на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

Далее следует представить обоснование необходимого уровня цены на газ, который обеспечит условия развития газовой отрасли при заданных Правительством РФ объемах добычи, а также своевременной и надежной поставки газа российским потребителям. Органы государственного регулирования естественных монополий совместно с ОАО «Газпром» должны разработать механизм ежегодного учета в ценах на газ инфляционного развития экономики и соответствующей корректировки принятых Правительством РФ уровней цен на газ с учетом этого фактора. Правительству РФ необходимо определить на период 2004-2010 гг. ежегодные темпы изменения оптовых цен на газ (с учетом инфляционного развития экономики).

Орган государственного регулирования естественных монополий ежегодно устанавливает оптовые цены на газ с учетом инфляционного развития экономики страны на основе принятых бюджетом темпов инфляции и доводит их до производителей и потребителей газа не позднее 1 июля. Ввод в действие оптовых цен на газ осуществляется с 1 января следующего года.

Также на первом этапе реализации Программы предусматриваются:

•  утверждение органом государственного регулирования естественных монополий в ТЭК методики формирования тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам, проведение экономических расчетов по ним, апробация методики на внутрисистемных тарифах на транспортировку газа;

•  расширение нерегулируемого сегмента рынка газа, реализуемого по договорным (свободным) ценам;

•  осуществление антимонопольного контроля за ценами на этом сегменте;

•  введение сезонной дифференциации цен на газ;

•  совершенствование поясных оптовых цен на газ с целью ликвидации перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других, находящихся в различных ценовых поясах;

•  введение в 2004 году дифференциации цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима потребления;

•  ликвидация в 2005 году перекрестного субсидирования как по категориям потребителей, так и по регионам страны;

•  переход в 2005 году к применению договорных цен на газ, поставляемый российским потребителям (кроме населения и бюджетных организаций);

•  введение государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа, единых для всех потребителей этих услуг, возмещающих необходимые капитальные вложения для устойчивого функционирования и развития Единой системы газоснабжения;

•  достижение в 2006 году уровня оптовых цен на газ, обеспечивающего условия самофинансирования газовой отрасли.

2-й этап. 2007-2010 гг.

На втором этапе реализации Программы целью ставится поэтапное достижение к 2010 г. уровня цены на газ, обеспечивающего рациональные соотношения цен на топливно-энергетические ресурсы, с учетом их основных качественных характеристик, технологических особенностей и степени воздействия на окружающую среду.

Кроме того в Программе учтены:

• достижение уровня цены на газ, обеспечивающего равную доходность его реализации на внутреннем рынке страны и при поставках на экспорт;

• введение начиная с 2007 года специального налога к цене газа, взимаемого непосредственно с его конечных потребителей;

• переход начиная с 2007 года от ценообразования на транспортировку газа по принципу «затраты плюс прибыль» к формированию тарифов по принципу нормы возврата на вложенный капитал.

Помимо коренного изменения подходов в области государственного регулирования цен на газ, нуждается в совершенствовании и еще одна область регулирования в газовой отрасли - устанавливаемые ФЭК России тарифы на услуги по транспортировке газа, оказываемые ОАО «Газпром» независимым организациям.

Так, в 2003 году эти тарифы были повышены на 20% не с 1 января, как оптовые цены на газ, а лишь с 1 августа. В результате среднегодовое повышение тарифов составило лишь 8,5%, т.е. менее запланированной инфляции. Несвоевременная корректировка тарифов привела к образованию у «Газпрома» убытков от этого вида деятельности в 2003 году в размере 1,9 млрд. руб. Ожидаемые убытки в 2004 году в условиях применения действующих тарифов в размере 16,56 руб. за 1000 куб. м на 100 км оцениваются на уровне 1,96 млрд. руб.

