на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
p>В советской психологии всегда стоял вопрос о соотношении мотива и деятельности, мотива и ее отельных компонентов. Эти вопросы были предметом внимания и зарубежных исследователей. Но в их теориях мотив или становился над деятельностью, или непосредственно сливался с ней. Примером этого может служить указание на то, что влечение есть мера активности или элемент деятельности. Однако, как показывают данные наших психологов, связи мотива и деятельности более сложные и неоднозначные, чем это кажется на первый взгляд. Изучение этих связей в нашей психологии идет на основе принципа единства личности и деятельности, хорошо разработанного такими крупными учеными, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалёв, Д. Н. Узнадзе, Е. В. Шорохова и другие. [29, 51, 32, 7, 66, 68].

В соответствии с этим принципом можно сказать, что если мотивы являются выражением сущности личности, неразрывны с ней, личность проявляет себя в активности через мотивы, которые обеспечивают ее взаимодействие с окружающей средой и социальными условиями, то они находятся в единстве с деятельностью личности, ее поведением.

Проведенные исследования [27, 22, 23, 26, 33, 12], [с. 77-84; с. 31-39; с. 87-94; с. 35-44; с. 37-45; с. 191-200]показали, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Деятельность, в свою очередь, оказывает влияние на мотивы. Об этом точно и ясно сказано у Б. Ф. Ломова: “Соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и неоднозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда, завершив данную деятельность, личность начинает другую (или же реализует этот мотив в общении). В процессе деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (ее программа, структура, состав действий и т. д. )” [32], с. 312]. И. В. Имедадзе тоже указывал на полимотивацию деятельности [23, с. 87-94]. По его мнению, полимотивация в психологии понимается по-разному. В одном случае в нее включают систему мотивов, различающихся лишь по широте, обобщенности и значимости. В другом–она образуется из одного смыслообразующего и ряда дополнительных мотивов. [28, 29], [с. 362-383]. Эти типы полимотивации по И. В. Имедадзе не согласуются с понятием мотива, если под мотивом понимать потребность или предмет потребности. Известно, что мотив–это системообразующий фактор [28, 61, 49], с. 362-383; с. 102-111; с. 223-264]. Он, следовательно, может побуждать, направлять, организовывать, регулировать, санкционировать и т. д. деятельность. В нем представлены эмоциональные, волевые, когнитивные, ситуационные стороны деятельности и те потребности, которые она удовлетворяет. “Моментом, объединяющим в единообразном поведении эти различные потребности, - замечает И. В. Имедадзе, - предстает мотив как субъективная ценность деятельности, отражающая интегрированное действие всех потребностей”. [23, с. 91]. Мотив не только обосновывает решение, но и действует на всем протяжении деятельности, определяя ее начальный этап– принятие решения и регулирования ее вплоть до завершения. Обобщая данные анализа основных направлений в изучении природы мотивации, ее структуры, факторов, необходимо отметить, что мотивационные системы являются продуктом развития всех побудительных сил человека, его деятельности, жизненной практики, социализации и превращения его в личность.

Мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой.

    1. 1. 2. Потребность как один из источников активности.

Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, то есть, проявляя активность. Выступая, как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и, в силу своей специфичности, получила название “деятельность”.

Деятельность человека –сложное явление. Результатом человеческой деятельности является определенный продукт. Деятельность личности как динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образам отношений субъекта в предметной деятельности. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности.

Как подчеркивает А. Н. Леонтьев [29], основной конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Выражение “беспредметная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет выступает двояко: первично–в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично–как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которые осуществляются в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Деятельность –это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании или природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая субъектом, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат. При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект.

Что же заставляет человека действовать определенным образом в определенном положении? Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, то есть состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития. Любая потребность имеет свой предмет, то есть, она всегда есть осознание нужды в чем-то.

В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребностей, у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора, индивидуум противоположного пола и пр. ), человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в “надорганические”, опосредствованные предметной деятельностью. Даже действия маленького ребенка, который сидит на стульчике за столом, ест ложкой из тарелки, невозможно целиком вывести из одних его собственных потребностей. Ни стол, ни ложка вовсе не нужны для удовлетворения потребности в пище. Но под воздействием воспитания подобные предметы начинают выступать для ребенка как необходимое условие такого удовлетворения. Не сама потребность, как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения.

