на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
p>заменители, понимает их роль (из кубиков и стульев делает космический корабль, ракету для космонавтов). Играет не из подчинения взрослым и детям. Игорь Г. Деятельность нецеленаправленная, специфическая и неспецифическая манипуляция предметами, игрушками. Специфические манипуляции возможны при помощи взрослого. Наблюдаются неспецифические (ломает, кусает, бросает). Предметы-заменители в игре не использует. Речью в игре не пользуется. Слабо развита мелкая и общая

моторика, вследствие чего движения и поза скованы, что затрудняет игровые действия. По продолжительности времени игра кратковременная. В игре пассивен, возбудим, играет из подчинения взрослым. Игровая и предметно практическая деятельность не сформирована.

Алексей М. В деятельности проявляется стремление к ближайшей цели, процессуальные действия (строит дорогу, свойственно застревание действия), некритичное отношение к результатам деятельности. Особенности моторики мешают игре, двигательная расторможенность способствует нарушению цепочки действий. Временная продолжительность игры средняя. В игре активен, возбудим, играет с удовольствием. Недостаточно сформированы игровые навыки.

Алексей С. Деятельность малопродолжительна по времени. В деятельности отличается стремление к ближайшей цели, некритичное отношение к результатам деятельности. Моторика осуществлению игровым действиям не мешает. Наличие адекватности использования игрушек. В игре активен играет, с удовольствием. Дмитрий С. Нарушения мелкой и общей моторики мешают в осуществлении игровых действий. Неадекватные действия с игрушками отсутствуют (игрушки держит в руках, иногда щупает). Организация действий находится на уровне специфических манипуляций. Наличие интереса в игре отсутствует, выбирает одну игрушку (машину) и ходит с ней. Речь отсутствует. В игре пассивен, вял, играет из подчинения взрослых или детей. Общее эмоциональное состояние характеризуется преобладанием отрицательных эмоций.

Глава III. Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Весьма важной является проблема развития мотивации игровой деятельности и ее использования в качестве средства коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. В своей экспериментальной работе мы развиваем у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Объективную и субъективную необходимость партнера для достижения общей цели. Положительное отношение к игре в целом и длительное проявление интереса к игре и игрушкам.

    Потребность в обществе сверстников и общение с ними.

Потребность в положительных эмоциях, формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности ребенка на сотрудничество с ним.

    Повышение уровня развития навыков совместной деятельности.

Условие, влияющие на развитие мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных и игры и действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому ребенку, погладить его, взять за руку и т. п. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиций взрослого. Взрослый исполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости, дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. При преодолении детьми затруднений подразумеваем различны е виды помощи, оказываемые ребенку в процессе игры:

стимулирующая помощь (воздействие взрослого направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений); эмоционально –регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, чаще всего одобряющего, подбадривающего характера);

    показ выполнения действий.

В качестве привлечения игровой деятельности и развития длительного интереса к игре еще использовали:

    внесение новых игрушек;
    содержание игр всегда содержит увлекательный сюжет.

поощрение, совместные игры детей (награждение детей медальками с изображением игрушек, после нахлждения клада, дети открывают шкатулку в которой находят конфеты);

    похвала;
    сюрпризный момент.

Развивая мотивацию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели 6 занятий, включающих в себя комплекс психогимнастических игр и упражнений, игры с правилами (дидактические, подвижные и т. д. ), объединенных в сюжете.

При разработке программы занятий учитывались индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и своеобразие их игровой деятельности. Поэтому наши занятия не были включены сюжетно–ролевые игры. Только после реализации этой программы занятий, можно вводить занятия включающие в себя сюжетно– ролевые игры.

Очередность введения игр определялось принципами постепенности и последовательности принятия ребенка норм бесконфликтного общения. Принцип постепенности учитывался и при разработки целей занятий: знакомство детей друг с другом и с родителями,

    эмоциональное вовлечение в занятие,

взаимодействие детей друг с другом, со своими родителями и другими родителями, сотрудничество детей со взрослыми, ведущие к деловому общению. Занятия с нормально развивающимися детьми проводились совместно с родителями и без их участия. В проводимых нами занятиях принимали участия дети в возрасте от 3 до 4, 5 лет детского сада №57 Приморского района.

Занятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились без участия родителей, т. к. родители не смогли придти в назначенное им время. Мы считаем, то детям с интеллектуальной недостаточностью занятия, где их родители принимают участие, были бы полезными, оказали бы благоприятное воздействие на психическое и физическое развитие ребенка. На этих занятиях родители дарят радость, улыбку ребенку. Возникаю доверительные отношения между детьми и взрослыми. Родители сами учатся общаться и взаимодействовать с ребенком.

3. 1. Характеристика нормально развивающихся детей, принимающих участие в эксперименте:

1. Егор К. Дата рождения 21 июня 1996 года. Одни ребенок в семье. Отец работает начальником АОЗТ“Сигмо”. Мама не работает.

Родители прививают ребенку качества аккуратности, опрятности, стараются развивать ребенка во всех направлениях.

2. Кристина Ш. Дата рождения 12. 01. 96 года. Один ребенок в семье. Отец работает инженером, мама домохозяйка. Мама общается с девочкой, как со взрослым ребенком. Дома с ней не играют.

3. Миша К. Дата рождения 10 октября 1996 года. Папа работал тренером, сейчас оператором на АОЗТ“Выборжец”. Мама не работает. Один ребенок в семье. В семье большое значение придается физическому воспитанию, закаливающим процедурам. Ребенка развивают во всех направлениях, с ним часто играют мама и папа.

