на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников - (курсовая)
p>б)просодика и экстралингвистка(интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т. е. интонационные характеристики голоса);

    в)токесика(тактильные взаимодействия);

г)проксемика(ориентации, дистанция, т. е. пространственная организация общения). Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т. о. ,отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Вот 10 основных категорийинформации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек: -индивидуально-личностная

    -эстетическая
    -эмоциональная
    -психологическая
    -социально-иерархическая
    -возрастная
    -половая
    -медицинская
    -пространственная и другие.

А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. 1. Общетелесное самораспоряжение: манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

-повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

-у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

-психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;

-умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам. 2. Жестикулярная выразительностьявляется одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

    3. Мимическая выразительность.

Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.

4. Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.

5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.

Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки - главная учительская аудитория.

Микровывод: передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида, так как они всегда существуют вместе.

$3. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕС- СЕ. Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения, несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности, с которыми сталкиваются как начинающие, так и зрелые педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Несколько больше “повезло” речевой форме контактов людей. Изучением и практическим применением добытых в этой области знаний занимаются филологи, педагоги, кибернетики.

Однако не всякий человек повседневно задумывается над тем, насколько совершенна его словесная форма общения. Не всем дан дар “глаголом жечь сердца людей”, но научиться обращению со словом может и должен каждый, кто по роду своей деятельности ежедневно сталкивается с множеством людей.

Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Специалисты, работа которых связана с воздействием на людей, должны учитывать, что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и так называемый “терапевтический эффект воздействия”. Вступая в контакт с окружающими людьми необходимо учитывать очень и очень много элементов, которые воздействуют на партнеров: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу, наконец, владение деловым протоколом.

Вот пример, рассказывающий о воздействии на собеседника с помощью средства невербального канала.

Когда человек (в данном случае-педагог) пытается быть особенно убедительным не логически, а на уровне просьбы “войти в положение” - он часто “подключает”прикосновениек своему красноречию, причем прикасается к руке или рукаву собеседника обычно в моменты интонационного ударения, тем самым как бы крепче впечатывая в душу партнера “ключевые слова”. Прикосновение может усиливаться и даже иногда заменять извинение, просьбу, благодарность, придавая им более личный, доверительный характер: в самом деле, много народу сразу не потрогаешь-человек, к которому обращаются с “трогательным”(! )сопровождением, невольно чувствует себя выбранным из прочих, отмеченным.

Существенной чертой “правильного” прикосновения в общении с посторонним человеком является его нейтральность, ненавязчивость. Легкие, малозаметные прикосновения оказывают довольно сильное воздействие на впечатление, производимое человеком.

В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя-это общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что только в том случае оно достигает хороших результатов, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как вербальным, так и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. И наоборот.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно развивать и совершенствовать, если музыкант решил спциализироваться в педагогической деятельности. Демократические приемы и способы руководства наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат для ее развития. Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей. Музыка невербальна, язык дирижера невербален, живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные “тексты”.

Трансляция невербального поведения учителем на уроке музыки - одна из составляющих успешного творческого взаимодействия. Очень важен положительный, добрый настрой учителя во время урока, тогда и мимика, жесты, телодвижения будут подтверждать это и помогать в работе.

Вот, например, о том, что улыбка - это международная норма общения, должен помнить каждый педагог(см. об улыбке ниже).

На уроках музыки мимика и жесты (руки! ) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во времяпоказа песнипроисходит самое первое, наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение, образ в музыке.

При разучивании и исполненииосновная нагрузка при передаче информации “падает” на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.

Слушание музыки. Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения.

Во время беседы или монолога учителя доля невербального воздействия занимает, как обычно, 2/3. При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт. Обращаясь взглядом по-очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять, что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т. д. ).

Тактильный контактимеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело (см. об этом выше).

Микровывод. Искусство - специфическая форма невербальной коммуникации; поэтому, учитывая специфику уроков музыки, можно сделать вывод, что здесь, безусловно, преобладает невербальное взаимодействие.

Вывод к главе: Для успешного взаимодействия в системе учитель-ученик важен яркий, интересный имидж учителя. Если учесть, что имидж состоит из 3-х частей, как-то: а)визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика);

    б)внутренний образ(голос, темперамент, настроение);

в)менталитет(интеллект, духовная практика), -становится очевидным, что весьма велика доля невербальных компонентов.

Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии.

Поэтому хорошее владение речью - с одной стороны, а также умелое владение своим невербальным поведением - с другой, создают в целом успешное взаимодействие педагога с учениками.

    ГЛАВА II. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И
    ЕЕ РАЗВИТИЕ.
    $1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
    Анатомо-физиологические особенности возраста.

а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост

6-ти летних детей составляет лишь 1. 22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1. 52 м.

Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2. 7кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг. б)Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

в)Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног.

Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

    г)Мышцы и жировая ткань.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.