В настоящее время ОАО «Газпром» подготовлены и направлены на рассмотрение в ФЭК России методики, предусматривающие введение сезонной дифференциации регулируемых оптовых цен на газ, совершенствование (расширение) их действующей территориальной дифференциации и определение базовых регулируемых оптовых цен. Указанные методики, подготовленные компанией в рамках дальнейшего совершенствования ценообразования в отрасли, находятся на завершающей стадии рассмотрения и в ближайшее время будут утверждены ФЭК России по согласованию с ОАО «Газпром».

Кроме того, в ФЭК России направлена методика установления регулируемых двуставочных тарифов на услуги по транспортировке газа, введение которых предполагается взамен регулирования оптовых цен на газ. Реализация предложенных в методике подходов позволит обеспечить значительно большую «прозрачность» формирования тарифов для потребителей и потенциальных инвесторов.


2.1.2 Создание организованных рынков и развитие биржевой торговли газом

Необходимое соблюдение интересов производителей и потребителей в потенциально конкурентных и конкурентных сферах деятельности может быть обеспечено рыночными инструментами. Одним из ключевых моментов при этом является развитие биржевой торговли реальным товаром, которая позволит организовать использование производных инструментов, что является важным для управления рисками данного рынка. В качестве приоритетных видов биржевых контрактов должны рассматриваться контракты с немедленной и отсроченной поставкой реального товара, а также фьючерсные контракты с поставкой товаров на биржевой склад. Механизмы биржевой торговли позволяют преодолеть закрытость внутреннего рынка, решить под контролем государства задачи саморегулирования ценообразования и балансировки спроса и предложения, упорядочить взаимоотношения как хозяйствующих субъектов между собой, так и с государством (например, в вопросах налогообложения), стимулировать привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

Описание: Рисунок 7

Развитие биржевой торговли должно происходить на рынках газа. Необходимо отметить, что функционирование созданной недавно системы электронных торгов может рассматриваться как положительный сдвиг в направлении развития организованной торговли газом. Вместе с тем, созданная система не в полной мере отвечает требованиям справедливой торговли.

Некоторое время назад в МАП России рассматривалось дело по фактам ограничения конкуренции, связанным с проведением электронных торгов, по результатам рассмотрения которого было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Стоит отметить, что в настоящее время происходят определенные изменения в системе электронных торгов, направленные на улучшение сложившейся ситуации, которые, однако, не смогут улучшить ее кардинально.

Это связано с тем, что сложившаяся система представляет собой по большому счету площадку перераспределения газа и денег внутри группы лиц ОАО «Газпром». Все сделки - расчеты, учет и т.д. – сейчас проводят на ней в первую очередь для ОАО «Газпром» и аффилированных с ним структур и в последнюю - для сторонних компаний. Те ценовые параметры, которые формируются по результатам электронных торгов, отражают интересы именно группы лиц ОАО «Газпром». Должным образом не учитываются интересы сбытовых организаций и потребителей, которые в меньшей степени могут влиять на ценообразование, на достижение баланса интересов поставщиков и потребителей газа.

По мнению МАП России, деятельность созданной недавно системы электронных торгов необходимо менять, и строить ее надо на иных принципах. Торговля газом должна осуществляться на биржевой площадке. При этом должны учитываться особенности технологии транспортировки газа, диспетчеризации, что, по сути, означает необходимость выстраивания технологической инфраструктуры. При этом на бирже должен торговаться газ как ОАО «Газпром», так и независимых производителей. Возможно и участие «импортного» газа. 1-2

Причем доля газа, продаваемого на бирже ОАО «Газпром», должна зависеть от того, насколько соблюдены условия конкуренции на стороне предложения газа и насколько обеспечено отсутствие возможности доминировать и злоупотреблять на этом рынке. Также важно, чтобы спрос при этом формировался всеми заинтересованными сторонами: газосбытовыми организациями, крупными потребителями.

Предстоит сформировать оптимальное рыночное соотношение долгосрочных контрактов и спотового рынка. Развитие биржевой торговли газом будет способствовать развитию долгосрочных контрактов, индикатором цены для которых должна служить цена, складывающаяся в результате биржевых торгов.

