на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Задачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации
p>Объем исследований ни в коем случае не должен ограничиваться такими инстанциями социализации, как школа и семья; необходимо исследовать также профессиональную деятельность, жизнь спортивного клуба, возрастных групп, чтобы выяснить, в какой степени они влияют на физическую социализацию. Бесспорно, что они оказывают влияние на моторную социализацию, но обширных и надежных эмпирических данных на этот счет в сущности пока нет. Здесь перед педагогикой спорта открывается широкое поле для исследований, ждущее усердной — как концептуальной, так и эмпирической — обработки. Только приступив к такого рода изысканиям, можно будет заглянуть в сущность отношений между такими различными инстанциями социализации, как семья, школа и спортивный клуб, а также дать оценку качеству процессов, протекающих в различных инстанциях социализации. Намерение наметить область, в которой велось бы исследование проблем социализации в интересах педагогики спорта, нельзя ограничивать лишь выявлением важных инстанций социализации. В этом случае игнорировался бы факт, что все инстанции окружены социализирующими детерминантами, которые влияют на любой вид социализации, не только на физическую. Это главным образом культурные, общественные, социальные и половые факторы. Вследствие этого педагогически закрепленная теория физической социализации должна строиться в пространстве, определяемом взаимодействием факторов культуры, общества и пола. СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Культура

Если культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно-обусловленная социализация. Важными сведениями о культурном бытии человека, в особенности о многообразии человеческих культур, мы обязаны антропологии культуры, получившей весьма интенсивное развитие с 20-х годов нашего вею преимущественно в англо-американских странах. Антропология культуры, в которой длительное время лидирующее положение занимали исследования Маргарет Мид, изучает своеобразие "примитивных культур", которые в качестве объем исследования ценятся благодаря незначительной степени их сложности и относительной обозримости. Задача антрополога! культуры заключается в том, чтобы исследовать влияние культуры общества на все жизненное поведение живущего в этом обществе человека. К крупным, наиболее значительным, имеющим непреходящее значение достижениям культурной антропологии относится прежде всего тот общепризнанный факт, что многое из того, что представляется нам естественным, подаренным природой, подверглось культурной обработке. Н1е менее значительна и мысль о том, что поведение человека и его представления о мире не только обусловлены влиянием культуры, но и поражают разнообразием своих конкретных проявлений. Хотя с большой степенью вероятности можно утверждать существование таких культурных универсалий, как работа, игра и воспитание, все они, однако, носят специфическую окраску, характерную для того или иного типа культуры. В разных культурах воспитание осуществляется по-разному, далеко не во всех культурах игра осуществляется одинаково.

Взгляд на культурно-антропологические исследования Мид, Клукхона (1974) и Бенедикта (1955) выявляет, например, культурно-специфические различия в представлениях о морали, политических системах, речевом поведении, половых отношениях, способах и типах мировосприятия, практике сексуальной жизни, стилях воспитания, болевых ощущениях, эмоциональных проявлениях и двигательной активности. То обстоятельство, что обусловленные культурными влияниями характерные особенности присущи и сфере двигательной активности, имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики, множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу вообще характерна определенная культурная специфика. Поэтому манера двигаться и отношение к собственному телу, принятые в индустриальных обществах с высокосложной структурой, не является общераспространенной и единственно возможной, а всего лишь одной из прочих. Одним из первых, кто занялся этим вопросом, был Маусс, открывший тем самым для современной теории спорта, "признающей значение тела", круг тем, до сегодняшнего дня не разработанный даже при ближайшем рассмотрении. Маусс сделал в 1934 г. доклад "Техника владения телом". На примере понятия "техника владения телом", легко приводящего к недоразумениям, он доказывал тезис о том, что физическое поведение зависит от культуры. Поскольку Маусс является одним из немногих, кто исследовал взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом, мы проследим за его аргументацией более детально. Объясняя свой выбор понятия "техника владения телом", он замечает: "Я говорю именно об определенной технике владения телом, ибо теория владения телом может исходить из исследования, определения и очень простого описания техники владения телом. Под этим я понимаю способы, с помощью которых люди, живущие в том или ином обществе, традиционно владеют своим телом".

Однако социо-культурный процесс усвоения техники владения телом не связан с техникой спортивных достижений в узком смысле слова. В равной степени все сказанное применимо к бегу (постановка ног, рук, дыхания), ходьбе (общее положение и движение выпрямленного корпуса, бедер) и метанию. Принципиальная сторона вопроса заключается в следующем: Маусс твердо убежден, что, например, положение рук (как плеч и предплечий, так и запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена как социальными, так и культурными факторами. Следовательно, нельзя говорить о естественной, прирожденной походке, естественной технике бега и т. д.

Чтобы иметь возможность классифицировать различные виды умения владеть своим телом, Маусс использует такие критерии, как пол, возраст, физические возможности и усвоенные индивидуумом традиции и обычаи. Специфический для данного пола набор движений он иллюстрирует на следующем примере: "Возьмем, например, способ, каким люди сжимают пальцы в кулак — мужчина обычно сожмет кулак так, чтобы большой палец находился с внешней стороны ладони, а женщина уберет его внутрь ладони". Другим моментом, обусловливающим различия в движениях, является для Маусса возраст человека. Сравнивая движения ребенка и взрослого, он приходит к выводу, что дети двигаются иначе, чем взрослые, иначе владеют своим телом. Это он демонстрирует на примере приседаний. "Ребенок приседает, как правило, ниже, чем взрослый, мы не можем присесть ниже его". Третьим критерием классификации видов техники владения своим телом для Маусса являются физическая подготовленность, физические возможности человека. По степени физической подготовленности можно различать качество и характер движений, уровень умения владеть своим телом. Так, например, в большом спорте, нацеленном на рекордные достижения спортсмена, требуется особая быстрота и ловкость, вовсе не обязательная для обычной повседневной моторики.

