на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

В настоящее время в состав ЕСГ входят месторождения газа, магистральные газопроводы высокого давления, централизованная система диспетчерского управления потоками газа и система подземных хранилищ газа (ПХГ), с помощью которой формируется резерв для покрытия сезонных колебаний рыночного спроса.

Общая протяженность магистральных газопроводов и отводов на конец 2003 г. составила 153,8 тыс. км. Протяженность продуктопроводов - 5,0 тыс. км. Номинальная пропускная способность ЕСГ составляет около 600 млрд. м3 в год.

Удельный вес газопроводов диаметром 1020, 1220, 1420 мм составляет более 62%. В состав ЕСГ входит 264 компрессорные станции (КС), общая мощность газоперекачивающих 4078 агрегатов, установленных на них - 43,8 млн. кВт.

Сеть ПХГ расположена вдоль трасс магистральных газопроводов и охватывает основные газопотребляющие экономические районы страны в пяти Федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном и Уральском. В 2003 г. объем запасов товарного газа в ПХГ составил 62 млрд. мз.

Жесткая взаимосвязь основных элементов системы промысел - газопровод потребитель предопределила необходимость высокого уровня централизации управления газовой отраслью. Все объекты технологически неразрывно связаны между собой, поэтому резкое нарушение в работе одного из элементов ЕСГ влечет за собой изменение режима эксплуатации по всей технологической цепочке и в случае, если своевременно не будут приняты оперативные меры, может повлиять на газоснабжение потребителей. В случае реализации политики формирования хозяйственно самостоятельных структур при расчленении ЕСГ России произойдет потеря устойчивости газоснабжения.

1.2 Система торговых отношений в газовой отрасли России

Отношения по поставкам газа, помимо стандартных норм гражданского права, регулируются ФЗ NQ69 от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в РФ» и правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5.02.1998 г. NQ162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».

Правилами поставки газа в РФ. Правила поставки газа являются документом, несколько сужающим сферу гражданско-правовых отношений и рыночных институтов и расширяющих применение административных правоотношений в рамках газового рынка и наделяя рядом функций регулирования торговли ОАО «Газпром» и ЦПДД.

В настоящее время основным нерыночным элементом системы отношений в области поставок газа является система выставления лимитов поставок газа его покупателям, величина которых слабо зависит от договорного процесса (вопросы установления лимитов поставок газа потребителям полностью находятся в ведении структур ОАО «Газпром» ), превышение лимитов штрафуется.

Кроме того, в ОАО «Газпром» существует централизованная система планирования и организации поставок газа, что существенно снижает роль рыночных факторов при формировании спроса и предложения на рынке. Организованная торговля газом (через торговые площадки), равно как и срочные сделки, на рынке отсутствуют.

Отсутствует и публичная информация о параметрах спроса и предложения и результатах сделок, рынок является в достаточной степени закрытым, - в нем преобладают отношения между ОАО «Газпром» и потребителями газа. В таких условиях участникам рынка достаточно сложно прогнозировать объемы и динамику спроса и предложения на рынке.

Долгосрочные отношения по поставкам газа на рынке также отсутствуют, что является следствием сбытовой политики дочерних структур ОАО «Газпром», заключающих договора сроком действия не более года. Между тем, долгосрочные контракты на поставку газа являются одним из потенциальных инструментов создания инвестиционных гарантий для проектов по строительству газопотребляющих производств - электростанций, металлургических, химических, нефте - и газохимических предприятий, систем теплоснабжения. Долгосрочные контракты на деле необходимы и производителям газа, вкладывающим средства в разработку новых газовых месторождений, и заинтересованным в формировании гарантированного долгосрочного рынка сбыта товара.

Нормативно-правовой базой взаимодействия с регионами являются соглашения о сотрудничестве, заключаемые между ОАО «Газпром» И администрациями (правительствами) субъектов РФ.

1.3 Распределение и продажа газа на внутреннем рынке

В 2003 году произошли изменения в сфере распределения и сбыта газа, осуществляемого ОАО «Газпром». С 2003 года газотранспортные подразделения ОАО «Газпром» (и головная компания) не занимаются сбытом газа: были выведены затраты на реализацию газа из оптовой цены. В 2003 году 000 «Межрегионгаз» оставил на внутренний рынок 291,0 млрд. м3, причем впервые начал реализовывать газ населению напрямую, без посредничества ГРО (из тарифов на распределение были выделены затраты на оказание сбытовых услуг).[3]

Таким образом, роль ГРО сместилась от функции монопольных газоснабжающих организаций к функции региональных компаний по транспорту газа.