4. Настя А. Дата рождения - 9. 09. 96 года. У Насти молодые родители. Есть брат, ему 7 лет. Мама не работает. Мама, очень беспокоится за детей. Занимается с ними.

5. Настя Р. Дата рождения –11. 08. 96 года. Один ребенок в семье. У нее молодые, энергичные, перспективные родители. Мама, всегда улыбается. Они всесторонне развивают ребенка. 6. Юля Ф. Дата рождения –18 Октября 1996 года. Один ребенок в семье. Родилась от немолодых родителей. Родители стараются развивать детей во всех направлениях. С девочкой часто играют и читают ей книги.

3. 1. 3. Наблюдения в ходе эксперимента за нормально развивающимися детьми Егор К. –Вначале занятий он со всеми общался и детьми и с родителями. Ему особенно понравилось занятие по нахождению клада. Он нашел клад. В конце этого занятия он заявил: “Это я нашел клад”. Он с удовольствием общался с другими детьми и родителями.

Кристина Ш. –Вначале занятий мама Кристины была сдержанна и напряжена, она раньше так не общалась с девочкой. Но видя радость своего ребенка и других детей, поведение других родителей, к концу занятий они вместе смеялись с ребенком и были раскованны. Вначале, Кристина, тоже была немного была немного скована, но уже под конец второго занятия она как бы руководила мамой, а та не могла отказать ребенку, видя радость на ее лице. У Кристины, не было страха и она с удовольствием взаимодействовала с детьми и их родителями.

Миша К. –С первых занятий, у Миши не возникало трудностей в общении с детьми и родителями. Со слов Мамы: “Ребенок пришел домой и рассказывал всем, что у них сегодня был праздник”. Эти занятия у Миши вызывали положительные эмоции, он свободно со всеми общался. Всегда сияла улыбка на лице. Эти занятия для него были интересны, он играл с удовольствием и продолжительное время.

Настя А. –Вначале занятий была очень скована, общение с детьми и с родителями было избирательным. В конце занятий она освоилась. Часто смеялась. Стала играть и общаться со всеми с удовольствием.

Настя Р. -На втором занятии немного плакала, т. к. не хотела делить свою маму ни с кем, но Настя А. предложила ей перелезть через свою маму. После этого слез больше не было. Она всегда с охотой общалась и с детьми, и с родителями. Когда меня видела, все время спрашивала, когда мы отправимся в сказку. Эти занятия у нее всегда вызывали улыбку и восторг.

Юля Ф. –Вначале занятий не всегда делала то, что делали другие дети. Если все дети птички, то я буду лисой. Если все дети здороваются с родителями, то она стоит и смотрит на других. На втором занятии расплакалась, что ее мама играет с другими детьми. Но она стояла, никуда не уходила и не убегала. В конце занятий поведение девочки изменилось. Она стала делать то, что делают другие дети. Перестала плакать, что мама играет с другими детьми. Играла с удовольствием, часто с мамой смеялись. Спрашивала меня: “А когда мы еще пойдем в волшебную страну? ”Когда мы искали клад, у нее были очень большие глаза. Когда у меня была шкатулка, она сказала: “Это мое”.

Вывод: После проведенных нами занятий у детей и родителей исчезли некоторые трудности во взаимодействии с детьми и со взрослыми. Эти занятия были Для детей интересны и вызывали только положительные эмоции. Особенно детям понравилось занятия вместе с родителями. Дети ждали все новых и интересных занятий. Дети играли продолжительное время, и все это время игра вызывала у них интерес и улыбку. На занятии по поиску клада у всех детей были удивительно большие глаза, любопытство и желание найти клад.

    Заключения.

В завершение проведенного исследования были получены следующие результаты. Создание информационно теоретической базы позволила нам выделить следующие положения:

только на базе изучения динамического единства мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения можно строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка;

в осознанной мотивированной деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность;

у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью ведущим видом деятельности является игра;

мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличается своеобразием протекание и строение всей их игровой деятельности, от мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников.

При создании нами информационно - теоретической базы было отмечено, что мотивационный аспект игровой деятельности ребенка более достаточно разработан в теоретическом плане, чем в практическом.

Создание нами информационно - теоретической базы послужило предпосылкой к выявлению особенностей мотивации игровой деятельности нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для определения этих особенностей был разработан инструментарий. Апробация предложенной нами инструментария дала результаты в подтверждение выдвинутой нами гипотезы, о том что игровая мотивация с интеллектуальной недостаточностью не сформирована в достаточной степени, чтобы побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Проведенная нами экспериментальная работа позволила установить, что к концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью игра не достигает подлинного развития и не приобретает классических черт, присущих ей в норме.

На основе теоретических и экспериментальных изучений, мы разработали программу занятий для развития мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мы хотим отметить что занятия следует проводить целенаправленно и систематически. При участие родителей в занятиях с детьми.

Исходя из вышеизложенных выводов, можно считать, что поставленные цели и задачи выполнены.

3. 2. 1 Характеристика детей принимающих участие в эксперименте по развитию мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В эксперименте участвовало 4 ребенка с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 5, 5 до 7 лет из ясли-сада №15 Выборгского района. Боря С. , дата рождения – 27. 04. 95. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР –II степени, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, двое детей, старший брат с диагнозом задержка психического развития. Низкий культурный уровень развития родителей.

Дмитрий С. , дата рождения – 08. 06. 93. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР –II- го уровня, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, в семье один ребенок. Родители заботятся о здоровье и развитии ребенка. Водят его к различным специалистам.

Сева К. , дата рождения – 15. 09. 94. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, РДА, ОНР –II- го уровня, стертая дизартрия. Родители в разводе. В семье один ребенок. Родители о нем заботятся. Родители образованные материально хорошо обеспеченные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.