределенной формы глагола. Когда достигнут уровень высокой точности умения определять форму глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может быть выведено эмпирическим путем, его дает учитель в готовом виде, и оно усваивается в процессе его применения. Сообщаются также и исключения: 4 глагола, оканчивающиеся в неопределенной форме на "-ать", и 7 глаголов на "-еть", принадлежащие ко II спряжению. На следующем этапе составляется алгоритм. Он достаточно сложен.
. - 49 ш1. 5 1 шаг. Проверь: проверяемое слово - глагол? | | да нет 2 шаг. Определи время (настоящее или будущее). 3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно? | | безударное ударное: проверять не нужно. | 4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь правильность ее образования. | 5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма? | | на "-ить" на "-ать" ("-уть", "-еть", "-оть", "-ыть", "-ти" и др. ) | | 6 шаг. Найди в таблице Проверь, если оканчивается личное окончание. на "-ать"("-еть"), не относится ли к числу | исключений. | | | 7 шаг. Глагол II спр. , < ------да нет пишем в окончании | "а"("я"). | | 8 шаг. Найди по таблице личное окончание. Глагол I спр. , пишем окончание с гласными "е", "у", "ю". Проверь написанное. . - 50 ш2 Образец рассуждения.
"С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. " (А. С. Пушкин) В этом предложении глагол "выходит", он стоит в настоящем времени, в 3-ем лице ед. ч. , его окончание безударное - "ит/ет", нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в неопределенную форму: "что делать? " - "выходить"; неопределенная форма оканчивается на "-ить", значит, глагол II спр. , в окончании должен быть звук [и], пишем окончание "-ит": "выходит". Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает В. Ф. Гутенев. Работа ведется дедуктивным методом. Сразу вырабатывается алгоритм действия: 1. В окончаниях глаголов I спр. пишутся гласные е, е; в окончаниях глаголов II спр. - гласная и.
сравни: пишешь, идешь - говоришь; пишет, идет - говорит; пишем, идем - говорим; пишете, идете - говорите.
2. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями мо жет определяться по инфинитиву: если глагол в инфинитиве оканчи вается на "-ить", то это глагол II спр. , и, следовательно, в его личных окончаниях надо писать гласную "и". В остальных случаях, кроме исключений, в глаголах I спр. в окончаниях пишем гласную "е" (гласная "е" всегда ударная). 3. Исключение: 4 глагола на "-ать" (гнать, держать, слышать, дышать) и 7 глаголов на "-еть" (смотреть, видеть, ненавидеть, тарпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр.
- 51 После этого создается алгоритм действия: ш1 инфинитив на .... | | -ить -ать (-ять) | -уть | -еть | | IIспр. Iспр. | | и е | | строишь читаешь дуешь болеешь | исключения | гнать держать | слышать | дышать | | смотреть видеть ненавидеть терпеть вертеть обидеть зависеть . - 52 Алгоритм действия реализуется следующим образом: СТРО. ШЬ ПИШ. ШЬ | | строить писать | | IIспр. Iспр. | | строишь пишешь Образец рассуждения: пишешь - писать, -АТЬ, Iспр. , Е, пишешь. Стадии свертывания данного алгоритма: 1. СТРО. ИШЬ - строИТЬ - ИШЬ | ИТЬ | И БОЛЕЕШЬ - болеть - не ИТЬ - Е 2. ВОД. ШЬ - ИТЬ - И СЕ. ЕТ - не ИТЬ - Е ш2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|