p>Диагноз -317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР-III уровень, обусловленная умственной отсталостью. Один ребенок в семье. Родители в разводе.
Александр М. Дата рождения - 1 июля 1991 года
Диагноз -317, умственная отсталость в степени дебильности, органическое поражение головного мозга эпилептический синдром, ОНР-II степени. Один ребенок в семье. Родители в разводе. Мама злоупотребляет алкогольными напитками, с ребенком не занимается, ребенок предоставлен сам себе.
Алексей С. Дата рождения - 29 июля 1991 года
Диагноз -317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР-III уровень, обусловленная умственной отсталостью. В семье есть еще двое детей: младший брат (с диагнозом задержка психического развития) и старшая сестра. Родители в разводе. В семье с детьми занимаются, заботятся о них 4. Дата рождения - 8 июня 1993 года Диагноз -317, умственная отсталость в степени дебильности, общее недоразвитие речи II-го уровня. Один ребенок в семье. Семья полная. Родители очень переживают, беспокоятся за ребенка. Все время с ним занимаются. Часто обращаются к разным специалистам за помощью, рекомендациями. Всеми усилиями стараются помочь своему ребенку.
5. Игорь Г. Дата рождения - 25 марта 1993 года
Диагноз -317? , умственная отсталость в степени дебильности? Этот диагноз неточен, есть предположение, что у ребенка умственная отсталость в степени имбицильности. Диагноз будет уточнятся. ОНР-I-II-го уровня. Один ребенок в семье. Родители в разводе. Бабушка с мамой занимаются воспитанием сына, они очень любят его и заботятся о нем. 6. Сергей К.
Дата рождения - 3 мая 1992 года
Диагноз -317, умственная отсталость в степени дебильности, общее недоразвитие речи III-го уровня, дизартия. Один ребенок в семье. Мама Сережи злоупотребляет алкогоeльными напитками, отец Сережи в настоящее время сидит в тюрьме. Воспитывает, Сережу, бабушка. Она очень о нем заботится. Бабушка создала все условия, которые только можно было, для того, чтобы ребенок ощущал себя комфортно, чувствовал, что он любим. Бабушка водит его в театры, цирк, читает ему книги; занимается с ним.
Результаты исследования.
2. 4. 1. Результаты по проведённому эксперименту “Волшебная комната”. Каждому ребёнку предлагалась инструкция и вопросы. Все дети по-разному реагировали на слова исследователя. Четверо детей из шести согласились идти в замок по приглашению волшебника в удивительную комнату, где собраны все игрушки, какие только есть на белом свете. А два ребёнка из шести отказались идти в эту комнату. Дети объясняли отказ следующим образом. Алёша С. В волшебную комнату не пойдёт, не хочет, ничего не знает. С собой никого не возьмёт. Можно предположить, что у ребёнка есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Требованиям взрослых подчиняется не всегда, не сразу и не полностью. Возможно принятие помощи взрослого. На контакт с экспериментатором идёт охотно, активен, но быстро утомляется, внимание неустойчиво. Общение с экспериментатором и детьми кратковременное. Поговорив недолго с экспериментатором, встаёт, уходит, идёт к детям; смотрит, что они делают, потом быстро заглядывает в игровой уголок, затем подходит к другим детям, где тоже общается недолго. По сравнению с игровой деятельностью рисовать может продолжительное время. Рисует с удовольствием, может сразу нарисовать 2-3 рисунка; рисунки очень хорошие. Возможно, ему нравится рисовать потому, что эта деятельность у него хорошо получается. Некритичное отношение к результатам своей и чужой деятельности других. Игорь Г. Не говорит, делает своё дело, катает машинку. Мимика, жесты показывают безразличное, безучастное отношение ребёнка к словам экспериментатора; играет сам с собой. Слабо развита моторика общая и мелкая, вследствие этого движения и поза ребёнка скованы, затрудняют выполнение игровых действий с предметами. Действия находятся на уровне манипуляций специфических и неспецифических (переворачивает машинку, стучит ею об пол, бросает её). Этот эксперимент для ребёнка невыполним, из-за возникающих трудностей представить ситуацию появления волшебника, вследствие недостаточности абстрактного мышления, ограниченности воображения, слабой памяти. О чём может свидетельствовать поставленный диагноз 317? умственной отсталости. Вследствие моторной алалии с элементами сенсорной алалии затруднено общение со сверстниками и взрослыми. Большую часть времени находится в одиночестве. Возможно принятие помощи взрослого. Сергей К. В эту волшебную комнату возьмёт с собой волшебника, так как он красивый, волшебный