Одну из последних форм классификации движений Маусс связывает с усвоением традиционных навыков движения. Он замечает по этому поводу, что часто двигательные стереотипы воспринимаются в процессе подражания, в результате имитации движений других людей.

Другая возможность типизации видов техники владения телом носит биографический характер. Основная мысль, стоящая за этим, формулируется Мауссом следующим образом: "За немногими исключениями мы проследим возрастные этапы жизни человека, нормальную биографию индивидуума, чтобы классифицировать технику движений, которой он владеет или которой его обучают". В полном соответствии с заявленной им задачей он начинает с рассмотрения техники родов и родовспоможения, которая носит на себе яркие следы самых различных культурных влияний и особенностей. Так, например, существуют культурные традиции, приверженцы которых рожают детей стоя. Та позиция, которую принимает при родах женщина нашей культуры и которая в нашем кругу считается совершенно нормальной, в принципе ничем не нормальнее других форм деторождения. Вторым этапом нарисованной Мауссом картины генетического развития человека, в ходе которого он учится владеть своим телом, обретает двигательные навыки, является его детство, представляющее собой прежде всего фазу воспитания индивидуума. Еще задолго до распространения практики психоанализа было известно значение связей, существующих между матерью и ребенком, о которых Маусс говорит следующее: "Что касается ребенка—кормление грудью, ношение его на руках или на спине и т. д.... Ношение ребенка матерью имеет очень важное значение для его дальнейшей биографии. Ребенок, которого мать в течение двух или трех лет носила на груди или за спиной, плотно прижимая его прямо к своему обнаженному телу, совершенно иначе относится к своей матери, чем ребенок, которого мать не носила таким образом. Такой ребенок вступает с матерью в совершенно иной контакт, чем наши дети" (там же). И здесь Маусс констатирует многочисленные различия в характере движений, обусловленных спецификой культурной ситуации. Третьей жизненной фазой человека Маусс считает отрочество, так называемый пубертатный период, отмечая и здесь (как до него это сделала, например, Мид) различные установки и возможности для приобретения навыков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Как считает Маусс, существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Вполне последовательно Маусс заканчивает свое биографическое исследование периодом совершеннолетия, когда человек становится взрослым. Этой стадии человеческой жизни свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурными влияниями. В качестве примера упоминается отдых, досуг. В рамках нашей культурной общности, нашей культуры люди часто отдыхают в полном бездействии, лежа неподвижно и вытянув уставшие члены. Но ведь наряду с этим существуют возможности и иного, более активного отдыха, например танцы. Это интересно в том плане, что отдых означает отсутствие движений. Но существует, однако, немало культур, в которых движение является характерной особенностью и отдыха.

Приведенные Мауссом примеры ясно показывают, в какой степени техника владения телом, чувство тела, вообще отношение к телу формируются под воздействием культуры. Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Поэтому было бы ошибкой говорить о "естественных', "нормальных" двигательных процессах. Стереотипы и техника движение формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер. То, что именно установки и ценностные представления о спортивно-игровой двигательной активности обусловлены влиянием культуры, попытался совсем недавно доказать, в частности, политолог и историк культуры Айхберг. На примере принципа эффективности он опровергает тех, кто молчаливо считает этот принцип универсальным критерием для занятий спортом. Игровое поведение некоторых народов Суматры и индейцев-пуэбло, то есть представителей различных культур, делает несостоятельным широко распространенное мнение, что игровая культура ориентируется на идею эффективности, соревнования, конкуренции и стремления к рекордам. Глядя на отношение жителей Западной Суматры к игре, Айхберг признает: "В традиционной игровой культуре Западной Суматры главное—не личный, индивидуальный успех, не личное достижение, а создание различных связей и взаимодействий между личностями —танцевальные жесты и движения, танцевальный поединок, передача мяча.... Там нет ни легкоатлетических клубов, ни ям для прыжков, ни дорожек для бега на длинные дистанции. Отсутствуют и столь характерные для развития современного европейского спорта виды, связанные с преодолением определенной дистанции за возможно более короткое время (гребля, велосипедные гонки и т. д. ), за исключением импортированных голландцами скачек на лошадях, хотя велосипед и рыбачья лодка являются распространенным средством транспорта". В немалой степени благодаря именно этим культурно-антропологическим данным прилив уверенности в собственной правоте должны были бы испытать те педагоги спорта, которые выступают за альтернативное, "неспортивное" преподавание физкультуры. Именно в этой области культурно-антропологические исследования предоставляют материал для доказательства и обоснования этого принципа преподавания, но в гораздо большей степени он подтверждает, конечно, обусловленность физической социализации культурными факторами.

В программе Маусса, кроме того, содержится важный пункт, позволяющий приступить к систематическому рассмотрению физической социализации —биографический принцип изучения физического развития человека. У Маусса этот биографический подход охватывает период от рождения до взросления, включая также детство и отрочество. Интересующаяся физическим развитием человека педагогика спорта должна была бы, конечно, проследить историю этого развития вплоть до самой глубокой старости— ведь именно "старому человеку" свойственна специфическая манера двигаться и владеть своим телом. Создание "физической биографии" индивидуума, складывающейся под влиянием культурных факторов, — весьма серьезная и ответственная задача, возникающая на основе культурно-антропологических исследований и требующая в дальнейшем еще более тонкого и углубленного подхода.

    Общество

Если под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится его адекватная ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, в силу чего социализация, в конце концов, определяется не только культурными, но иобщественными факторами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.