p>г)структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений выше. Микровывод. Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений. $3. РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА (МУЗЫКИ). В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Класс - минимальная ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно. Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения, не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения(на основе, конечно, некоторых общих принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей-тех, с кем у него не прерывается тесная связь через музыку, собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как бы “подсоеди- няет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т. ч. и музыканты. Микровывод. Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения. Вывод к главе. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2”в”
классе в период с февраля 1997 года по апрель 1998 года.
Возраст детей: 8 - 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л. В. и др. /3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.
Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей; на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций; на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания. Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики: а) вопросник Р. Кетелла; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена). А высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый; низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный. В высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний; низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик. С высокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный; низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый. D высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый; низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е высокие значения: доминирующий, независимый, напористый; низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.
F высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый; низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный. G высокие значения: добросовестный, исполнительный, ответственный; низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный. Н высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный; низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе. I высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других; низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя. О высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений; низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный. Q3 высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов; низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов. Q4 высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный; низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый. Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении . б). Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия. Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю? ” Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю? ” Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:
а) метод неоконченных предложений.
Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.
В инструкции детям предлагалось закончить предложения. Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки мне нравится.... Иногда на уроках музыки мне не нравится.... Мне бы хотелось на уроках музыки.... Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.
На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.
б) Рейтинговая оценка предметов.
По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география. 1 балл - самая низкая оценка;
10 баллов - самая высокая оценка.
Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету. Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4. 4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2, 5 года. Основное направление работы: уроки музыки. а)Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов: СКН социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);
НН нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос); К чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);
ССР повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов); ИН ориентация на избегание неудач (28 вопросов);
ФН фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).
Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.
б) Методика Фландерса.
Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.
Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;
2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:
1 паттерн=1палочка. Стимульный материал (10 категорий):
Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
Одобряет действия или поведение ученика; Развивает идеи, предложенные учеником;
Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;
Объяснение, развитие собственных идей; Команды, указания, которые должен выполнить ученик;
Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика; Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена; Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей; Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю. Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде: . качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой. Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6. ВСЕ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, БЫЛИ ПОДВЕРГНУТЫ ОБРАБОТКЕ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРОГРАММЕ “STATISTICA” PC PENTIUM 120, А ТАКЖЕ ПОДВЕРГНУТЫ КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ.
ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ КОММУНИКАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
(РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ).
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств.
Данные исследования представлены на таблице 1 и рис. 1.
Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)показатель общительности, доброжелательности(фактор А)
связан с проявлениями: -решительности, социальной смелости, непринужденности (фактор Н); -тревожности, озабоченности(фактор О)
отрицательной связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более решительным и менее озабоченным; 2)показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В) связан со свойствами: -нетерпеливость, активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста; -независимость, доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист; 3)показатель уверенности, спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями: -добросовестности, исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный; 4)показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|