и ему нравится. Они будут играть в машинки, катать, водить их. Главную роль возьмёт на себя. Если дети не хотят больше играть, то он один будет играть, сам. Предложил, один вариант игры-мозайку, больше никакие, объяснив это тем, что ему не нравится играть в игры; не может рассказать о её замысле. Возможно, это связано с недостаточно сформированными игровыми навыками и отрицательным или безразличным отношением со стороны сверстников. Охотно вступает в контакт с экспериментатором, с удовольствием общается с ним, но есть трудности в общении с детьми (в неумении договориться с ними, не учитывает мнение и желание других детей). Принимает помощь взрослого, слушается его. Играет продолжительное время увлечённо, с интересом. Саша Б. Возьмёт маму и Алёшу-друга семи лет. В этой комнате они будут играть в машинки, медведи. По просьбе предложить ещё игры он ответил: “Танцевать. Всё уже. Не знаю больше”. Не может рассказать о замысле игр, не всегда представляет их ход и затрудняется распределить роли. Возможно, это связано с недостаточно сформированными игровыми навыками. Мало знает игр. Что будет делать в ситуации, когда ребята не хотят играть, он ответил, что будет их гонять, заставлять. Наличие деструктивного способа разрешения конфликтной ситуации - ребёнок уходит от ситуации и агрессивное разрешение её. Трудности в общении с детьми, которые проявляются в неумении договориться с детьми, уступить; не учитывает мнение и желание других детей. Общается с экспериментатором охотно, активен, принимает помощь взрослого. Играет продолжительное время с удовольствием и интересом. Александр М. В волшебную комнату возьмёт маму и друга семи лет. Будут строить железную дорогу. Больше игр не называл. На контакт с экспериментатором идёт охотно, активен, но быстро устаёт. Испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми, обусловленные общим недоразвитием речи. Возможно, принятие помощи взрослого, но не всегда выполняет требования взрослого. Игровая деятельность средней продолжительности; процессуальные действия с предметами. Не может ничего рассказать о сюжете, замысле игры, вызывает трудности распределение ролей. Можно предположить, что трудности возникают из-за недостаточно сформированных игровых навыков. Дима С. Возьмёт с собой только маму, больше никого, там они будут играть в машинки. Говорит очень мало, больше молчит, длительные паузы; быстро утомляется, вял, пассивен. Существуют трудности в общении со взрослыми и детьми. Дима, не включается в коллектив, ни о чём не спрашивает. Больше времени проводит в одиночестве. Возможно, ему трудно общаться со сверстниками и с детьми старше, так как в этой группе он недавно; сад посещает редко из-за частых заболеваний. По возрасту в группе младше всех. Отрыв от родных и привычной обстановки; новая и сложная система отношений, общения; трудности в общении, связанные с общим недоразвитием речи - всё это оказывает отрицательное влияние на внутреннее состояние ребёнка. Общее эмоциональное состояние характеризуется преобладанием отрицательных эмоций, наблюдается усталость, близкая к хроническому переутомлению. Результаты исследования также выявили, что у ребёнка есть потребность в эмоциональном контакте с близким человеком–мамой. Интереса к игре не проявляет, играет из подчинения взрослому и детей; возможно принятие помощи взрослого. Результаты исследования выявили, что из-за дефектов ощущений, восприятия, недостаточности абстрактного мышления, памяти умственно отсталый ребёнок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений. Анализ исследования также показал, что ребёнок с интеллектуальной недостаточностью испытывает трудности при установлении контактов с другими детьми и окружающими его взрослыми; не включается в коллектив.
2. 4. 2 РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ “ ВЫБОР ИГРЫ”
Каждому ребенку предлагалось из перечисленных игр выбрать одну, в которую бы он хотел поиграть. Названия игр были следующие: “Космонавты”, “Мозайка”, “Дочки-матери”, “Меткий мяч”, “Железная дорога”, “Лото”, “Путешествие”, “Собери картинку”, “Больница”, “Встреча гостей”, “Детский сад”, “Магазин”. Четверо из шести детей, выслушав экспериментатора, выбрали игры из предложенных и поиграли в них с экспериментатором. Дети были активны, охотно общались с экспериментатором. Игра сопровождалась эмоциональной приподнятостью, интересом к ней; у некоторых детей характер его был неустойчив. Два ребенка не проявили никакого интереса, было безразличное безучастное отношение к словам экспериментатора.