Схема организации биржевой площадки для торговли газом может быть в чем-то аналогична схеме, созданной в электроэнергетике. В этой сфере в соответствии с пакетом законов по электроэнергетике создан Администратор торговой системы, или коммерческий оператор на рынке электроэнергии. Указанный коммерческий оператор выполняет две функции.

Первой функцией является непосредственная организация торговли электроэнергией в конкурентном режиме в сегменте 15 процентов производства и 30 процентов потребления (электроэнергия торгуется с суточной заблаговременностью в режиме почасовых заявок). С 1 ноября 2003 года осуществляются уже не имитационные торги, а опытно-промышленная эксплуатация. В целом опыт торговли электроэнергией можно признать достаточно успешным.

Кроме того, Администратор торговой системы не только непосредственно организует торговлю электроэнергией, но и обеспечивает взаимодействие с технологической инфраструктурой: системным оператором, с федеральной сетевой компанией, что является принципиально важным, поскольку электроэнергия, так же как и газ, имеет жесткую технологическую специфику, потому вопросы диспетчирования, транспорта, распределения должны учитываться при принятии решений по уровням цен. Таким образом, цены формируются в зависимости от топологии сети и от того, какие потребители и какие производители участвуют в торгах.

Вторая функция - это функция сорегулирования. При обсуждении пакета законов по электроэнергетике стало понятно, что государственное регулирование потенциально конкурентных сфер деятельности на данном рынке неэффективно и сопряжено с нецивилизованными формами лоббирования, а саморегулирование является преждевременным, поскольку специфика рынка электроэнергии такова, что принятие невзвешенных решений может дестабилизировать ситуацию в экономике в целом. В этих условиях необходимо создание именно процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа и оказания услуг с привлечением организаций-пользователей и их объединений.

В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ от 26.03.03 «Об электроэнергетике» Наблюдательный совет Администратора торговой системы состоит из 16 человек, из которых 8 - это представители участников рынка (по 4 от производителей и потребителей) и 8 - представители государства (по 4 - от представителей законодательной и исполнительной власти).

В уставе Администратора торговой системы и непосредственно в Федеральном законе «Об электроэнергетике» указано, что он участвует в подготовке правил функционирования рынка электроэнергии. По сути, и правила оптового рынка, которые приняты в настоящее время, и ряд других документов, которые составляют правовую основу рынка электроэнергетики, основаны на принципах сорегулирования, когда за круглым столом встречаются и представители государства, и представители бизнеса. При этом каждый из них несет ответственность в пределах той компетенции, которая на них возложена законодательством. Созданная структура позволяет практически исключить механизмы нецивилизованного лоббирования. Необходимо также отметить, что качество и сроки подготовки документов существенно отличаются в лучшую сторону, так как в этом процессе задействован интеллектуальный потенциал как органов государственной власти, так и участников рынка.

В настоящее время активно обсуждается создание «Координатора рынка газа». Считаем, что его функции для рынков газа могут быть схожими с функциями Администратора торговой системы на рынке электроэнергии.

2.1.3 Обеспечение требований недискриминационности на рынках газа

Обеспечение требований недискриминационности на рынках газа является необходимым условием дальнейшего развития рыночных отношений в данном секторе рынка. Акцент в программах Правительства Российской Федерации по структурным реформам ставится, в частности, на решении вопросов обеспечения требований недискриминационности доступа на рынки и недискриминационности оказания соответствующих услуг. Такие требования должны соотноситься с конкурентным законодательством.

Опыт применения антимонопольного законодательства свидетельствует о том, что в ходе структурных реформ необходимо расшить «узкие места», в отношении которых требования недискриминационности имеют решающее значение для развития конкуренции. Это сферы деятельности естественных монополий, сферы, сопряженные с деятельностью субъектов естественных монополий, инфраструктурные сферы деятельности, построенные на специализированных мощностях, создать которые по причинам экономического и технологического характера проблематично как для отдельных участников рынка, так и для их объединений, и от услуг которых зависят перспективы развития конкуренции на сопряженных товарных рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.