p>заменители, понимает их роль (из кубиков и стульев делает космический корабль, ракету для космонавтов). Играет не из подчинения взрослым и детям. Игорь Г. Деятельность нецеленаправленная, специфическая и неспецифическая манипуляция предметами, игрушками. Специфические манипуляции возможны при помощи взрослого. Наблюдаются неспецифические (ломает, кусает, бросает). Предметы-заменители в игре не использует. Речью в игре не пользуется. Слабо развита мелкая и общая моторика, вследствие чего движения и поза скованы, что затрудняет игровые действия. По продолжительности времени игра кратковременная. В игре пассивен, возбудим, играет из подчинения взрослым. Игровая и предметно практическая деятельность не сформирована. Алексей М. В деятельности проявляется стремление к ближайшей цели, процессуальные действия (строит дорогу, свойственно застревание действия), некритичное отношение к результатам деятельности. Особенности моторики мешают игре, двигательная расторможенность способствует нарушению цепочки действий. Временная продолжительность игры средняя. В игре активен, возбудим, играет с удовольствием. Недостаточно сформированы игровые навыки. Алексей С. Деятельность малопродолжительна по времени. В деятельности отличается стремление к ближайшей цели, некритичное отношение к результатам деятельности. Моторика осуществлению игровым действиям не мешает. Наличие адекватности использования игрушек. В игре активен играет, с удовольствием. Дмитрий С. Нарушения мелкой и общей моторики мешают в осуществлении игровых действий. Неадекватные действия с игрушками отсутствуют (игрушки держит в руках, иногда щупает). Организация действий находится на уровне специфических манипуляций. Наличие интереса в игре отсутствует, выбирает одну игрушку (машину) и ходит с ней. Речь отсутствует. В игре пассивен, вял, играет из подчинения взрослых или детей. Общее эмоциональное состояние характеризуется преобладанием отрицательных эмоций. Глава III. Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Весьма важной является проблема развития мотивации игровой деятельности и ее использования в качестве средства коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. В своей экспериментальной работе мы развиваем у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Объективную и субъективную необходимость партнера для достижения общей цели. Положительное отношение к игре в целом и длительное проявление интереса к игре и игрушкам.
Потребность в обществе сверстников и общение с ними.
Потребность в положительных эмоциях, формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности ребенка на сотрудничество с ним.
Повышение уровня развития навыков совместной деятельности.
Условие, влияющие на развитие мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных и игры и действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому ребенку, погладить его, взять за руку и т. п. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиций взрослого. Взрослый исполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости, дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. При преодолении детьми затруднений подразумеваем различны е виды помощи, оказываемые ребенку в процессе игры: стимулирующая помощь (воздействие взрослого направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений); эмоционально –регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, чаще всего одобряющего, подбадривающего характера);
показ выполнения действий.
В качестве привлечения игровой деятельности и развития длительного интереса к игре еще использовали:
внесение новых игрушек; содержание игр всегда содержит увлекательный сюжет.
поощрение, совместные игры детей (награждение детей медальками с изображением игрушек, после нахлждения клада, дети открывают шкатулку в которой находят конфеты);
похвала; сюрпризный момент.
Развивая мотивацию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели 6 занятий, включающих в себя комплекс психогимнастических игр и упражнений, игры с правилами (дидактические, подвижные и т. д. ), объединенных в сюжете. При разработке программы занятий учитывались индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и своеобразие их игровой деятельности. Поэтому наши занятия не были включены сюжетно–ролевые игры. Только после реализации этой программы занятий, можно вводить занятия включающие в себя сюжетно– ролевые игры. Очередность введения игр определялось принципами постепенности и последовательности принятия ребенка норм бесконфликтного общения. Принцип постепенности учитывался и при разработки целей занятий: знакомство детей друг с другом и с родителями,
эмоциональное вовлечение в занятие,
взаимодействие детей друг с другом, со своими родителями и другими родителями, сотрудничество детей со взрослыми, ведущие к деловому общению. Занятия с нормально развивающимися детьми проводились совместно с родителями и без их участия. В проводимых нами занятиях принимали участия дети в возрасте от 3 до 4, 5 лет детского сада №57 Приморского района. Занятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились без участия родителей, т. к. родители не смогли придти в назначенное им время. Мы считаем, то детям с интеллектуальной недостаточностью занятия, где их родители принимают участие, были бы полезными, оказали бы благоприятное воздействие на психическое и физическое развитие ребенка. На этих занятиях родители дарят радость, улыбку ребенку. Возникаю доверительные отношения между детьми и взрослыми. Родители сами учатся общаться и взаимодействовать с ребенком. 3. 1. Характеристика нормально развивающихся детей, принимающих участие в эксперименте: 1. Егор К. Дата рождения 21 июня 1996 года. Одни ребенок в семье. Отец работает начальником АОЗТ“Сигмо”. Мама не работает. Родители прививают ребенку качества аккуратности, опрятности, стараются развивать ребенка во всех направлениях. 2. Кристина Ш. Дата рождения 12. 01. 96 года. Один ребенок в семье. Отец работает инженером, мама домохозяйка. Мама общается с девочкой, как со взрослым ребенком. Дома с ней не играют. 3. Миша К. Дата рождения 10 октября 1996 года. Папа работал тренером, сейчас оператором на АОЗТ“Выборжец”. Мама не работает. Один ребенок в семье. В семье большое значение придается физическому воспитанию, закаливающим процедурам. Ребенка развивают во всех направлениях, с ним часто играют мама и папа. 4. Настя А. Дата рождения - 9. 09. 96 года. У Насти молодые родители. Есть брат, ему 7 лет. Мама не работает. Мама, очень беспокоится за детей. Занимается с ними. 5. Настя Р. Дата рождения –11. 