Интерпретация: Низкий уровень развития игровых навыков. 2. 3. 2. Методика “Выбор игры”. Цель методики:
1. Выявить основные движущие мотивы ребёнком при выборе игры. 2. Получить уточняющую информацию о предпочтениях ребёнка. Методика разработана самостоятельно. Ребёнку предлагалось выбрать одну игру из предложенных и поиграть в неё. Игры ребёнку предлагались разные. Знакомые ребёнку и незнакомые, новые и старые. Сергей К. Первый раз из перечисленных игр он выбрал игру “Путешествие”. Он предложил путешествовать на корабле. Сам выбрал себе роль рулевого, объяснив свой выбор тем, что он отдыхает и больше ничего не делает. В эту игру с экспериментатором играл 5 минут, потом сказал, что не хочет нее играть и предложил экспериментатору поиграть в другую игру. Можно предположить, что вследствие ограниченности представлений, недостаточности абстрактного мышления, бедности кругозора эта игра вызвала у него определенные трудности, поэтому он предложил поиграть в другую игру. Вторым его выбором из предложенных игр была игра“Дочки-матери”. В эту игру до проведения исследования Сережа играл много раз, он ее хорошо знает. Выбрал себе из игрушек куклу, посадил ее на стул и пошел готовить для нее обед, приготовив обед, он ее покормил и пошел укладывать куклу спать. Играл эмоционально, с интересом. Наблюдалось адекватное использование игрушки (посадил на стул куклу и т. д. ). Присутствовало и неадекватное использование игрушки (переворачивал куклу вверх ногами, стучал ею по столу). В третий раз, когда экспериментатор перечислил названия оставшихся игр, Сережа предложил поиграть в“Детский сад”. Он взял на себя роль воспитателя. Имели место элементы сюжета. Очень хорошо отразил в роли воспитателя его функции, некоторые модели поведения (отмечал в журнале, кого нет сегодня в группе; следил за детьми во время обеда, чтобы не разговаривали, а кушали; во время сна, чтобы не шумели). Эта игра ему хорошо знакома, в ней отражается ситуация, приближенная к реальности. Играет в нее продолжительное время; эмоционально, увлеченно, с интересом. Новые игры, незнакомые ему он не выбирал. Александр Б. в первый раз из предложенных игр выбрал игру “Больница”, во второй раз – “Магазин”, в третий – “Космонавты”. С экспериментатором общался охотно. Играл с удовольствием, был активным; игры носили продолжительный по времени характер. Играл увлеченно, с интересом, так как эти игры ему хорошо известны и связаны с жизненными, реальными ситуациями. Дима С. Желание играть, наличие интереса не наблюдалось. Выбирает одну и ту же игрушку (машину) и ходит с ней. Все это делается молча и в одиночестве. На предложенный перечень игр никак не прореагировал, полное безразличие и отсутствующий взгляд. Игорь Г. На слова экспериментатора было безразличное отношение. Александр М. в первый раз выбрал игру “Железная дорога”, во второй раз выбрал игру “Больница”, в третий раз выбрал “Дочки-матери”. Наблюдалась эмоциональная приподнятость, интерес к игре, но характер его неустойчивости проявился в игре“Дочки-матери”. Возможно, ребенок устал, т. к. он долго играл в “Железную дорогу”. Наблюдалось застревание действий. Алексей С. В первый раз выбрал тоже “Железную дорогу”, второй выбор принадлежал игре “Магазин” и третий выбор игра “Мозаика”. На контакт с экспериментатором шел охотно. Интерес проявлялся, но был непродолжительным. В результате исследования было установлено, что основным содержанием разнообразных детских игр выступают конкретные общественные отношения людей, которых, которые хорошо знакомы детям. Общественное содержание игр отражено в их тематике: дети играют в“Больницу”, “Дочки-матери”, “Детский сад” и т. д. В ходе анализа мы увидели бедность, фрагментарность, нечеткость, “обесцвеченность” представлений. 2. 4. 3. Результаты, полученные в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей с интеллектуальной недостаточностью. Александр Б. В контакт с экспериментатором вступает охотно. Возможно принятие помощи. В деятельности следует ближайшим целям. Отношение к результатам деятельности некритичное. Были просьбы к экспериментатору: “Поиграй со мной”, “Давайте еще поиграем”, “А когда опять будем играть”. В игру может играть долгое время - это зависит от его заинтересованности, вовлеченности в игру. В играх активен, играет с удовольствием. Не может раскрыть замысел, сюжет игры, распределить роли, мало знает игр. Отсюда недостаточность сформированности игровых навыков. Использование игрушек адекватное (машинку катает, из кружки пьет чай). Игры сопровождаются речью. Использует в игре предметы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|