на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)
p>Следует заметить, что в данном случае используется другая классификация алгоритмов обучения, чем в нашей работе. Согласно этой классификации, алгоритмы обучения орфографии делятся на ал горитмы правила и алгоритмы действия. Алгоритмы правила составля ются на основе последовательного раскрытия пунктов правила, тогда как алгоритм действия есть практическое предписание для выполне ния реальных действий, направленных на получение конкретного ре зультата.

Алгоритмы обоих типов мы можем рассмотреть на примере темы "Мягкий знак после шипящих", описание работы над которой также дано В. Ф. Гутеневым.

Общий алгоритм правила составляется на основе частных выводов и имеет следующий вид:

    .
    - 53
     ш1
    "ь" после шипящих (ш, щ, ч, ж)
    | |
    пишется не пишется
    сущ. глаг. нареч. частица сущ. прилаг. | |

И. п инф. 2л. повел. | | И. п Р. п краткие ед. ч | ед. ч накл. | | ед. ч мн. ч

    ж. р | | | | | м. р ж. р
    | | | | | |

тушь беречь | режь наотмашь лишь нож луж хорош рожь | (-те) настежь | луч туч горяч дочь идешь (-ся) навзничь |

    вещь | |
    | |
    исключения
    | |
    уж аж
    замуж
    невтерпеж
     ш2
    Алгоритм правила читается сверху вниз.

Нарпимер: ь после шипящих пишется в глаголах 2 лица ед. ч. : ИДЕШЬ.

Если алгоритм правила читать снизу вверх, получается алгоритм действия, который работает в 2-3 шага.

    Например:
    РЕЖ. ТЕ ХОРОШ.
    повелител. краткая форма
    наклонение прилагательного
    глагол не пишется
    пишется ХОРОШ
    РЕЖЬТЕ
    - 54

Однако, исходя из данного примера, нельзя делать вывод, что алгоритм действия и алгоритм правила выводятся друг из друга именно таким образом. Этопроисходит разными путями. В накоторых случаях бывает достаточно только алгоритма правила или алгоритма действия.

Таким образом, мы показали ряд примеров, раскрывающих пути применения алгоритмов обучения орфографии в практике начальной школы.

При составлении алгоритма необходимо учитывать подготовлен ность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводит ся данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготови тельный период достаточной продолжительности, на котором дети вы полняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в клас се в процессе изучения и усвоения правила.

Важную роль также играет умение правильно рассуждать по ал горитму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т. е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью.

    § 3. ИЗУЧЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ,
    СОСТАВЛЕННЫХ НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ
    (ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    С целью проверки эффективности обучения орфографии при помо
    - 55

щи компьютерных программ нами был проведен лабораторный экспери мент по темам:

    1. "Непроизносимые согласные в корне слова".

2. "Употребление ь после шипящих на конце имен существитель ных".

Для эксперимента были подобраны дети 8-9 лет, обучающиеся в 3 классе по программе 1-3, в НСШ N6 г. Ельца.

К первой теме нами был разработан сценарий игры "Помоги утенку дойти до озера". Детям дается задание: помочь утенку доб раться до озера, вставляя пропущенные буквы в данные слова. Уга дывая каждое написание слова, учащийся помогает продвинуться утенку на один шаг. По окончании работы на экране появляется сло весная оценка:

Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как выполняют ее они самостоятельно, на этапе свертывания алгоритма до автоматизма.

К теме N2 нами был разработан сценарий игры "Автомобилист". Дети должны определить, пишется ли ь в предлагаемых им словах. При угадывании каждого написания слова, учащийся помогает проехать автомобилю на несколько метров. Если написание слова неверно, то автомобиль стоит на месте. По окончании работы на экране появляется словесная оценка, типа: "Вы отличный водитель" или "Вы неважный водитель. Ваша машина сломалась. Позовите ко го-нибудь на помощь и выучите правило. "

Использовать эту программу следует при первичном закреплении правила, когда порядок действий еще не полностью усвоен.

    Так как опыта в работе по компьютерной программе у учащихся
    - 56

не было, ребятам помогали студенты факультета ПиМНО ЕГПИ. В ходе эксперимента со студентами была проведена беседа, вывод из которой будет приведен ниже.

Перед началом работы с компьютерной программой в течении 3 минут был проведен инструктаж, во время которого дети познакоми лись с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания.

Экспериментаторами и их помощниками был создан положительный эмоциональный фон, который помог детям освоиться в необычных условиях эксперимента, познакомиться с клавиатурой машины и особенностями работы с программой.

Результаты, полученные нами в ходе эксперимента, приведены в таблицах.