В том, что для удовлетворения своих потребностей человек использует исторически сложившиеся в данном обществе приемы, наиболее ярко проявляется совмещение личного и общественного в потребностях. Это находит выражение также и в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей, например, связанных с потреблением пищи, используются результаты общественного разделения труда (горожане не участвуют в процессе выращивания, сбора урожая, но пользуются сельхозпродуктами в обмен на продукцию своей деятельности). Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей человека тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит. Именно поэтому потребности людей, сознательно объединенных в одну группу, обычно совпадают (в семье, в классе). Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода и жары и т. д. ). Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

Мы уже отмечали, что в человеческом обществе естественные потребности существенно отличаются от таковых в животном мире. “Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемый с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов”[34], c. 718]. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, тарелка), так предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. Культурные потребности существенно различаются по своему соответствию требованиям общества. Включаясь в различные группы, молодежь может испытывать культурные потребности в очень широком диапазоне, начиная от модной одежды и фотографий киногероя и заканчивая интересной, содержательной книгой. Внутренняя субъективная оценка этих потребностей будет зависеть от сложившихся ценностных установок, мировоззрения человека, в то время как внешняя объективная оценка будет определяться соответствием потребностей требованиям того общества, в котором живет человек.

По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т. д. ), и духовные, выявляющие зависимость от продуктов общественного сознания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т. п. ). Вполне очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению–либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становиться мотивом поведения. Понятиям мотива и цели принадлежит в психологическом анализе деятельности важное место. Немотивированной деятельности, так же как и нецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

1. 1. 3. Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура.

Анализ изучения мотивации в зарубежной и советской психологии выявил вполне определенную тенденцию, которая заключается в том, что мотивы не отождествляются с влечениями, потребностями, другими побудителями человеческой активности. Они представляют собой качественно новый уровень побуждения и регуляции поведения и деятельности человека. Мы называем этот уровень личностным, интегральным, системным и целостным.

Чтобы показать и выразить системность мотива, то есть его многогранность и динамизм, многоуровневость и многомерность, мы построили достаточно простую модель. Она отражает все эти его существенные характеристики, структуру его свойств и функции.

На рисунке №1 дается изображение динамической структуры мотива. В этой модели представлены две подструктуры: подструктура свойств мотива, образующий его ядро, и подструктура функций мотива, в которых проявляются свойства. Функции или действия мотива включают в себя: побудительную, селективную, когнитивную, целемоделирующую, смыслообразовательную и регулятивную функции. Поскольку функция есть законченный период действия мотива на поведение и деятельности человека, то это действие можно показать в виде синусоиды (рисунок №2). Она показывает изменчивость функции от min до max и от max до min в первом и во втором полупериоде. Вместе с тем функция изменяется и в виде “вращения”. На рисунке №1 это показано стрелками, что можно понимать как последовательное замещение места одной функции другой. Следовательно, функция как бы вращается по кругу, сменяя действие соседней с ней функции. Отсюда на выходе мотива происходит последовательная смена действия функций личности на ее формы активности. При этом за один период “вращения” функции, ее уровень воздействия успевает меняться по величине и знаку (рисунок №2)

Используя термин “вращения функции”, подчеркиваем, что действие мотива проявляется разносторонне. В один период свойства мотива в мотивации проявляются в виде селективного действия, в другой– в другой когнитивного, в третий – в виде целемоделирующего и т. д. В модели показаны и свойства мотива: в центре –содержание, в качестве которого выступают потребности, влечения, инстинкты и другие побудители; направленность, понимаемая нами как вектор побудителя; значимость, или личностный смысл побудителя, личностная необходимость в том, что отражается в содержании мотива; динамичность–это сила, напряженность, подвижность, подвижность и устойчивость действия мотива: эмоциональность–наполненность переживанием, чувствами содержания мотива и его значимости; установка как свойство мотива, выражающая готовность к действию и, наконец, волевые свойства, понимаемые как сознательные компоненты мотива поведения и деятельности человека.

Как уже отмечалось, подструктура свойств составляет ядро мотива. Она проявляется в функциональной подструктуре, описанной нами ранее. Все эти свойства не только взаимосвязаны, но и способны последовательно взаимообуславливать друг друга. Более того, мы склонны предполагать, что исходным компонентом в данной структуре является содержание мотива, в качестве которого выступает система потребностей, влечений, других внутренних побудителей человека. Именно содержание задает все другие компоненты ядерной части мотива. На основе содержания формируется вначале направленность как определенная избирательность форм поведения и деятельности, предметов внешней среды, на которые должна быть направлена активность человека. Направленность есть вектор активности, вектор желания, переживания, чувствования, иначе говоря, это есть ориентированность мотива. Направленность определяется содержательными свойствами, и, прежде всего предметами человеческих потребностей.

    Рис 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.