на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников - (курсовая)
p>г)структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений выше.

Микровывод. Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.

$3. РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА (МУЗЫКИ).

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Класс - минимальная ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно. Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения, не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения(на основе, конечно, некоторых общих принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей-тех, с кем у него не прерывается тесная связь через музыку, собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как бы “подсоеди- няет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т. ч. и музыканты.

Микровывод. Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения.

Вывод к главе. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.

    ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2”в”

    классе в период с февраля 1997 года по апрель 1998 года.

Возраст детей: 8 - 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л. В. и др. /3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.

    Психолого-педагогическое исследование проводилось в
    3 этапа.

На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей; на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций; на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.

Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:

а) вопросник Р. Кетелла; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).

А высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый; низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный. В высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний; низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик. С высокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;

низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый. D высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый; низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.

    Е высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;
    низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.

F высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый; низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный. G высокие значения: добросовестный, исполнительный, ответственный; низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.

Н высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный; низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе. I высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других; низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя. О высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений; низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.

Q3 высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;

низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов. Q4 высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный; низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.

Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .

б). Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия. Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю? ” Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю? ”

Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.

Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:

    а) метод неоконченных предложений.

Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.

    В инструкции детям предлагалось закончить предложения.
    Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки
    мне нравится....
    Иногда на уроках музыки мне не
    нравится....
    Мне бы хотелось на уроках
    музыки....
    Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.

На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности.

На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.

    б) Рейтинговая оценка предметов.

По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география. 1 балл - самая низкая оценка;

    10 баллов - самая высокая оценка.

Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету. Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4.

4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2, 5 года. Основное направление работы: уроки музыки.

а)Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов: СКН социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);

    НН нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);
    К чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);

ССР повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов); ИН ориентация на избегание неудач (28 вопросов);

    ФН фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).

Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.

    б) Методика Фландерса.

Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.

    Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;

2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:

    1 паттерн=1палочка.
    Стимульный материал (10 категорий):

Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;

    Одобряет действия или поведение ученика;
    Развивает идеи, предложенные учеником;

Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;

    Объяснение, развитие собственных идей;
    Команды, указания, которые должен выполнить ученик;

Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;

Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена; Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей;

Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю. Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде: .

качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой. Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.

ВСЕ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, БЫЛИ ПОДВЕРГНУТЫ ОБРАБОТКЕ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРОГРАММЕ “STATISTICA” PC PENTIUM 120, А ТАКЖЕ ПОДВЕРГНУТЫ КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ.

    ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ КОММУНИКАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

    (РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ).

В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств.

    Данные исследования представлены на таблице 1 и рис. 1.

Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)показатель общительности, доброжелательности(фактор А)

    связан с проявлениями:
    -решительности, социальной смелости,
    непринужденности (фактор Н);
    -тревожности, озабоченности(фактор О)

отрицательной связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более решительным и менее озабоченным;

2)показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В) связан со свойствами:

-нетерпеливость, активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста;

-независимость, доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист;

3)показатель уверенности, спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями:

-добросовестности, исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный; 4)показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.