    Таблица 1.
    Результаты работы с программой
    "Помоги утенку дойти до озера".
     ш1

-----------------T-------------------------------------------¬ ¦ Фамилии, имена ¦ Непроизносимые согласные в корне слова ¦ ¦ учащихся ¦ Игра"Помоги утенку дойти до озера" ¦ +----------------+-------------------T-----------------------+ ¦ ¦ время оценка ¦ время оценка ¦ ¦ 1. Аброськина И. ¦ 5мин. 5 ¦ 4мин. 5 ¦ ¦ 2. Боев Р. ¦ 15мин. 2 ¦ 12мин. 3 ¦ ¦ 3. Макаренко М. ¦ 11мин. 3 ¦ 10мин. 3 ¦ ¦ 4. Моськин М. ¦ 10мин. 3 ¦ 7мин. 3 ¦ ¦ 5. Нестерова К. ¦ 7мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 6. Нестерова Н. ¦ 10мин. 4 ¦ 7мин. 4 ¦ ¦ 7. Панин С. ¦ 12мин. 2 ¦ 10мин. 3 ¦ ¦ 8. Рябцев С. ¦ 11мин. 3 ¦ 8мин. 3 ¦ ¦ 9. Смыкова Ю. ¦ 13мин. 3 ¦ 10мин. 4 ¦ ¦ 10. Цуцкин М. ¦ 10мин. 3 ¦ 9мин. 3 ¦ ¦ 11. Шишкова Л. ¦ 12мин. 3 ¦ 7мин. 4 ¦ L----------------+-------------------+-----------------------  ш2

Из таблицы 1 видно, что среднее время, затраченное в игре "Помоги утенку дойти до озера", в первый раз примерно 10-11 мин. ,

    - 57

а во второй - 8-9 мин. , что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно-вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. Кроме того, сыграли роль и положительная эмоциональная установка, заинтересованность самих детей, помощь и поддержка старших. Результаты работы детей по второй теме приведены в таблице N2.

    Таблица 2.
    Результаты работы с программой
    "Автомобилист".
     ш1

-----------------T--------------------------------------------¬ ¦ Фамилии, имена ¦ Употребление ь после шипящих на конце имен¦ ¦ учащихся ¦ существительных. "Автомобилист" ¦ +----------------+----------------------T---------------------+ ¦ ¦ время оценка ¦ время оценка ¦ ¦ 1. Аброськина И. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 2. Боев Р. ¦ 9мин. 2 ¦ 8мин. 2 ¦ ¦ 3. Макаренко М. ¦ 7мин. 3 ¦ 7мин. 5 ¦ ¦ 4. Нестерова К. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 5. Нестерова Н. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 6. Панин С. ¦ 8мин. 3 ¦ 7мин. 4 ¦ ¦ 7. Рябцев С. ¦ 9мин. 2 ¦ 8мин. 3 ¦ ¦ 8. Смыкова Ю. ¦ 7мин. 4 ¦ 6мин. 4 ¦ ¦ 9. Цуцкин М. ¦ 7мин 4 ¦ 6мин. 5 ¦ ¦ 10. Моськин М. ¦ 9мин. 4 ¦ 8мин. 4 ¦ ¦ 11. Шишкова Л. ¦ 6мин. 4 ¦ 5мин. 5 ¦ L----------------+----------------------+---------------------  ш2

Среднее время - примерно 6-7мин. , что находится в пределах допустимой нормы.

Сравнивая результаты таблиц N1 и N2, можно увидеть, что ра бота над темой "Непроизносимые согласные в корне слова" заняла больший объем времени, так как многие слова были трудными и неко торые дети не могли понять, от какого слова они образованы. Это такие слова, как чудесный, прекрасный, лестница, опасный, искус ный.

    - 58

Работа с алгоритмом не вызвала особых затруднений, так как ребята очень хорошо усвоили алгоритм данного правила и слова, используемые нами в сценарии, были знакомы детям.

В ходе эксперимента была проведена беседа со студентами, по могающими детям в работе с компьютерной программой. Они были еди нодушны во мнении, что подобные занятия необходимы на уроках русского языка. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Ощущался переизбыток эмоций.

Таким образом, лабораторный эксперимент, проведенный нами, показал значимость и необходимость привлечения элементов работы с компьютером в начальной школе при обучении орфографии на уроках русского языка.

Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий.

Успешность выполнения заданий зависит также от того, нас колько учащийся владеет знаниями, умениями и навыками, необходи мыми для изучения данной орфограммы.