Это произошло при принятии правил поставки газа в РФ и положения «Об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» N21370 от 24.11.1998 г., при развитии прямых контрактных отношений между оптовыми поставщиками - 000 «Межрегионгаз», его аффилированными структурами и непосредственными потребителями газа.

Еще в 1998-2002 годах для всех российских ГРО были установлены тарифы, а транспортировку газа как самостоятельный вид услуги. Однако, доля поставок потребителям по прямым договорам (в которых ГРО выступали исключительно как газотранспортные компании) в 2002 году достигала только 60%. Остальной газ поставлялся потребителям (в основном мелким) непосредственно ГРО по договорам газоснабжения, где ГРО выступали в качестве организации, оказывающей комплексную услугу по газоснабжению по принципу «одного окна». Только в 2003 оду все ГРО России были лишены права продажи газа непосредственно конечным потребителям (в Германии, например, около 60% ГРО не могут продавать газ конечному потребителю, из них выведены сбытовые организации). При создании ОАО «Газпромрегионгаз» появляется возможность осуществления единого управление ГРО.

Одновременно ОАО «Газпром» внедряет новую схему работы с потребителями, так как прибыль регионгазов стала формироваться из платы за снабженческо-сбытовые услуги, которая, как предполагается, до возникновения конкурентных условий в сфере реализации газа будет регулироваться государством. Покупка газа по оптовой цене и добавление к ней платы за снабженческо-сбытовые услуги к конечной цене газа составляет не более 3%. В большинстве регионов регион газы для создания собственной абонентской службы взяли за основу аналогичные подразделения ГРО.

С января 2004 года ОАО «Газпром» осуществляет продажу природного газа ООО «Межрегионгаз» для последующей реализации через 55 региональных компаний газа потребителям. В настоящее время ООО «Межрегионгаз» продолжает реализацию газа в 63 регионах России. ООО «Межрегионгаз» активно сотрудничает с компаниями-посредниками по перепродаже газа, предлагающими потребителям газ, закупаемый у НПГ, импортный центральноазиатский газ, «сверхлимитный» газ, по ценам, превышающим государственные регулируемые (действующие Правила поставки газа допускают это).

1.4 Создание рынка газа в России

1.4.1 Функционирование газовой отрасли России в контексте стимулирования конкуренции

Уже к концу 1990-х гг. стала очевидной необходимость реформирования организации и условий функционирования газовой отрасли России в силу ряда объективных причин, среди которых выделяются: высокая степень участия государства в делах компаний, фактическое дотирование экономики целого ряда других стран-членов СНГ, монопольный характер деятельности «Газпрома». В результате «Газпром», выполнявший уникальную роль обеспечения экономического развития и существовавшего политического режима в России, стал давать сбои.

На неблагоприятные объективные условия наложились и политические, и практические факторы. Фактически «Газпром», в силу своей двойственной природы, оставался нерыночным, хотя и исключительно важным, элементом российской экономики. Условия его расширенного воспроизводства были менее благоприятными, чем у других, сравнимых с ним по значению хозяйствующих субъектов.

В условиях сокращения добычи и растущего экспорта в России появились признаки нехватки природного газа.

Таким образом, возникла необходимость провести такую неизбежную и критически важную работу, как возвращение незаконно выведенных эффективных производственных активов, реструктуризация непрофильных активов или освобождение от них, наведение порядка в кредитно-финансовой деятельности, повышение неоправданно низкого уровня капитализации, упорядочение экспорта и собственности за рубежом и т.д.

Параллельно с этим формируется стратегия «Газпрома» по долгосрочному удовлетворению спроса на газ в России. В качестве основных направлений признаются:[4]

•  необходимость наращивания собственной добычи (прежде всего засчет освоения месторождений Обско-Тазовской губы и месторождений Ямала);

•  сотрудничество с независимыми производителями газа в освоении193 месторождений с малыми запасами газа (общим объемом в 900млрд. куб. м) и предоставление больших возможностей независимым производителям вообще;

•  экономия газа при потреблении («Газпром» оценивает потенциал в этой области до 100 млрд. куб. м в год);

•  повышение эффективности работы на внешних рынках.