08. 96 года. Один ребенок в семье. У нее молодые, энергичные, перспективные родители. Мама, всегда улыбается. Они всесторонне развивают ребенка. 6. Юля Ф. Дата рождения –18 Октября 1996 года. Один ребенок в семье. Родилась от немолодых родителей. Родители стараются развивать детей во всех направлениях. С девочкой часто играют и читают ей книги. 3. 1. 3. Наблюдения в ходе эксперимента за нормально развивающимися детьми Егор К. –Вначале занятий он со всеми общался и детьми и с родителями. Ему особенно понравилось занятие по нахождению клада. Он нашел клад. В конце этого занятия он заявил: “Это я нашел клад”. Он с удовольствием общался с другими детьми и родителями. Кристина Ш. –Вначале занятий мама Кристины была сдержанна и напряжена, она раньше так не общалась с девочкой. Но видя радость своего ребенка и других детей, поведение других родителей, к концу занятий они вместе смеялись с ребенком и были раскованны. Вначале, Кристина, тоже была немного была немного скована, но уже под конец второго занятия она как бы руководила мамой, а та не могла отказать ребенку, видя радость на ее лице. У Кристины, не было страха и она с удовольствием взаимодействовала с детьми и их родителями. Миша К. –С первых занятий, у Миши не возникало трудностей в общении с детьми и родителями. Со слов Мамы: “Ребенок пришел домой и рассказывал всем, что у них сегодня был праздник”. Эти занятия у Миши вызывали положительные эмоции, он свободно со всеми общался. Всегда сияла улыбка на лице. Эти занятия для него были интересны, он играл с удовольствием и продолжительное время. Настя А. –Вначале занятий была очень скована, общение с детьми и с родителями было избирательным. В конце занятий она освоилась. Часто смеялась. Стала играть и общаться со всеми с удовольствием. Настя Р. -На втором занятии немного плакала, т. к. не хотела делить свою маму ни с кем, но Настя А. предложила ей перелезть через свою маму. После этого слез больше не было. Она всегда с охотой общалась и с детьми, и с родителями. Когда меня видела, все время спрашивала, когда мы отправимся в сказку. Эти занятия у нее всегда вызывали улыбку и восторг. Юля Ф. –Вначале занятий не всегда делала то, что делали другие дети. Если все дети птички, то я буду лисой. Если все дети здороваются с родителями, то она стоит и смотрит на других. На втором занятии расплакалась, что ее мама играет с другими детьми. Но она стояла, никуда не уходила и не убегала. В конце занятий поведение девочки изменилось. Она стала делать то, что делают другие дети. Перестала плакать, что мама играет с другими детьми. Играла с удовольствием, часто с мамой смеялись. Спрашивала меня: “А когда мы еще пойдем в волшебную страну? ”Когда мы искали клад, у нее были очень большие глаза. Когда у меня была шкатулка, она сказала: “Это мое”. Вывод: После проведенных нами занятий у детей и родителей исчезли некоторые трудности во взаимодействии с детьми и со взрослыми. Эти занятия были Для детей интересны и вызывали только положительные эмоции. Особенно детям понравилось занятия вместе с родителями. Дети ждали все новых и интересных занятий. Дети играли продолжительное время, и все это время игра вызывала у них интерес и улыбку. На занятии по поиску клада у всех детей были удивительно большие глаза, любопытство и желание найти клад.
Заключения.
В завершение проведенного исследования были получены следующие результаты. Создание информационно теоретической базы позволила нам выделить следующие положения: только на базе изучения динамического единства мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения можно строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка; в осознанной мотивированной деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность; у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью ведущим видом деятельности является игра; мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличается своеобразием протекание и строение всей их игровой деятельности, от мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников. При создании нами информационно - теоретической базы было отмечено, что мотивационный аспект игровой деятельности ребенка более достаточно разработан в теоретическом плане, чем в практическом. Создание нами информационно - теоретической базы послужило предпосылкой к выявлению особенностей мотивации игровой деятельности нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальной недостаточностью. Для определения этих особенностей был разработан инструментарий. Апробация предложенной нами инструментария дала результаты в подтверждение выдвинутой нами гипотезы, о том что игровая мотивация с интеллектуальной недостаточностью не сформирована в достаточной степени, чтобы побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Проведенная нами экспериментальная работа позволила установить, что к концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью игра не достигает подлинного развития и не приобретает классических черт, присущих ей в норме. На основе теоретических и экспериментальных изучений, мы разработали программу занятий для развития мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мы хотим отметить что занятия следует проводить целенаправленно и систематически. При участие родителей в занятиях с детьми. Исходя из вышеизложенных выводов, можно считать, что поставленные цели и задачи выполнены. 3. 2. 1 Характеристика детей принимающих участие в эксперименте по развитию мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В эксперименте участвовало 4 ребенка с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 5, 5 до 7 лет из ясли-сада №15 Выборгского района. Боря С. , дата рождения – 27. 04. 95. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР –II степени, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, двое детей, старший брат с диагнозом задержка психического развития. Низкий культурный уровень развития родителей. Дмитрий С. , дата рождения – 08. 06. 93. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР –II- го уровня, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, в семье один ребенок. Родители заботятся о здоровье и развитии ребенка. Водят его к различным специалистам. Сева К. , дата рождения – 15. 09. 94. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, РДА, ОНР –II- го уровня, стертая дизартрия. Родители в разводе. В семье один ребенок. Родители о нем заботятся. Родители образованные материально хорошо обеспеченные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|