Этому может способствовать система компьютерных программ, которая позволит изучать материал последовательно, с учетом инди видуальных особенностей каждого ученика. Данная система позволит устранить негативные моменты, присутствовавшие в эксперименте, где компьютерная программа была дана как единичный случай: устра нит переизбыток эмоций, снизит время, отводимое на чтение заданий и работу с клавиатурой машины до минимума, так как у детей выра батывается навык чтения с экрана дисплея и усовершенствуется уме ние пользоваться компьютером; устранит пробелы в знаниях, умениях

    - 59

и навыках, необходимых для усвоения правила, так как следующая программа будет введена лишь после полного усвоения ребенком программ предыдущих тем.

Примечание: распечатка компьютерных программ дана в приложе нии.

    10 _NETEND
    20 GOSUB 1110
    30 GOSUB 1050: ' на инструкцию
    40 DIM G(10)
    50 SCREEN 7, 2: COLOR 15, 1, 1: CLEAR 2000: CLS
    60 OPEN "grp: " AS #1
    70 GOSUB 490: ' рисование фона
    80 GOSUB 660: 'создание объектов
    90 '
    100 ' процесс пошел
    110 '
    120 XS=118: Z=1: XU=5
    130 RESTORE 1700
    140 FOR KS=1 TO 15
    150 IF INKEY$<>"" THEN 150
    160 READ SL$, OT
    170 COLOR 15, 4: PRESET(300, 120): PRINT #1, SL$+" "
    180 ' обработка движения указателя
    190 G=STICK(0): FOR W=1 TO 50: NEXT W
    200 IF G=3 AND Z    210 IF G=7 AND Z>1 THEN XS=XS-24: Z=Z-1
    220 PUT SPRITE 2, (XS, 175), 15, 2
    230 E$=INKEY$
    240 IF E$=" " THEN 250 ELSE 190
    250 IF OT=Z THEN GOSUB 880: GOSUB 980: GOSUB 720
    ELSE GOSUB 910: GOSUB 980
    260 NEXT KS
    270 ' выдача результатов
    280 LINE(200, 100)-(480, 200), 4, BF
    290 LINE(200, 100)-(480, 200), 10, B
    300 SPRITE$(2)=""
    310 IF SU=15 THEN RESTORE 1500
    320 IF SU=13 THEN RESTORE 1550
    330 IF SU    340 ' выдача рекомендаций
    350 FOR Y=110 TO 150 STEP 10
    360 READ A$
    370 COLOR 15, 4: PRESET(220, Y): PRINT #1, A$
    380 NEXT Y
    390 LINE (200, 165)-(480, 165), 10
    400 GOSUB 770
    410 ' запрос на повтор

420 COLOR 15, 4: PRESET (220, 170): PRINT #1, "Ж е л а е т е

    е щ е ? "

430 PRESET (220, 180): PRINT #1, "Нажми 'Д', если да; 'Н' - нет" 440 E$=INKEY$

    450 IF E$="" THEN 440
    460 IF INSTR("ДдDd", E$)>0 THEN CLEAR: CLOSE #1: GOTO 20
    470 IF INSTR("НнNn", E$)>0 THEN 480 ELSE 440
    480 END
    490 ' рисование фона
    500 LINE(0, 0)-(512, 30), 7, BF: CIRCLE(25, 15), 10, 10:
    PAINT (25, 15), 10
    510 COLOR 4, 7: PRESET(480, 5): PRINT #1, "IFV"

520 LINE (0, 31)-(22, 96), 2, BF: LINE (23, 31)-(489, 96), 1, BF

    530 LINE(490, 31)-(512, 96), 2, BF
    540 Y=10: FOR X=50 TO 500 STEP 100
    550 CIRCLE(X, Y), 10, 15, ,, .3: PAINT(X, Y), 15
    560 Y=Y+4
    570 NEXT X
    580 FOR I=0 TO 19
    590 LINE (22+I*24, 41)-(34+I*24, 86), 15, BF
    600 NEXT I
    610 COLOR 9, 1: PRESET(250, 180): PRINT #1, "Т Л
    Д В [ ]"
    620 LINE(200, 100)-(480, 150), 4, BF
    630 LINE(200, 170)-(480, 200), 10, B
    640 COLOR 9, 4: PRESET (220, 120): PRINT #1, "ЗАДАНИЕ: "
    650 RETURN
    660 ' движ. объект
    670 RESTORE 1650: F$="": FOR I=1 TO 32: READ F1
    680 F$=F$+CHR$(F1): NEXT I: SPRITE$(1)=F$
    690 PUT SPRITE 1, (XU, 50), 9, 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.