Успешное завершение этих преобразований является важным, но все же недостаточным условием долгосрочного оздоровления газовой отрасли и ее более эффективного участия в экономическом развитии России. Необходимо перестроить организацию и условия функционирования газовой отрасли страны в целом.

Правительство, Государственная Дума, «Газпром» и другие заинтересованные организации начали обсуждение как внутрироссийских, так и внешних аспектов этого стратегического вопроса. Осенью 2001 года Президент России поручил Правительству и «Газпрому» разработать концепцию реформирования национального рынка. 11 февраля 2002 года по этой теме в Государственной Думе состоялись слушания, в которых приняли участие представители Федеральной энергетической комиссии, МЭРТ, Минэнерго, «Газпрома», «Росгазификации», не связанных с «Газпромом» производителей газа, областных газораспределительных компаний и крупных потребителей газа. Правительство приняло решение всесторонне рассмотреть вопрос о концепции реформирования газового рынка до конца 2002 года.[5]

Существующий рынок газа в России с известной долей условности можно представить состоящим из двух секторов — прямо регулируемым правительственными органами и Федеральной энергетической комиссией и нерегулируемым. Несмотря на то, что формально нормативно-правовые акты с 1995 г. позволяют независимым от «Газпрома» организациям продавать газ по ценам, отличным от директивно устанавливаемых, их газ входит в общий баланс, разрабатываемый Минэнерго. Это ведет к тому, что основные экономические параметры «свободного» сектора формируются под влиянием, прямым или косвенным, административных мер, что позволяет некоторым специалистам утверждать, что на самом деле происходит лишь распределение газа по лимитам. И все же следует признать, что независимые производители газа имеют на внутреннем рынке России большую свободу маневра, чем «Газпром». Важным моментом дискуссии является тот факт, что «Газпром» поддерживает идею рынка, состоящего из двух секторов.

Очевидно, что совершенствование условий функционирования «Газпрома» должно стать частью более широкой реформы, открывающей газовый рынок для конкуренции. Однако условия конкуренции должны быть равными для всех участников, включая «Газпром».

Наметился концептуальный консенсус по вопросу о том, что «нерегулируемый» сектор должен становиться действительно свободным и его удельный вес должен расти. Признается роль государства и регулирующего органа в этом процессе.

Федеральная энергетическая комиссия хотела бы иметь нерегулируемый сектор в составе общего федерального оптового рынка газа (по модели ФОРЭМ в электроэнергетике). Независимые производители газа, как и «Газпром», должны иметь прямой доступ к системе оптовой торговли газом. В роли покупателей должны выступать региональные газораспределительные организации, компании по сбыту газа, оптовые покупатели и крупные конечные потребители газа. Со временем доля сектора с регулируемыми ценами будет сокращаться и, в конечном счете, обслуживать только население, коммунальные и бюджетные организации.

Важную роль в становлении рыночных отношений должна сыграть газовая биржа. Это было бы шагом в направлении к установлению равновыгодности внутреннего и внешнего рынка газа, что помогло бы смягчить обостряющиеся противоречия интересов между «Газпромом» и независимыми производителями.

Не входящие в систему «Газпрома» производители становятся все более заметными участниками газового рынка. В 2001 г. на их долю приходилось примерно 11% общей российской добычи газа, а в 2003 г. уже 13%49. По оценкам, при благоприятных условиях через 10-15 лет независимые от «Газпрома» организации могли бы увеличить добычу газа до 200 млрд. куб. м.

Располагая, в отличие от «Газпрома», некоторой гибкостью при установлении цены на свой газ, независимые производители, однако, должны платить более высокие тарифы за его прокачку по магистральным трубопроводам, их доступ к трубе зависит от «Газпрома», их газ, как уже отмечалось, включается Минпромэнерго в общий баланс со всеми вытекающими последствиями. Среди других препятствий представители независимого газового бизнеса отмечают фактическую зависимость от внутренней политики «Газпрома», от позиции администраций регионов, от крупных нефтяных компаний, диверсифицирующих свою деятельность, от газопереработчиков. Наконец, существуют и технические проблемы. В целом ряде случаев независимые производители не имеют возможностей для подачи газа из своих сетей, работающих на давлении 12 атмосфер, в магистральные сети «Газпрома» с давлением 55 атмосфер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.